Развитие наблюдательности и зрительной памяти. Упражнения для развития наблюдательности Как наблюдательность помогает в жизни

Наблюдательность человека — это его способность подмечать характерные и существенные свойства людей, явлений и предметов. Развивать наблюдательность важно не только в профессиональной сфере, но и в жизни.

Зачем развивать наблюдательность

Наблюдательность позволяет лучше понимать происходящее вокруг нас, видеть то, что срыто от наших глаз (малозаметные детали) или пытаются от нас скрыть. Она позволяет замечать схожесть различных объектов, и наоборот видеть различия в схожем.
Развитие наблюдательности помогает не только раскрыть сущность того или иного человека, но и позволяет предвидеть его поведение в будущем.
Развитая наблюдательность помогает за меньшее количество времени оценить ситуацию и принять правильное решение.
Наблюдательность является источником идей и вдохновения во всех областях жизнедеятельности человека. Многие люди творческих профессий, ученые и изобретатели, писатели и художники, своими достижениями обязаны именно собственной наблюдательности и любознательности.

Как развить наблюдательность

Развитие наблюдательности тесно связано с развитием памяти. Уделяйте внимание своей памяти.


Наблюдательность формируется не только когда мы запоминаем увидено в мелочах, но и когда мы то, что видим пропускаем через себя. Будьте более восприимчивы, более открыты новым знаниям, не будьте равнодушны, думайте, анализируйте увиденное и услышанное.

Говоря о развитии наблюдательности уместно вспомнить слова русского писателя Константина Георгиевича Паустовского, который считал, что немаловажным условием наблюдательности является развитие чувствительности зрительного анализатора. Вот его слова:

«Хороший глаз — дело наживное. Поработайте, не ленитесь, над зрением. Попробуйте месяц или два смотреть на все с мыслью, что вам это надо обязательно написать красками. В трамвае, в автобусе, всюду смотрите на людей именно так. И через два-три дня вы убедитесь, что до этого вы не видели на лицах и сотой доли того, что заметили теперь. А через два месяца вы научитесь видеть, и вам уже не надо будет понуждать себя к этому.»

Другой выдающийся человек, американский психолог Джон Уильям Аткинсон для развития наблюдательности рекомендовал выполнять следующие упражнения:


Упражнение на развитие наблюдательности № 1

Наиболее простое и эффективное упражнение на развитие наблюдательности заключается в умении видеть обычные вещи.

Возьмите какую-нибудь обыкновенную вещь (телефон, книгу, утюг…), положите или поставьте ее перед собой. В течении некоторого времени, спокойно, но внимательно смотря на нее попытайтесь запечатлеть ее в своей памяти. После закройте глаза и мысленно, во всех подробностях воссоздайте образ. Затем откройте глаза и обратите внимание на то, что не хватает вашему мысленному образу. Снова закрыв глаза, усовершенствуйте изображение. Продолжайте до тех пор, пока вам в точности не удастся создать четкий умственный образ в мельчайших подробностях.


Упражнение на развитие наблюдательности № 2

После того как вы в достаточной мере овладели первым упражнением, вспомните предмет который вы рисовали у себя в голове и перенесите его на бумагу. И не важно, что вы не художник, нарисуйте его. Вначале можно рисовать что-нибудь попроще, только не смотрите на предмет, вспоминайте мысленный образ.

После того как нарисовали, посмотрите на предмет. Все ли детали вы отобразили? Поступайте так же как и в первом упражнении, уберите предмет и дорисуйте то чего не хватало.


Упражнение на развитие наблюдательности № 3

Очень ценный способ развития наблюдательности является умение рассмотреть детали объекта. Не пытайтесь с первого раза воспринять и запомнить весь объект (предмет) целиком. Это на первых стадиях развития наблюдательности сделать сложно. Замечайте и запечатлевайте отдельные подробности предмета, и после переходите к следующим.

Попытайтесь описать характерные черты лица одного из своих знакомых, и вы удивитесь неясности своего представления. А все по тому, что никогда хорошенько в него вы не всматривались. Стоит ли говорить о посторонних лицах. Смотря на лицо человека и пытаясь его запомнить многие допускает эту ошибку, не обращают внимание на детали, а пытаются запомнить его в целом.

Начните тренироваться на ваших знакомых, рассмотрите глаза человека, его нос и рот, потом подбородок, цвет его волос, общую форму головы и т.д. Далее начните рассматривать каждого встречающегося вам человека, изучайте внешность. Вскоре вы удивитесь, с какой легкостью вам запоминаются подробности и в наружности посторонних вам людей.

Это упражнение применимо к любым объектам и предметам. Опишите здание, которое встречается вам каждый день по пути на работу. Уверен, что многие не смогут дать четкое описание, лишь смогут составить о его внешнем виде отдаленное понятие - форма, цвет, сколько этажей. Но что касается местонахождения и размера дверей, числа окон в каждом этаже, формы крыши, расположения труб, карнизов и т.п., то вы поймете, что не сможете дать себе в этом ясный отчет. Повторю, обращайте внимание в первую очередь на детали, следуйте от частного к общему.


Упражнение на развитие наблюдательности № 4

Это упражнение в игровой форме. Попросите кого-нибудь положить на стол сем — десять предметов и пусть он их накройте чем-нибудь. Подойдя снимите то, что их накрывает, и в течении десяти секунд попытайтесь четко запомнить эти предметы. Закрыв, попробуйте как можно точнее описать их на бумаге. Со временем количество лежащих на столе вещей может увеличиваться.

Удивительно, какой наблюдательности достигают с помощью подобных игр некоторые лица. Развитые подобным методом способности обострят вашу наблюдательность до такой степени, что вы без труда сможете видеть много того, что не заметят другие, и тем самым получите огромную подмогу в делах. Это упражнение часто в своей практике используют индийские йоги.

