Пср эсеры программа партии. Социалисты-революционеры (эсеры)

Сегодня мы вынуждены оглядываться на политику столетней давности, поскольку в нынешней России едва появившиеся в начале 1990-х ростки политики уже в нулевые были вытоптаны. В начале ХХ века самой популярной партией были эсеры, их программа с местным самоуправлением, управлением профсоюзами предприятий, широкой национальной автономией не устарела и в наши дни.

На выборах в Учредительное собрание (пожалуй, самых свободных выборах во всей истории России) в 1917 году эсеры получили 58%. Эта цифра отражала реальную поддержку народом их программы преобразования России. Принято считать, что партия социалистов-революционеров пользовалась поддержкой в основном среди крестьянства (которое к 1917 году составляло около 75% населения России). Однако результаты выборов в Учредительное собрание показывают, что эсеры победили практически во всех губернских столицах и уездных городах. Большевики, кадеты и меньшевики показали хорошие результаты только в Москве и Петрограде, а также на фронтах.

Таким образом, эсеры представляли подавляющую часть т.н. «низовой России». Отсюда и их политическая самобытность – социализм без марксизма, особый левый путь страны. Тогда как их оппоненты – большевики, меньшевики и кадеты – выводили свои программы из европейских идеологий.

Ниже мы приводим программу эсеров, принятой на Первом съезде партии в декабре 1905 года. К 1917-му эсеры разделились на три фракции – правых, левых и центристов, их отличало различие в тактике (к примеру, правые эсеры выступали за борьбу до конца на фронтах Первой мировой, а левые эсеры были против этого), но в стратегии они все придерживались единства. То есть эта программа, принятая в 1905 году, была руководством к действию для всех трёх их фракций.

История не знает сослагательного направления, и сложно с точностью предугадать, что стало бы с Россией, удержи в конце 1917-го эсеры власть. Но исходя из их программы, можно предположить, что в стране наряду с демократией и ориентацией на социализм в политике и экономике возникло бы и сильное солидаристское и синдикалистское течение. Чем-то оно было бы похоже на ранний итальянский фашизм и на республиканское правление левых в Испании в 1930-х (а из современных течений – на латиноамериканское боливарианство).

Впрочем, это всё догадки. Сегодня мы можем только изучать политическое наследие эсеров и думать, как, трансформировав его, приспособить к реалиям начала XXI века. Ведь Россия и спустя столетие всё равно осталась левой и одновременно политически отсталой страной.

А. В политической и правовой области:

Признание неотъемлемыми следующих прав человека и гражданина:

Полная свобода совести, слова, печати, собраний и союзов; свобода передвижения, выбора рода занятий и коллективных отказов от работ (свобода стачек); неприкосновенность личности и жилища; всеобщее и равное избирательное право для всякого гражданина не моложе 20 лет, без различия пола, религии и национальности, при условии прямой системы выборов и закрытой подачи голосов, - установленная на этих началах демократическая республика с широкой автономией областей и общин как городских, так и сельских; возможно большее применение федеративных отношений между отдельными национальностями, признание за ними безусловного права на самоопределение;

Пропорциональное представительство; прямое народное законодательство (референдум и инициатива); выборность, сменяемость во всякое время и подсудность всех должностных лиц, включая депутатов и судей; бесплатность судопроизводства; введение родного языка во все местные, общественные и государственные учреждения; установление обязательного, равного для всех общего светского образования на государственный счёт; в областях со смешанным населением право каждой национальности на пропорциональную своей численности долю в бюджет, предназначенный на культурно-просветительные цели и распоряжение этими средствами на началах самоуправления; полное отделение церкви от государства и объявление религии частным делом каждого; уничтожение постоянной армии и замена её народным ополчением.

Б. В народно-хозяйственной области:

1)В вопросах государственного хозяйства и финансовой политики партия будет агитировать за введение прогрессивного налога на доходы и наследства, при совершенном освобождении от налога мелких доходов, ниже известной нормы; за уничтожение косвенных налогов (исключая обложения предметов роскоши), покровительственных пошлин и всех вообще налогов, падающих на труд.

2)В вопросах рабочего законодательства П.С.Р. ставит своею целью охрану духовных и физических сил рабочего класса в городе и деревне и увеличение его способности к дальнейшей борьбе за социализм, общим интересам которой должны быть подчинены все узкопрактические, непосредственные и профессиональные интересы отдельных рабочих слоев.