Упражнение на развитие наблюдательности № 5

Многие люди схватывают содержание и смысл статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости листающие газеты, имеют такую способность. Журналисты способны схватить смысл статьи, только лишь краем глаза взглянув на несколько строчек. Рецензенты тоже обладают такой способностью.

Дело все в практике. Попробуйте начать с прочтения одним взглядом нескольких слов, затем целой фразы, предложения, маленького абзаца и т.п. При развитии наблюдательности следует поступать, как поступают спортсмены при развитии мускулатуры — сперва развивают один мускул, далее последовательно доходят до целой группы мускулов.


Упражнение на развитие наблюдательности № 6

Очень полезно для развития наблюдательности мысленно составлять обстановку комнаты в которую вы заходили.

Войдя в комнату, произведите беглый осмотр. Попытайтесь получить четкую «мысленную фотографию» как можно большего числа предметов. Запомните размер комнаты, ее высоту, число окон и дверей, цвет обоев, количество стульев, столов, ковров, картин и пр.

Выйдите из комнаты, запишите то, что видели и смогли запомнить, сравните запись с оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь идеального результата. Эта практика в дальнейшем поможет вам точно описывать любое посещаемое вами помещение.


Упражнение на развитие наблюдательности № 7

Вечером, перед сном сделайте обзор всех ваших дневных занятий, и постараться припомнить вещи, предметы, лица людей, с которые вам встречались. Вы удивитесь, малости того, что будете припоминать в начале, и количеству того, что сможете вспомнить после каждодневной практики. Ваша подсознательное мышление поймет, что ясно замечать предметы и лица это необходимость.

Тема 11. Психология наблюдательности и методика ее развития

ПРАКТИКУМ

(Материалы для студентов)

Наблюдательность - способность человека, проявляющаяся в умении подме­чать существенные, характерные, в том числе и малозаметные, свойства предметов и явлений. Наблюдательность предполагает любознательность, пытливость и при­обретается с опытом 1 .

Есть люди, которые от природы обладают наблюдательностью. Они помимо своей воли подмечают и запечетлевают в памяти все, что происходит вокруг. К сожалению, далеко не все сотрудники органов внутренних дел обладают этим необходимым качеством. Однако, при помощи определенных упражнений наблю­дательность можно развить.

Упражнение 1.

Интервал между сидящими в полукруге составляет 10 сантиметров. Локоть каждого слегка касается локтя соседа, сидящего справа и слева. Таким образом, локти играющих соединены в единую непрерывную линию. Один из группы, "водящий", располагается лицом к полукругу так, чтобы хорошо видеть всех.

Сигналом к началу игры может быть слово, звук, жест и т.д. По сигналу "начали" крайний в полукруге легким нажатием "посылает" двигательный "им­пульс" - толчок - локтю своего соседа, который, приняв сигнал, точно так же должен передать его дальше. Таким образом, "импульс" двигается по всему полу­кругу справа налево или слева направо.

Задача играющих в том, чтобы движение "импульса" было непрерывным, но таким, чтобы "водящий" не успел "засечь" по движению локтя момент передачи или приема импульса. Цель же "водящего" как раз и состоит в том, чтобы момент передачи зафиксировать, то есть "умудриться" поймать движение, которое от него скрывают. Если "водящий"правильно "засек" передающего или принимающего импульс, назвав его имя, то "пойманный" становится водящим, последний же занимает его место в полукруге и игра начинается снова.

Движение "импульса" не должно начинаться тотчас вслед за сигналом к игре. Начинающий игру может послать первый импульс с интервалом от 5 до 15 секунд после сигнала, как бы запутывая "водящего", чтобы не оказаться в ситуации пойманного тотчас, а улучая мгновение, когда он сумеет "обмануть" бдительного водящего.

Если "импульс" не ловится "водящим" в течение 1-2 минут, то руководитель занятия временно заменяет "водящего".

Роль "водящего" увлекательна тем, что поймать глазом само движение подчас очень трудно, и. он должен опираться на разные косвенные, дополнительные сигналы, и прежде всего на глаза играющих. В них, как правило, и содержится главный источник информации и движения "импульса", скрыть который, при всем желании, удается не всем и не всегда.



Игра требует честности со стороны играющих, ибо доказательство правоты "водящего" лежит подчас в психологической сфере, в сфере интуиции и трудно объяснимо словами. 1

Упражнение 2.

Одному из членов группы предлагается внимательно "осмотреть" аудиторию в течение нескольких секунд и затем, отвернувшись, ответить на ряд вопросов. В какой последовательности сидит группа?

Кто из присутствующих в форме? Кто в костюме? Кто в куртках? Что делали т.т....? Кто улыбался?

Какие книги лежат на столах? Их названия? Кто пострижен? Кто отсутствует на занятии?

Упражнение 3.

Хорошо ли Вам известен внешний облик товарищей по группе? Присмотри­тесь к соседу справа. Найдите в его облике то, чего не замечали до сих пор. Какие у него глаза, какой формы? Какого цвета? А волосы? Посмотрите на форму уха, подбородка. Сравните с левым соседом. В чем различие? А какие у него руки? Длина пальцев, величина и форма ногтей. Отвернитесь, и вспоминая соседа, опишите его нам. Каждый выбирает индивидуальный объект наблюдения из числа членов группы и внимательно изучает его.

Теперь отвернитесь от своего объекта и подробно опишите его своему соседу так, чтобы он понял, о ком идет речь. 2

Упражнение 4.

Группа образует круг. Испытуемый в центре.

Все отворачиваются от испытуемого на 180 градусов. Испытуемый должен дать описание глаз своих товарищей - их величину, форму, цвет и т. д.

Группа возвращается в исходное положение и испытуемый имеет возмож­ность проверить свою наблюдательность.