В этих видах партия будет отстаивать: возможно большее сокращение рабочего времени в пределах прибавочного труда; установление законодательного максимума рабочего времени сообразно нормам, указываемым научною гигиеною (в ближайшее время - 8-часовая норма для большинства отраслей производства и соответственно меньшая в более опасных и вредных для здоровья); установление минимальных заработных плат по соглашению между органами самоуправления и профессиональными союзами рабочих; государственное страхование во всех его видах (от несчастных случаев, от безработицы, на случай старости и болезней и т.д.) на счёт государства и хозяев и на началах самоуправления страхуемых; законодательная охрана труда во всех отраслях производства и торговли, сообразно требованиям научной гигиены, под наблюдением фабричной инспекции, избираемой рабочими (нормальная обстановка труда, гигиеничность устройства помещений, запрещение сверхурочных работ, работ малолетних до 16 лет, ограничение работ несовершеннолетних, запрещение женского и детского труда в известных отраслях производства и в известные периоды, достаточный непрерывный еженедельный отдых и т.п.); профессиональные организации рабочих и их прогрессивно расширяющееся участие в установлении внутри неё организации труда в промышленных заведениях.

3)В вопросах переустройства земельных отношений П.С.Р. стремится опереться, в интересах социализма и борьбы против буржуазно-собственнических начал, на общинные и трудовые воззрения, традиции и формы жизни русского крестьянства, в особенности - на распространённое среди них убеждение, что земля ничья и что право на пользование ею дает лишь труд. В согласии со своими общими воззрениями на задачи революции в деревне партия будет стоять за социализацию земли, т.е. за изъятие её из товарного оборота и обращение из частной собственности отдельных лиц или групп в общенародное достояние на следующих началах: все земли поступают в заведывание центральных и местных органов народного самоуправления, начиная от демократически организованных бессословных сельских и городских общин и кончая областными и центральными учреждениями (расселение и переселение, заведывание резервным земельным фондом и т.п.); пользование землею должно быть уравнительно трудовым, т.е. обеспечивать потребительную норму на основании приложения собственного труда, единоличного или в товариществе; рента, путём специального обложения, - должна быть обращена на общественные нужды; пользование землями и угодьями, имеющими не узкоместное значение (обширные леса, рыбные ловли и т.д.), регулируется соответственно более широкими органами самоуправления; недра земли остаются за государством; земля обращается в общенародное достояние без выкупа; за пострадавшими от этого имущественного переворота признаётся лишь право на общественную поддержку на время, необходимое для приспособления к новым условиям личного существования.

4)В вопросах общинного, муниципального и земского хозяйства партия будет стоять за развитие всякого рода общественных служб и предприятий (бесплатная врачебная помощь, земско-агрономическая и продовольственная организация; организация земскими и областными органами самоуправления, при помощи общегосударственных средств, широкого кредита для развития трудового хозяйства, преимущественно на кооперативных началах; коммунализация водоснабжения, освещения, путей и средств сообщения и т.п.), за предоставление городским и сельским общинам самых широких прав по обложению недвижимых имуществ и по принудительному отчуждению их, особенно в интересах удовлетворения жилищной нужды рабочего населения; за коммунальную, земскую, а равно и государственную политику, благоприятствующую развитию коопераций на строго демократических трудовых началах.

5)Вообще ко всем мероприятиям, имеющим целью обобществление ещё в пределах буржуазного государства тех или иных отраслей народного хозяйства, П.С.Р. усвоит положительное отношение постольку, поскольку демократизация политического строя и соотношение общественных сил, равно и самый характер соответствующих мероприятий, будут давать достаточно гарантий против увеличения таким путём зависимости рабочего класса от правящей бюрократии. Тем самым П.С.Р. предостерегает рабочий класс против того «государственного социализма», который является отчасти системой полумер для усыпления рабочего класса, отчасти же своеобразным государственным капитализмом, сосредоточивая различные отрасли производства и торговли в руках правящей бюрократии ради её фискальных и политических целей.

Партия Социалистов-Революционеров, ведя непосредственную революционную борьбу с существующим режимом, агитирует за созыв Учредительного собрания на указанных выше демократических началах для ликвидации самодержавного режима и переустройства всех современных порядков в духе установления свободного народного правления, необходимых личных свобод и защиты интересов труда. Свою программу этого переустройства она будет как отстаивать в Учредительном Собрании, так и стремиться непосредственно проводить в революционный период.

Ещё в Блоге Толкователя о политической борьбе в России начала ХХ века:

В 1903 году охранка разгромила боевую организацию эсеров. Но на смену ей тут же пришли новые группы террористов, среди которых самой опасной была бригада Клитчоглу. Она готовила покушение на министра МВД Плеве. В 1904 году агент охранки Азеф сдал группу. Плеве всё равно был убит, а Клитчоглу умерла собственной смертью в 1926 году.

Известно, что в период, наступивший после свержения монархии, самой влиятельной политической силой в России была партия эсеров - социалистов-революционеров (СР), насчитывавшая около миллиона своих последователей. Однако, несмотря на то что её представители занимали ряд видных постов в правительстве страны, а программа поддерживалась большинством граждан, эсерам так и не удалось удержать власть в руках. Революционный 1917 год стал периодом их триумфа и началом трагедии.

Зарождение новой партии

В январе 1902 года издававшаяся за рубежом подпольная газета «Революционная Россия» известила своих читателей о появлении на политическом горизонте новой партии, члены которой именуют себя социал-революционерами. Едва ли это событие получило в тот момент существенный резонанс в обществе, поскольку в тот период, часто появлялись и исчезали подобные ей структуры. Тем не менее, создание партии эсеров стало знаменательной вехой в отечественной истории.

Несмотря на публикацию 1902 года, её создание произошло значительно раньше, чем было объявлено в газете. Ещё за восемь лет до этого в Саратове образовался нелегальный революционный кружок, имевший тесную связь с местным отделением партии Народная воля, доживавшим к тому времени свои последние дни. Когда же оно было окончательно ликвидировано охранкой, члены кружка стали действовать самостоятельно и через два года выработали свою программу.

Первоначально она распространялась в виде листовок, отпечатанных на гектографе - весьма примитивном печатном устройстве, позволявшем тем не менее делать необходимое количество оттисков. В виде брошюры этот документ увидел свет лишь в 1900 году, изданный в типографии одного из появившихся к тому времени заграничных отделений партии.

Слияние воедино двух ветвей партии

В 1897 году члены саратовского кружка, руководимые Андреем Аргуновым, перебрались в Москву и на новом месте стали именовать свою организацию Северным союзом социалистов-революционеров. Вводить в название это географическое уточнение им пришлось, поскольку аналогичные организации, члены которых также именовали себя социалистами-революционерами, появились к тому времени в Одессе, Харькове, Полтаве и ряде других городов. Они в свою очередь стали называться Южным союзом. В 1904 году эти две ветви единой, по существу, организации слились, в результате чего и образовалась хорошо известная всем партия эсеров. Возглавлялась она бессменным лидером Виктором Черновым (его фото представлено в статье).

Задачи, которые ставили перед собой эсеры

Программа партии социал-революционеров имела ряд пунктов, отличавших её от большинства существовавших тогда политических организаций. Среди них были:

  1. Образование Российского государства на федеральной основе, при котором оно будет состоять из независимых территорий (субъектов федерации), имеющих право на самоопределение.
  2. Всеобщее избирательное право, распространяющееся на граждан, достигших 20 лет, независимо от пола, национальности и религиозной принадлежности;
  3. Гарантия соблюдения основных гражданских свобод, таких как свобода совести, слова, печати, объединений, союзов и т. д.
  4. Бесплатное народное образование.
  5. Сокращение рабочего дня до 8 часов.
  6. Реформа вооружённых сил, при которой они перестают быть постоянной государственной структурой.
  7. Разграничение церкви и государства.

Кроме этого, программа включала в себя ещё несколько пунктов, повторявших, по своей сути, требования иных политических организаций, стремившихся к власти, так же как и эсеры. Высшим органом партийной власти социал-революционеров являлись Съезды, а между ними все текущие вопросы решались Советами. Основным лозунгом партии был призыв «Земля и воля!»

Особенности аграрной политики эсеров

Из всех существовавших на тот период политических партий эсеры выделялись своим отношением к решению аграрного вопроса и к крестьянству в целом. Этот самый многочисленный в дореволюционной России класс, был, по мнению всех социал-демократов, и большевиков в том числе, настолько отсталым и лишённым политической активности, что мог рассматриваться лишь как союзник и подспорье пролетариату, которому отводилась роль «локомотива революции».