Затем ему дается 1-2 минуты на то, чтобы "вглядеться" в глаза своих коллег, стоящих в кругу. Распределите время - надо успеть в отведенное время рассмотреть всех.

Время. Испытуемый приступает к работе.

По команде "стоп" группа вновь отворачивается от испытуемого. А он начинает последовательно описывать глаза каждого из своих товарищей. Остальные члены группы проверяют правильность "описания". Поменяйте состав "круга".

Уменьшите время экспозиции испытуемого вначале на 40 сек., потом до 30, 20 сек., повторите упражнение. Задание должен выполнить каждый. 1

Шмойлов М.Г. Мастерство актера. Л., 1990. с.20-22

Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 81

Упражнение 5.

Группа делится на пары.

Каждый вспоминает о своем партнере, как он сидит, ходит, смотрит, слуша­ет, разговаривает, его излюбленные слова, его привычки, особенности. Попытай­тесь уловить своеобразие его " способа думать", догадайтесь о его самочувствии во время общения с Вами, а не с кем-нибудь другим - поймите его отношение к Вам. 2

Упражнение 6.

Закрыв глаза, нужно пройти через всю комнату к своему месту и сесть. Не спешите. До того, как идти, надо еще много сделать. Внимательно изучите пред­стоящий путь.

Попытайтесь мысленно с открытыми глазами проделать весь путь. Представь­те, как идете к столу, подходите к нему, садитесь. Закройте глаза. И мысленно проделайте тоже самое. Сколько мысленных шагов понадобилось Вам? Откройте глаза. Прикиньте, верно ли Вы рассчитали шаги.

Теперь закройте глаза и идите. У Вас должно быть ощущение, что двигаетесь в хорошо известном Вам пространстве. Нет, не надо считать шаги! Лучше откройте глаза на мгновение, чтобы убедиться, на том ли Вы месте, где предполагали.

Это не спортивное упражнение, не стремитесь пройти лучше всех, не это нам нужно. Цель - развитие осознанного внутреннего видения. Поэтому, самое глав­ное, когда идете - старайтесь увидеть Ваш путь на экране внутреннего зрения.

После уверенного выполнения упражнения, когда ясно, что выполняющий упражнение действует не механически, подсчитывая количество шагов, а активно пользуется внутренним видением, можно ввести усложнение. На пути ставится одно или два препятствия, стулья или столы, которые надо обойти и не задеть. 3

Упражнение 7.

На столе лежат несколько предметов: бумага, ручка, резинка. Испытуемому дается задание: в течение 15 секунд (в следующих сериях соответственно 10 и 5 сек.) "сфотографировать" эти предметы. Затем отвернуться и мысленно попы­таться описать, дав их пространственное расположение.

Упражнение 8.

На столе лежат несколько предметов: часы, ручка, портсигар, бумажник, книга и т. д. Испытуемый входит в аудиторию, 10 сек. "изучает" предметы, а затем отворачивается. Руководитель занятия меняет расположение предметов и предла­гает испытуемому восстановить на столе их исходное расположение.

Этому упражнению можно придать характер состязания, если вызвать не одного, а трех испытуемых.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. М., 1967. с. 95

2 Там же, с. 210-211

3 Там же. с. 89

Упражнение 9.

Один из выполняющих упражнение садится на стул. Другой берет какой-либо предмет, закрывает его рукой и, подходя к сидящему, на счет " раз, два, три" показывает этот предмет и снова закрывает его. Сидящий рассказывает, что он успел рассмотреть за это время. В качестве предмета, например, может исполь­зоваться связка ключей 1 .

Упражнение 10.

Несколько человек выстраиваются в ряд. Испытуемый входит в аудиторию и рассматривает их 15 сек. После чего он выходит из комнаты. В это время стоящие меняются местами, одеждой, изменяют позы и др.

Задача испытуемого - устранить внесенные изменения.

Время экспозиции от упражнения к упражнению должно уменьшаться.

Упражнение 11.

Испытуемый в течение 15-20 сек. внимательно смотрит на своих товарищей, а затем выходит из аудитории. Во время его отсутствия члены группы пересаживаются на другие места.

По возвращению в аудиторию испытуемый должен указать на происшедшие перемещения.

Упражнение12.

Из спичек составляются сложные геометрические фигуры, их показывают испытуемым. Затем фигуры разрушают. Задача испытуемых - восстановить ис­ходные геометрические фигуры.

Упражнение 13.

Аналогичная процедура проводится и со вторым участником. 1

1 Шихматов Л.М. Сценические этюды. М., 1957. с. 22.

Упражнение 14.

Группе предлагается следующая задача: внимательно осмотрите аудиторию (столы, потолок, пол, окна, мебель и др.) И затем, не глядя на эти объекты, перечислите, что требует ремонта. Практика показывает, что вначале, по большей части, оценки "строителей" не соответствуют истинной картине, и только проде­лав ряд упражнений, они начинают верно описывать то, что видят.

Цель этих упражнений - добиться того, что Станиславский называл " учиться смотреть и видеть, слушать и слышать".

Упражнение 15.

Выполняющего упражнение просят внимательно рассмотреть предложенную монету. Затем она смешивается с другими монетами аналогичного достоинства. Задача испытуемого - найти ее среди остальных.

Упражнение 16.

Когда нам что-нибудь хорошо знакомо, мы говорим, что знаем это, как свои пять пальцев. А хорошо ли нам известны свои пять пальцев? Своя ладонь? Рас­смотрите их внимательно, Вы обнаружите много нового, незамеченного раньше. Возьмите руку соседа для сравнения.

Есть ли разница между ладонями левой и правой руки? В чем она проявляет­ся 2 ?

Упражнение 17.