Социал-революционеры придерживались иной точки зрения. По их мнению, революционный процесс в России должен начаться как раз в деревне и уже затем перекинуться в города и промышленно развитые районы. Поэтому в преобразовании общества крестьянам отводилась едва ли не ведущая роль.

Что же касается земельной политики, здесь эсеры предложили свой отличный от других путь. Согласно их партийной программе, вся сельскохозяйственная земля подлежала не национализации, как к тому призывали большевики, и не раздаче в собственность индивидуальным владельцам, как предлагали меньшевики, а обобществлялась, и переходила в распоряжение местных органов самоуправления. Такой путь они называли социализацией земли.

При этом законодательно запрещалось её частное владение, а также купля и продажа. Конечный же продукт подлежал распределению, в соответствии с установленными потребительскими нормами, находившимися в прямой зависимости от количества вложенного труда.

Эсеры в годы Первой русской революции

Известно, что партия социалистов-революционеров (эсеры) весьма скептически отнеслась к Первой русской революции. По мнению её руководителей, она не являлась буржуазной, поскольку этот класс был не способен возглавить новое создаваемое общество. Причины этого кроются в реформах Александра II, открывшего широкий путь развитию капитализма. Не считали они её и социалистической, а придумали новый термин - «социальная революция».

Вообще, теоретики социал-революционной партии полагали, что переход к социализму должен осуществиться мирным - реформаторским путём без каких-либо социальных потрясений. Тем не менее, значительное число эсеров приняло активное участие в боях Первой русской революции. Общеизвестна, например, их роль в восстании на броненосце «Потёмкин».

Боевая организация эсеров

Любопытен парадокс, заключающийся в том, что при всех своих призывах к мирному и ненасильственному пути преобразований партия эсеров запомнилась прежде всего своей террористической деятельностью, начавшейся сразу после её создания.

Уже в 1902 году была создана её боевая организация, насчитывавшая тогда 78 человек. Первым её руководителем являлся Григорий Гершуни, затем на разных этапах этот пост занимали Евно Азеф и Борис Савинков. Признано, что из всех известных террористических формирований начала XX века, эта организация являлась самой результативной. Жертвами совершённых актов, становились не только высокопоставленные чиновники царского правительства и представители правоохранительных органов, но также и политические противники из числа других партий.

Кровавый путь боевой организации эсеров был начат в апреле 1902 года убийством министра внутренних дел Д. Сипягина и покушением на обер-прокурора Святейшего Синода К. Победоносцева. Затем последовал ряд новых терактов, наиболее известными из которых является убийство царского министра В. Плеве, осуществлённое в 1904 году Егором Сазоновым, и дяди Николая II - великого князя Сергея Александровича, совершённое в 1905 году Иваном Каляевым.

Пик террористической деятельности эсеров приходится на 1905-1907 годы. По имеющимся данным, лидер партии эсеров В. Чернов и руководство боевой группы несут ответственность за совершение лишь в этот период 223 терактов, в результате которых было убито 7 генералов, 33 губернатора, 2 министра и московский генерал-губернатор. Эта кровавая статистика была продолжена и в последующие годы.

События 1917 года

После Февральской революции как политическая партия эсеры стали самой влиятельной общественной организацией России. Их представители занимали ключевые посты во многих вновь образованных правительственных структурах, а общий состав достиг миллиона человек. Однако, несмотря на быстрый взлёт и популярность основных положений своей программы у населения России, партия эсеров вскоре упустила из рук политическое лидерство, и власть в стране захватили большевики.

Сразу после октябрьского переворота лидер партии эсеров В. Чернов совместно с членами ЦК обратился с воззванием ко всем политическим организациям России, в котором охарактеризовал действия сторонников Ленина, как безумство и преступление. Тогда же на внутрипартийном совещании был создан координационный комитет для организации борьбы с узурпаторами власти. Его возглавил видный эсер Абрам Гоц.

Однако не все члены партии однозначно отнеслись к происходящему, и представители её левого крыла выразили поддержку большевикам. С этого времени партия левых эсеров по многим вопросам пыталась претворить в жизнь свою политику. Это вызвало раскол и общее ослабление организации.

Между двух огней

В годы Гражданской войны эсеры пытались бороться как с красными, так и с белыми, попеременно вступая в союз то с одними, то с другими. Лидер партии эсеров, в начале войны заявивший, что из двух зол большевики - всё же меньшее, очень скоро стал указывать на необходимость совместных действий с белогвардейцами и интервентами.

Разумеется, союз с эсерами никто из представителей основных противоборствовавших сторон не принимал всерьёз, понимая, что, как только обстоятельства изменятся, вчерашние союзники могут переметнуться в лагерь противников. И таких примеров в ходе войны было немало.

Разгром партии эсеров

В 1919 году, желая наиболее полно использовать потенциал, который имела в себе партия эсеров, правительство Ленина приняло решение о её легализации на подконтрольных ей территориях. Однако ожидаемого результата это не принесло. Эсеры не прекращали своих выпадов по адресу большевистского руководства и тех методов борьбы, к которым прибегала возглавляемая ими партия. Большевиков и эсеров не смогла примирить даже опасность, исходившая от их общего врага.

В результате временное перемирие скоро сменилось новой полосой арестов, вследствие чего, к началу 1921 года ЦК партии социал-революционеров практически прекратил своё существование. Часть его членов была к тому времени убита (М. Л. Коган-Бернштейн, И. И. Тетеркин и др.), многие эмигрировали в Европу (В. В. Самохин, Н. С. Русанов, а также лидер партии В. М. Чернов), а основная масса находилась в тюрьмах. С этого времени эсеры, как партия, перестали представлять собой реальную политическую силу.

Годы эмиграции

Дальнейшая история эсеров неразрывно связана с русской эмиграцией, ряды которой интенсивно пополнялись в первые послереволюционные годы. Попав за рубеж после разгрома партии, начавшегося ещё в 1918 году, эсеры были встречены там своими однопартийцами, обосновавшимися в Европе, и создавшими там иностранный отдел ещё задолго до революции.

После того как в России партия оказалась под запретом, эмигрировать были вынуждены все уцелевшие и оставшиеся на свободе её члены. Они осели, главным образом, в Париже, Берлине, Стокгольме и Праге. Общее руководство деятельности иностранных ячеек осуществлял бывший глава партии Виктор Чернов, покинувший Россию в 1920 году.

Газеты, которые издавали эсеры

Какая партия, оказавшись в эмиграции, не имела своего печатного органа? Не стали исключением и социал-революционеры. Ими выпускался целый ряд периодических изданий, таких как газеты «Революционная Россия», «Современные записки», «За народ!» и некоторые другие. В 20-е годы их удавалось нелегально переправлять через границу, и поэтому публиковавшийся в них материал был ориентирован на российского читателя. Но в результате усилий, предпринятых советскими спецслужбами, каналы доставки вскоре оказались перекрыты, и все тиражи газет стали распространяться среди эмигрантов.

Многие исследователи отмечают, что в статьях, публиковавшихся в эсеровских газетах, год от года менялась не только риторика, но и общая идеологическая направленность. Если вначале партийные лидеры стояли, главным образом, на прежних позициях, муссируя всё ту же тему создания в России бесклассового общества, то в конце 30-х годов, они открыто заявляли о необходимости возврата к капитализму.

Послесловие

На этом практически и завершили свою деятельность эсеры (партия). 1917 год вошёл в историю, как наиболее успешный период их деятельности, вскоре уступивший место безуспешным попыткам найти своё место в новых исторических реалиях. Не выдержав борьбы с более сильным политическим противником в лице РСДРП(б), возглавляемой Лениным, они были вынуждены навсегда уйти с исторической сцены.

Однако в Советском Союзе ещё многие годы в принадлежности к партии эсеров и пропаганде её идеологии обвинялись люди, не имевшие к этому никакого отношения. В обстановке тотального террора, охватившего страну, само слово «эсер» употреблялось как обозначение врага и в качестве ярлыка навешивалось явным, а чаще мнимым оппозиционерам для незаконного их осуждения.