Кому хорошо знакомы свои ручные часы? Снимите их, пустите по кругу.Рас­сказывайте о них, а группа будет проверять Вас. Возьмите их на минутку. Рас­смотрите. И вновь отдайте товарищам, рассказывайте. Вспомните, какая форма шестерки на циферблате? А тройка? Вспомните часовую стрелку, минутную, особенности корпуса и т. д. 3

Упражнение 18.

Когда Вы идете по улице, упражняйтесь в "мгновенном фотографировании".

Вы видите идущего навстречу человека. Внимательно посмотрите на него одну секунду а затем отведите свой взгляд. Постарайтесь сразу же восстановить его "фотографию" в памяти, а затем сравните "снимок" с оригиналом.

Точно также упражняйтесь на "фотографиях" афиш, витрин магазинов, до­мов. Ваш глаз должен на секунду точно запечатлеть изображение во всех подробностях. Вернее, глаз-то ваш это умеет, он только так и делает. А вот успеть осознать запечатленное памятью изображение мы не всегда умеем. Такое умение надо тренировать. 1

1 III их матов Л. М. Сценические этюды. М., 1957. с.15

2 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 82

Упражнение 19.

Пока руководитель занятия считает до 30, найдите в аудитории предметы, названия которых начинаются с буквы "С".

29, 301 Пожалуйста, кто первый?

Сверток, стул, стол, спички, стена, стекло, створка, сидение, сигареты...
Кто добавит?

Серьги, серебро, сталь...

Сетка, сборник, страницы, скрепка...
-Ступня, стена...

Сукно, строчки... -Солнце, свет... -Синяк...

Сучок! Все!

Итак, общими усилиями, за 1 минуту мы отыскали в комнате 24 предмета на букву "С". Теперь за полминуты отыщите все предметы на букву "Т". 2

Упражнение 20.

Давайте мысленно совершим прогулку по Новому Арбату. Мы с Вами идем по левой стороне от Арбатской площади к Садовому кольцу.

Попытайтесь восстановить видеоряд домов, ничего не пропуская. Помогите себе мысленной речью.

Все дошли до Садового кольца? Теперь озвучим ваш фильм. Пусть это делают по очереди все члены группы.

Теперь вернемся к Арбатской площади по противоположной стороне проспекта. Ход обсуждения может быть изменен.

Попробуем совершить прогулку от станции метро "Площадь Ногина" до здания ВЮЗШ МВД России - по улицам Забелина и Солянке. Ваши наблюдения.

Упражнение 21.

Это упражнение можно проводить на протяжении ряда занятий.

Руководитель пускает по кругу репродукцию (фотографию, открытку) с видом какого-нибудь города, не знакомого аудитории. Репродукция переходит из рук в руки, задерживаясь у каждого члена группы только на один счет.

Эта открытка пускается на 1-2 круга. Затем участники рассказывают об увиденном. На следующем занятии руководитель просит их вспомнить вид горо­да.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с.86

После обсуждения и восстановления сюжета, руководитель пускает репро­дукцию по кругу для "мгновенного фотографирования" на каждый счет.

То же самое повторяется еще на нескольких занятиях. Каждый раз "момен­тальное фотографирование" усиливает новые, незамеченные прежде детали.!

Упражнение 22.

Участники образуют кольцо. По кругу пускается открытка или репродукция картины. Каждый участник имеет возможность рассмотреть ее в течение 10 сек. и затем передать следующему по цепочке. По завершению круга открытка (ре­продукция) возвращается руководителю занятия.

Теперь попытаемся воспроизвести детали картины.

Упражнение постепенно усложняется введением в круговое восприятие вна­чале двух, а затем трех, четырех или пяти открыток (репродукций). Принцип работы тот же самый с той лишь разницей, что по мере увеличения картин для восприятия должно увеличиваться и число кругов восприятия до трех-четырех.

Затем это число можно уменьшить.

Анализ картин может осуществляться поочередно. 2

Упражнение 23.

Более сложный вариант предыдущего упражнения может начинатьсятакже. Но когда пять открыток пройдут по два круга, руководитель занятия неожиданно добавляет к ним еще три новые открытки, о существовании которых участники упражнения не подозревали.

Когда новые открытки пройдут один круг, все восемь открыток откладыва­ются.

Упражнение 24.

Участники по очереди (или по вызову руководителя занятия) встают и, закрыв глаза, начинают описывать то, что находится от них справа, слева, спереди, сзади. Руководитель может повернуть их лицом к окну, двери, несколь­ко раз повернуть вокруг собственной оси, чтобы у испытуемых изменилась ори­ентация в пространстве. 4

Упражнение 25.

Группа разбивается на пары. В каждой паре один вначале играет роль "натур­щика", второй -"скульптора", затем они меняются ролями. Исходное положе­ние: "скульпторы" стоят спиной к "натурщикам". По первому сигналу руководителя занятия "натурщики" принимают определенную позу и мимическое выражение, по второму сигналу -"скульпторы" поворачиваются и в течение 5 секунд рассматривают своих партнеров. По третьему сигналу "скульпторы" от­ворачиваются, а "натурщики" быстро меняют свою позу. По новой команде руководителя занятия "скульпторы" подходят к "натурщикам" и начинают "ле­пить" исходные позы и мимику. Упражнение может быть выполнено и коллек­тивно. В этом случае выделяются 2-3 "натурщика", а остальные члены группы выступают в роли "скульпторов" и восстанавливают исходные позы совместными усилиями.

1 Гиппиус С. Гимнастика чувств. Л., 1967. с. 118-119

2 Там же. с. 100-101

3 Там же. с.101-102

4 Основы педагогического мастерства. М., 1989. с. 164

Упражнение можно усложнить следующим образом. Из группы выбирается один "скульптор". Руководитель произносит команду "Замерли" и вся группа неподвижно застывает.

Каждый должен запомнить принятую им позу и мимику, а "скульптор" пытается запомнить позу и мимику всех. Через определенный промежуток вре­мени (его продолжительность определяет ведущий, обычно в интервале 1 -2 ми­нуты, в зависимости от величины группы), внимательно запечатлев мизансцену, "скульптор"отворачивается. В это время (около 10 сек.) участники делают не­сколько изменений в своих позах, мимике, одежде. После того, как изменения внесены, "скульптор" вновь поворачивается к группе. Его задача - обнаружить эти перемены. 1

Упражнение 26.

Преподаватель показывает слушателям изображение (см. рис. 8.1) и предла­гает ответить на следующие вопросы:

1.Вверх или вниз по течению идет пароход?

2.Какое время года изображено?

3.Глубока ли река в этом месте?

4.Далеко ли до пристани?

5.На каком берегу находится пристань?

6.Какое время года изобразил художник?

7.Имеются ли несоответствия в рисунке?
Обработка результатов.

Если испытуемый безошибочно ответил на все вопросы, его ответ оценивается на 5 баллов, что свидетельствует о высокоразвитой способности устанавливать причинно-следственные связи между объектами; если правильно ответил на 5-6 вопросов, то он получает 4 балла, что свидетельствует о хорошо развитых способ­ностях; если ответил на 4-5 вопросов, то его ответ оценивается в 3 балла, что свидетельствует о средних способностях; если ответил на 2-3 вопроса- 2 балла, что свидетельствует о плохо развитых способностях; если ответил меньше, чем на 2 вопроса-1 балл, что свидетельствует о неразвитых способностях.

1. Основы педагогического мастерства. М.. 1989. с. 163

Упражнение 27.

Руководитель занятия показывает аудитории два рисунка (рис. 8.2) и просит членов группы перечислить все детали, которыми отличаются их сюжеты.

Упражнение 28.

Участникам можно предложить по внешним признакам поведения людей на улице, в транспорте, в театре, в кафе и т.д. (предлагается видеозапись) определить их внутреннее состояние, профессию, общественное положение, обстоятельства, которые оказывают влияние на их поведение в данный момент.

Особый интерес представляет наблюдение за взаимоотношениями людей по их поведению.

Упражнение 29.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии лиц в толпе прохо­жих.

Инструкция : руководитель занятия демонстрирует группе несколько секунд фотографию пешеходов на улице. Обучаемые рассматривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Был ли в толпе прохожих человек с определенными приме­тами (приводятся приметы одного из прохожих) ? Что он делал? Как себя вел? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет людей, которых нет на фото­графии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа прохожих в кадре с 5-7 до 12-15. При 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются две, потом три фотогра­фии, после чего задаются вопросы по группе снимков.

По мере повторения возможно также уменьшить время экспозиции фотогра­фии до 3 сек.

Упражнение 30.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пе­шеходов по фотографии.

Инструкция: обучаемым демонстрируются фотографии трех лиц, находящих­ся в розыске и предлагается запомнить их. Далее, учащимся дается задание: внимательно просмотреть кино- или видеофрагмент движения пешеходов по ули­це и попробовать опознать разыскиваемых лиц. В чем был одет этот человек, что нес, как себя вел? Целесообразно, чтобы на фрагменте было запечатлено лишь одно или два разыскиваемых лица.

Упражнение может повторятся 5-10 раз на аналогичных фото, кино, видеома­териалах. По мере повторения число предъявляемых фотографий разыскиваемых лиц увеличивается до 5-7. При этом условия опознания разыскиваемых лиц (время пребывания в кадре, измененная внешность) последовательно усложняют­ся.

Вместо кино или видеофрагмента возможно использованиесерии из 5-7 фо­тографий.



Упражнение 31.

Назначение: опознание лиц, находящихся в розыске, в потоке движения пешеходов по словесным портретам.

Инструкция : Порядок выполнения аналогичен предыдущему упражнению.

Упражнение 32.

Назначение: опознание автомашин, находящихся в розыске, по приметам в потоке движения транспорта.

Инструкция: обучаемым зачитываются приметы трех автомашин, находящих­ся в розыске, и предлагается запомнить их. После этого учащихся просят внима­тельно посмотреть кино или видеофрагмент движения транспорта по улице и опознать разыскиваемые автомашины.

Целесообразно, чтобы на кино или видеофрагменте была заснята лишь одна из разыскиваемых автомашин. Вместо кино или видеофрагмента можно исполь­зовать серии из 5-7 фотографий, последовательно раскрывающих движение транс­порта на улице.

Время экспозиции каждой фотографии не более 2-3 сек.

Упражнение может повторятся 5-7 раз на аналогичных кино (видео) или фотоматериалах. По мере повторения число разыскиваемых автомашин увеличи­вается до 5-7, а условия опознания разыскиваемых автомашин (время пребывания в кадре, частичное несоответствие приметам) последовательно усложняются.

Упражнение 33.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии потока автотранс­порта.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе в течение несколь­ких секунд фотографию движущихся по улице автомашин. Обучаемые рассмат­ривают снимок, после чего отвечают на вопрос: "Была ли в потоке движения автомашина с определенными приметами (приводятся приметы одной их автома­шин)? При этом целесообразно привести 1-2 описания примет машин, которых не было на фотографии.

Упражнение может повторятся 8-10 раз на фотографиях более крупного плана с постепенным увеличением числа автомашин в кадре с 5-7 до 12-15. при 5-10 повторениях обучаемым последовательно предъявляются 2, потом 3 фотогра­фии, после чего задаются вопросы по серии фотографий. По мере повторения возможно также уменьшение времени экспозиции фотографиям до 3 сек.

Упражнение 34.

Назначение: нахождение на стоянке автомашины с заданными приметами

Инструкция : порядок выполнения упражнения тот же.

Упражнение 35.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии многоэтажного, многоподъездного дома в вечернее время.