Партия социал-революционеров (ПСР) – это политическая сила, объединявшая в себе все ранее разрозненные силы оппозиционеров, стремившихся свергнуть власть. Сегодня распространен миф, что ПСР – террористы, радикалы, которые методом борьбы выбрали кровь и убийство. Это заблуждение сложилось оттого, что в новую силу вошли многие представители народничества, которые действительно выбирали радикальные методы политической борьбы. Однако ПСР не состояла сплошь из ярых националистов и террористов, в ее структуру входили и умеренно настроенные члены. Многие из них занимали даже видные политические посты, являлись известными и уважаемыми людьми. Однако в партии все же существовала «Боевая организация». Именно она занималась террором и убийствами. Ее цель – посеять страх, панику в обществе. Частично им это удалось: были случаи, что политики отказывались от постов губернаторов, так как боялись быть убитыми. Но не все лидеры эсеров придерживались таких взглядов. Многие из них хотели бороться за власть законным конституционным путем. Именно лидеры эсеров станут главными героями нашей статьи. Но сначала скажем о том, когда официально появилась партия и кто в нее входил.

Появление ПСР на политической арене

Название «социал-революционеры» приняли представители революционного народничества. В этой партии они увидели продолжение своей борьбы. Они и составили костяк первой боевой организации партии.
Уже в середине 90-х гг. 19 века стали образовываться эсеровские организации: в 1894 году появился первый Саратовский союз русских социал-революционеров. К концу 19 века подобные организации возникли почти во всех крупных городах. Это Одесса, Минск, Петербург, Тамбов, Харьков, Полтава, Москва. Первым лидером партии был А. Аргунов.

«Боевая организация»

«Боевая организация» эсеров являлась террористической организацией. Именно по ней судят обо всей партии как о «кровавой». На самом деле подобное формирование существовало, однако оно было автономно от Центрального Комитета, часто ему не подчинялось. Ради справедливости скажем, что многие партийные деятели также не разделяли подобные методы ведения борьбы: существовали так называемые левые и правые эсеры.
Идея террора была не нова в русской истории: 19 век сопровождался массовыми убийствами видных политических деятелей. Тогда этим занимались «народники», которые к началу 20 века влились в ПСР. В 1902 «Боевая организация» впервые себя проявила как самостоятельная организация - был убит министр внутренних дел Д. С. Сипягин. Вскоре последовала череда убийств других видных политических деятелей, губернаторов и др. Лидеры эсеров не могли влиять на свое кровавое детище, которое выдвинуло лозунг: «Террор как путь к светлому будущему». Примечательно, но одним из главных руководителей «Боевой организации» был двойной агент Азеф. Он одновременно организовывал террористические акты, выбирал следующие жертвы, а с другой стороны, являлся тайным агентом охранки, «сливал» спецслужбам видных исполнителей, плел интриги в партии, не допускал смерти самого императора.

Лидеры «Боевой организации»

Лидерами «Боевой организации» (БО) были Азеф - двойной агент, а также Борис Савинков, оставивший мемуары о данной организации. Именно по его заметкам историки изучали все тонкости БО. В ней не было жесткой партийной иерархии, как, например, в ЦК ПСР. По словам Б. Савинкова, была атмосфера коллектива, семьи. В ней царила гармония, уважение друг к другу. Сам Азеф прекрасно понимал, что одними авторитарными методами не удержать БО в подчинении, он позволял активистам самим определять внутреннюю жизнь. Другие активные ее деятели – Борис Савинков, И. Швейцер, Е. Созонов – делали все, чтобы организация была единой семьей. В 1904 году был убит другой министр финансов – В. К. Плеве. После этого был принят Устав БО, но он никогда не выполнялся. По воспоминаниям Б. Савинкова, это была лишь бумажка, которая не имела никакой юридической силы, никто не обращал на нее никакого внимания. В январе 1906 года «Боевая организация» окончательно была ликвидирована на партийном съезде из-за отказа ее лидеров продолжить террор, а сам Азеф стал сторонником политической законной борьбы. В будущем, конечно, были попытки ее реанимировать с целью убийства самого императора, но Азеф все время нивелировал их вплоть до своего разоблачения и бегства.

Движущая политическая сила ПСР

Эсеры в надвигающейся революции делали упор на крестьянство. Это и понятно: именно аграрии составляли большинство жителей России, именно они терпели многовековое угнетение. Так считал и Виктор Чернов. К слову сказать, до первой русской революции 1905 года крепостничество фактически сохранялось в России в видоизмененном формате. Только реформы П. А. Столыпина освободили наиболее трудолюбивые силы от ненавистной общины, тем самым создав мощный толчок для социально-экономического развития.
Эсеры 1905 года скептически относились к революции. Они не считали Первую революцию 1905 года ни социалистической, ни буржуазной. Переход к социализму должен был быть мирным, поэтапным в нашей стране, а буржуазная революция, по их мнению, и вовсе не нужна, ибо в России большинство жителей империи - крестьяне, а не рабочие.
Своим политическим лозунгом эсеры провозгласили словосочетание «Земля и воля».