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует группе фотографию пяти­этажного, многоподъездного дома, несколько окон которого открыты, светятся, у подъездов стоят люди. Обучаемые внимательно изучают снимок. После чего им предлагается ответить на следующие вопросы: "Сколько этажей у дома? Сколько подъездов? Сколько квартир с открытыми и светящимися окнами? На каких этажах открыты окна, балконные двери? Кто находиться перед домом, сколько человек, как одеты? Что делают?"

Упражнение повторяется 8-10 раз на фотографиях с большим числом объектов (9 е, 12", 22~этажного дома с большим числом подъездов и окон), людей у дома.

Упражнение 36.

Назначение: развитие наблюдательности при восприятии группы людей в общественных местах.

Инструкция: обучаемым на 15-30 сек. демонстрируется фотография несколь­ких групп людей пред магазином. Одна из групп (3-4 человека), стоящих на переднем плане или чуть в отдалении, распадается. Учащимся задаются вопросы: "Сколько групп людей изображено на фотографии? Сколько человек в каждой группе? Приметы людей в одной из групп. Чем они заняты? Как могут повести себя дальше?"

Упражнение повторяется на аналогичных фотографиях до достижения хоро­ших результатов. Время демонстрации фотографий последовательно сокращается до 3-5 секунд.

Тот же алгоритм выполнения задания приемлем при восприятии группы лю­дей в других общественных местах, перед кинотеатром, в парке, у стадиона, в метро и др.

Упражнение 37.

Назначение: развитие наблюдательности в учебной ситуации "похищение".

Инструкция: руководитель занятия демонстрирует аудитории фрагмент на­учно-популярного фильма "Я и другие", связанный с похищением преподавателя. После чего обучаемые отвечают на следующие вопросы: "Сколько было похити­телей, как они были одеты, вооружены, способ похищения, что делал каждый из похитителей и др."

При неточных ответах большинства фрагмент демонстрируется еще раз, при этом ставятся дополнительные вопросы, уточняющие детали происшедшего.

В конце занятия может быть показан фрагмент, в котором ситуация "похище­ние" снята в замедленном темпе, а также комментарии и объяснения этой ситуации но фильму.

Упражнение 38.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации хулиганского нападения.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий кино- или видеофраг­мент следующего содержания. На остановке автобуса вечером подвыпившие парни пристают к девушке. После просмотра учащиеся должны ответить на ряд вопросов: "Сколько человек участвовало в эпизоде; как они были одеты; осо­бенности их внешнего вида; что каждый держал в руках; кто действовал наиболее агрессивно; как реагировала девушка; поведение прохожих и др.?"

Упражнение может повторяться 3-5 раз на аналогичных кино- и видеофраг­ментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 5 сек.

Упражнение 39.

Назначение: развитие наблюдательности в ситуации беседы сотрудника ми­лиции со свидетелями происшествия.

Инструкция: обучаемым демонстрируется короткий (на 20-30 сек.) озвучен­ный кино- или видеофрагмент беседы сотрудника милиции со свидетелями на месте происшествия. Учащиеся должны вспомнить, какие показания дал 1, 2, 3-й свидетель, их приметы, фамилии, имена и отчества, как действовал сотрудник милиции.

Упражнение может повторяться 5-10 раз на аналогичных кино- или видеоф­рагментах. При этом время демонстрации фрагмента постепенно сокращается до 10 сек.

Упражнение 40.

Назначение: определение национальности лиц по фотографиям.

Инструкция: учащимся в течение 3 секунд демонстрируется фотография че­ловека с целью определения его национальности.

Аналогичное задание выполняется на 20-30 фотографиях, с последовательным сокращением их экспозиции до 1 секунды.

Упражнение 41.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются для восприятия 3 композиционных портрета (рис.8.3), а после их демонстрации ряд фотографий (рис. 8.4).

Задание обучаемым: из предъявленных фотографий выбрать 3 композицион­ных портрета, которые были показаны ранее.

Упражнение 42.

Учебной группе на несколько секунд предъявляются фотографии нескольких фрагментов лиц (см. рис. 8.6).

Задание обучаемым: по предъявленным фрагментам лицевых частей "со­брать" портреты лиц, фотографии которых были представлены ранее (см. рис. 8.5).



Доброго времени суток, уважаемые читатели! Современным людям, особенно с момента появления мобильных телефонов и социальных сетей, порой очень сложно концентрироваться на чём-то, слишком большой объём информации со временем расслабляет внимание человека, и порой доходит до абсурдных вещей, когда мы не помним, что ели утром или куда положили ключи от дома буквально час назад. Поэтому сегодня я расскажу, как развить внимательность, чтобы вы не упускали важных деталей и могли находить важное среди большого потока информации.

От чего зависит?

6.Раздражители

Каждый раз, когда вы отвлекаетесь, не стоит ругать себя, потому что это нормально. Попробуйте, когда вас отвлечёт какой-то раздражитель, не злиться и пытаться поскорее забыть, а, наоборот, на нём сосредоточиться. Прям даже мысленно представив, как вы его ловите руками, рассматриваете с разных сторон, задаваясь вопросом: «зачем он мне?», а потом отпускаете.

7.Внимание к мелочам

Каждый день осматривайте свою комнату или кабинет. Вроде бы это ваше привычное пространство, которым вы распоряжаетесь и всё знаете, но вы будете удивлены, как столько банальных и простых вещей не замечаете. Поэтому, когда у вас перерыв, или есть свободная минута, осмотритесь, а затем закройте глаза и попробуйте представить как можно больше деталей: что именно лежит на столе, каким образом…

8.Два полушария мозга

Отлично помогают развивать концентрацию способы, с помощью которых включатся в работу одновременно оба полушария мозга.

  • К примеру, возьмите лист бумаги и две ручки. Засеките время, допустим, 1 минуту, во время которой одновременно нарисуйте как можно больше кругов одной рукой, и треугольников другой. Круги должны быть ровными, а треугольники острыми. Минимальное количество пар должно составлять число 5.
  • В одной руке закрепите две ручки разными пальцами, которыми одновременно также следует нарисовать разные фигуры. Это упражнение сложнее, в таком случае, выделите себе не менее 5 минут, чтобы получилась хоть одна пара.

9.Незнакомец


Где-то на улице, либо в помещении, неважно, обратите внимание на незнакомого человека, посмотрев на него в течение 4-5 секунд, затем отведите взгляд и попробуйте вспомнить детали его внешности и одежды. Их должно быть не менее 10. Затем посмотрите на него обратно, чтобы сверить результат.

10.Концентрация

Положите перед собой какой-то предмет, к примеру, карандаш. И в течение 5 минут концентрируйтесь только на нём. Каждый раз, когда будете отвлекаться, ставьте галочку и возвращайтесь дальше выполнять задание. Со временем вы заметите, что этих галочек станет меньше, потому что благодаря постоянной практике вы будете улучшать свои результаты, к тому же отслеживать, в какой момент уровень вашей внимательности падает, а в какой возрастает.

Если вам недостаточно информации в статье, я рекомендую посмотреть вот этот курс .

Заключение

На этом всё, уважаемые читатели! Можете установить себе специальные программы и игры, с помощью которых будете практиковаться, комплексный подход принесёт более высокий результат, ваш мозг всегда будет в тонусе, и тогда вы быстрее и эффективнее будете выполнять работу, а соответственно, добиваться необходимых результатов. Подписывайтесь на блог, чтобы не упустить новой интересной информации. До скорых встреч.

Сильный наблюдатель замечает, анализирует и запоминает свое окружение, используя все пять чувств. Если вы хотите стать более наблюдательным в своей повседневной жизни, уделите время тому чтобы каждый день изучать свое окружение. Привлекайте не только ваше зрение, но и ваши другие чувства, чтобы вы могли больше осознавать свою повседневную жизнь. Вы также должны работать над улучшением своей памяти, чтобы вы могли вспомнить все мелкие детали, которые вы заметили. С повседневной практикой ваши способности наблюдения могут стать сильнее в течение нескольких недель. Как же развить наблюдательность?

Остановитесь, чтобы наблюдать за всем вокруг.

Потратьте несколько минут каждый день и просто остановитесь. Переведите свой взгляд в поле зрения. Постарайтесь заметить как можно больше деталей. Это поможет вам больше внимания уделять окружающей среде.

Обратите внимание на людей, объекты, животных, растения и здания вокруг вас.

Попробуйте сделать это в разных местах каждый день. Начните с дома, а затем попробуйте в офисе, в парке, в торговом центре, в продуктовом магазине или в любых других местах.

Обращайте внимание на мелкие детали.

Часто люди замечают только крупные объекты, которые их окружают. По мере того, как вы идете в течение дня, попробуйте найти более мелкие детали, которые могут окружать здания, достопримечательности и большие пространства.

Например, вы можете быть в магазине. Что говорит этот знак? Есть что-нибудь на окнах? Сколько тележек выстроились снаружи?

Если вы ходите по окрестностям, вы можете изучать разные почтовые ящики, украшения для газонов, растения или игрушки во дворе.

Оставайтесь в настоящем моменте.

Легко отвлечься на электронику, навязчивые мысли или шумную среду, но они могут сделать вас менее наблюдательными. Вместо того, чтобы отключиться от своего окружения, постарайтесь наоборот сосредоточиться на том, где вы находитесь в данный момент.

Вместо того, чтобы слушать музыку, опишите свое окружение. В автобусе, вы могли бы заметить, что есть пять человек в нем, что автобус грохочет и шумит, и что есть пыльный запах.

Когда вы гуляете, слушайте звуки природы, такие как пение птиц или шелест ветра через деревья. Подумайте о том, как солнце чувствует на вашей коже или насколько ярко окрашены цветы.

Записывайте все, что вы заметили на ежедневной основе.

Делайте это в течение дня, как вы заметили какие-то вещи. Это будет держать фокус вашего наблюдения в данный момент. Напишите ваши замечания в блокноте. Постарайтесь быть как можно более конкретным.

  • Что вы видели? Это был определенный цвет, размер или форма?
  • Где был объект? Как она размещалась по отношению к другим объектам?
  • Какие звуки звучали вокруг вас?
  • Какие ощущения вы испытывали?
  • Кто там был? Что они носили? Что они делали?

Оцените все, что вы заметили.

Когда вы пытаетесь что-то наблюдать, попробуйте определить сколько и чего здесь есть. Эти цифры заставят вас больше внимания уделять размеру или количеству объектов. С течением времени вы сможете быстрее считать объекты.

Например, вместо «Я видел, как некоторые дети играют на улице», вы можете написать: «Я видел, как четверо детей играли снаружи с одним мячом».

Вместо того, чтобы сказать «мне пришлось подписать кучу документов», следите за тем, что вы сделали. Вы можете заметить, что вы подписали свое имя четыре раза в разных документах.

Вспомните подробности, посмотрев на произведение искусства.

Пойдите в художественный музей или найдите онлайн-коллекцию. Выберите один предмет искусства, который бросается в глаза. Изучите его в течение 60 секунд, затем отведите взгляд. Попробуйте вспомнить как можно больше деталей о картине.

Попытайтесь описать мелкие детали фона, а также предмета. Например, если это портрет, попробуйте вспомнить, во что он одет, комнату, в которой он находится, и о любых других объектах вокруг него

Если картина представляет собой большой пейзаж, вы должны попытаться вспомнить, где находятся географические объекты. Есть ли деревья на картинке? Если да, то на какой стороне картины они были? Они выше или ниже по отношению к чему-либо?