Официальное появление

Процесс формирования официальной политической партии был долгим. Причина заключалась в том, что лидеры эсеров имели разные взгляды как на конечную цель партии, так и на использование методов осуществления своих целей. Кроме того, в стране фактически существовали две независимые силы: «Южная партия эсеров» и «Союз эсеров». Они слились в единую структуру. Новый лидер партии эсеров в начале 20 века сумел собрать всех видных деятелей вместе. Учредительный съезд проходил с 29 декабря 1905 по 4 января 1906 года в Финляндии. Тогда это была не независимая страна, а автономия в составе Российской империи. В отличие от будущих большевиков, которые создавали свою партию РСДРП за границей, эсеры формировались внутри России. Лидером объединенной партии стал Виктор Чернов.
В Финляндии ПСР утвердили свою программу, временный устав, подвели итоги своего движения. Официальному оформлению партии способствовал Манифест 17 октября 1905 года. Он официально провозглашал Государственную думу, которая формировалась через выборы. Лидеры эсеров не хотели оставаться в стороне – они также начали официальную законную борьбу. Проводится широкая пропагандистская работа, выпускаются официальные печатные издания, активно привлекаются новые члены. К 1907 распускается «Боевая организация». После этого лидеры эсеров не контролируют своих бывших боевиков и террористов, их деятельность становится децентрализованной, численность их растет. Но с роспуском боевого крыла происходит, наоборот, рост террористических актов – всего их насчитывается 223. Самым громким из них считается взрыв кареты московского градоначальника Каляева.

Разногласия

С 1905 года начинаются разногласия между политическими группами и силами в ПСР. Появляются так называемые левые эсеры и центристы. Термин «правые эсеры» в самой партии не встречался. Этот ярлык придумали впоследствии большевики. В самой партии было разделение не на «левых» и «правых», а на максималистов и минималистов, по аналогии с большевиками и меньшевиками. Левые эсеры – это и есть максималисты. Они в 1906 году откололись от основных сил. Максималисты настаивали на продолжении аграрного террора, т. е. свержения власти революционными методами. Минималисты настаивали на борьбе законными, демократическими способами. Интересно, но почти так же разделилась партия РСДРП на меньшевиков и большевиков. Лидером левых эсеров стала Мария Спиридонова. Примечательно, что они слились впоследствии с большевиками, тогда как минималисты объединились с другими силами, а сам лидер В. Чернов входил во Временное правительство.

Женщина-лидер

Эсеры унаследовали традиции народников, видными деятелями которых некоторое время были женщины. В одно время, после ареста основных лидеров народовольцев, на свободе остался только один член исполкома – Вера Фигнер, руководившая организацией почти два года. Убийство Александра Второго также связано с именем другой женщины-народовольца – Софьи Перовской. Поэтому никто не был против, когда Мария Спиридонова стала во главе левых эсеров. Далее - немного о деятельности Марии.

Популярность Спиридоновой


Мария Спиридонова – символ Первой русской революции, над ее сакральным образом трудились много видных деятелей, поэтов, писателей. Мария не сделала ничего сверхъестественного, по сравнению с деятельностью других террористов, осуществлявших так называемый аграрный террор. Она в январе 1906 года совершила покушение на советника губернатора Гавриила Луженовского. Он «провинился» перед русскими революционерами во время 1905 года. Луженовский жестоко подавлял любые революционные выступления в своей губернии, был лидером тамбовских черносотенцев – националистической партии, которая отстаивала монархические традиционные ценности. Покушение для Марии Спиридоновой закончилось неудачно: ее зверски избили казаки и полицейские. Возможно, она была даже изнасилована, но эта информация неофициальная. Особо рьяных обидчиков Марии – полицейского Жданова и казачьего офицера Аврамова – настигла расправа в будущем. Сама же Спиридонова сделалась «великомученицей», пострадавшей за идеалы русской революции. Общественный резонанс по ее делу облетел все страницы иностранной прессы, которая уже в те годы любила говорить о правах человека в неподконтрольных им странах.
Журналист Владимир Попов сделал себе имя на этой истории. Он провел расследование для либеральной газеты «Русь». Дело Марии было настоящей пиар-акцией: описывались в газетах каждый ее жест, каждое сказанное на суде слово, опубликовывались письма родным и близким из тюрьмы. На ее защиту встал один из виднейших юристов того времени: член ЦК кадетов Николай Тесленко, возглавлявший Союз адвокатов России. Фотокарточка Спиридоновой распространялась по всей империи – эта была одна из самых популярных фотографий того времени. Находятся свидетельства, что тамбовские крестьяне молились за нее в специальной часовенке, поставленной во имя Марии Египетской. Все статьи о Марии переопубликовывались, каждый студент считал почетным иметь ее карточку в кармане, наряду со студенческим билетом. Система власти не выдержала общественного резонанса: Марии отменили смертную казнь, изменив наказание на пожизненную каторгу. В 1917 году Спиридонова примкнет к большевикам.