Практикуйте медитацию внимательности ежедневно.

Чтобы медитировать, сядьте в тихом, уютном месте. Закрой глаза. Сосредоточьте свое внимание на своем дыхании. Не мечтайте и не думай о своей жизни. Вместо этого оттачивайте чувства от ощущений вокруг вас. Что вы слышите, чувствуете и обоняете? Начните с пяти минут и проработайте до 20 минут медитации в день.

Если вы начнете терять рассудок, все в порядке. Просто направляй свою концентрацию обратно к своему дыханию.

Сначала вы можете медитировать только на несколько минут, но со временем вы можете увеличить продолжительность.

Определите любые странные звуки или запахи.

Вместо того, чтобы игнорировать новые звуки и запахи, постарайтесь угадать, что это такое. Если возможно, изучите источник, чтобы узнать, были ли вы правы или нет.

Например, если вы чувствуете запах чего-то, угадайте, какая еда. Это пахнет мясом, специями или выпечкой? Он близок к вам, слабый и далекий?

Замедляйтесь, когда вы едите свою пищу, чтобы смаковать ее.

Когда вы едите, попробуйте идентифицировать все различные ощущения во рту. Чтобы сделать это, жуйте и пробуйте свою пищу за несколько секунд до глотания. Пауза в течение двух или трех секунд между каждым укусом. Спросите себя:

  • Какие разные вкусы я замечаю?
  • Меняются ли ароматы, когда я жую?
  • Какова текстура?
  • Оставляет ли эта пища конкретное послевкусие?

Почувствуйте объекты, закрыв глаза, чтобы улучшить ваше осязание.

Попросите друга или члена семьи вставить несколько предметов в наволочку. Закройте глаза и выберите один объект наугад. Используя только ваши руки, попытайтесь угадать, что это за объект. Спросите себя:

  • Какова текстура объекта? Является ли она гладкой, ухабистой, ребристой или мягкой?
  • Оно теплое или холодное?
  • Какой оно формы?
  • Открывается ли он? Есть ли на нем кнопка или другая подвижная часть?
  • Когда вы встряхиваете его, чувствуете ли вы что-то, грохочущее внутри?
  • Это шумит?

Мы много чего видим, но при этом далеко не все замечаем, а все из-за того, что не развивали в себе навыки наблюдательности, которая, прежде всего, состоит в нашей способности видеть главные свойства различных предметов и людей.

Но есть и хорошая новость – заниматься саморазвитием никогда не поздно, можно начать прямо сейчас, а наша статься подскажет вам, в каком направлении двигаться.

Посторонний наблюдатель может иногда лучше понять положение,
чем тот, кто является частью его.
Роджер Желязны. Хроники Амбера

Как развивать наблюдательность?

Не нужно впадать в отчаяние лишь от того, что ваша наблюдательность оставляет желать лучшего. Это означает только то, что вам придется потратить некоторое количество времени на ее развитие.

Для этого, кстати, есть простые, но очень эффективные упражнения:

  1. Возьмите в руки любую вещь и внимательно рассмотрите ее, пытаясь запомнить даже самые незначительные детали . После этого закройте глаза и мысленно представьте эту вещь во всех подробностях. Потом вы можете открыть глаза и снова рассмотреть свой предмет, отметив, что именно вы не вспомнили – закрывайте глаза и дополняйте уже существующий образ новыми деталями. И так до тех пор, пока ваш мозг не отобразит предмет так, как он выглядит в реальности.
  2. Если первое упражнение получилось, то отложите выбранный вами предмет, и перенесите по памяти его образ на бумагу . Опять же, вы должны указать все подробности.
  3. Возьмите какую-то и вещь и обратите внимание на ее детали, а не на образ в целом . Таким образом вы научитесь запоминать отдельные части целого, а потом, на их основе, делать выводы.
  4. Пусть кто-то положит на стол десяток разных предметов, на которые вы посмотрите в течение нескольких секунд , а потом отвернетесь. Попытайтесь запомнить все эти предметы и подробно описать .
  5. По вечерам вспоминайте, как прошел ваш день, кого вы видели и что говорили, вспоминайте все детали и происшествия – это научит вас наблюдательности.

Наблюдательные люди могут охватить взглядом гораздо больше, чем другие. Именно благодаря развитию навыка наблюдательности они могут с легкостью понимать эмоции и чувства человека, о которых он не говорит вслух.

Как определять чужие эмоции?

Уже ни для кого не секрет, что язык тела у всех людей большей частью одинаков, и что бы они ни делали, изменить его не получится. Можно, конечно, научиться контролировать все эти проявления, но это доступно далеко не каждому человеку.

Поэтому, зная то, как проявляются основные эмоции людей, вы сможете дать характеристику их состоянию и выбрать подходящую линию общения:

  • Если человек зол, то его брови опускаются, он сжимает губы, а вдоль лба залегает глубокая морщина.
  • Если ваш собеседник испытывает отвращение, то уголки его губ приподнимутся, глаза он сощурит, а нос и лоб наморщит.
  • Испытывая страх человек широко распахнет глаза, приоткроет рот и поднимет брови.
  • Если он чувствует , то уголки гуд подняты, а глаза суживаются.
  • Во время печали глаза тоже сужены, брови и рот опускаются, подбородок дрожит.
  • Если же человек удивлен, то его зрачки расширены, рот приоткрыт, брови поднимаются.
  • Презрение выражается в прищуре глаз и приподнимании одного уголка рта.

Что нужно помнить

При анализе помните, что человек крайне редко испытывает только одну какую-то эмоцию – как правило, вы можете видеть их комбинацию. Поэтому для начала нужно все же как следует изучить каждую эмоцию в отдельности, а потом – их сочетание, и тогда вы точно не ошибетесь.