Другие лидеры левых эсеров

Говоря о лидерах эсеров, необходимо упомянуть еще нескольких видных деятелей этой партии. Первый – Борис Камков (настоящая фамилия Кац).

Один из создателей партии ПСР. Родился в 1885 году в Бессарабии. Сын земского врача-еврея, участвовал в революционном движении в Кишиневе, Одессе, за что и был арестован как член БО. В 1907 году бежал за границу, где и проводил всю активную работу. В годы Первой мировой войны придерживался пораженческих взглядов, т. е. активно желал поражения русских войск в империалистической войне. Входил в редакцию антивоенной газеты «Жизнь», а также в комитет помощи военнопленным. Вернулся в Россию только после Февральской революции, в 1917 году. Камков активно выступал против Временного «буржуазного» правительства и против продолжения войны. Убедившись, что он не сможет противостоять политике ПСР, Камков вместе с Марией Спиридоновой и Марком Натансоном инициировали создание фракции левых эсеров. В Предпарламенте (22 сентября – 25 октября 1917) Камков отстаивал свои позиции по миру и Декрету о земле. Однако они были отвергнуты, что привело его к сближению с Лениным и Троцким. Большевики решили выйти из Предпарламента, призвав левых эсеров последовать вместе с ними. Камков решил остаться, но заявил о солидарности с большевиками в случае революционного выступления. Таким образом, Камков уже тогда либо знал, либо догадывался о возможном захвате власти со стороны Ленина и Троцкого. Осенью 1917 года он стал одним из лидеров крупнейшей петроградской ячейки ПСР. После октября 1917 года пытался наладить взаимоотношения с большевиками, заявлял, что в новый Совет Народных Комиссаров должны войти все партии. Активно выступал против Брестского мира, хотя еще летом заявлял о недопустимости продолжения войны. В июле 1918 года начались левоэсеровские движения против большевиков, в которых Камков принял участие. С января 1920 года начинается череда арестов, ссылок, но он никогда не отказывался от верности к ПСР, несмотря на то что когда-то активно поддерживал большевиков. Только с началом троцкистских чисток Сталина 29 августа 1938 года был расстрелян. Реабилитирован прокуратурой РФ в 1992 году.

Другой видный теоретик левых эсеров – Штейнберг Исаак Захарович. Сначала так же, как и другие, был сторонником сближения большевиков и левых эсеров. Был даже народным комиссаром юстиции в Совете народных комиссаров. Однако так же, как и Камков, был ярым противником заключения Брестского мира. Во время эсеровскоско восстания Исаак Захарович находился за границей. После возвращения в РСФСР вел подпольную борьбу против большевиков, в результате чего был арестован ВЧК в 1919 году. После окончательного разгрома левых эсеров эмигрировал за границу, где вел антисоветскую деятельность. Автор книги «От февраля по октябрь 1917», которая издана в Берлине.
Еще одним видным деятелем, который поддерживал связь с большевиками, был Натансон Марк Андреевич. После Октябрьской революции в ноябре 1917 года инициировал создание новой партии – Партии левых эсеров. Это были новые «левые», которые не хотели примкнуть к большевикам, но и не вошли к центристам из Учредительного собрания. В 1918 году партия открыто выступила против большевиков, однако Натансон остался верным союзу с ними, отколовшись от левых эсеров. Было организовано новое течение – Партия революционного коммунизма, членом ЦИК которой являлся Натансон. В 1919 году он понял, что большевики не потерпят никакой иной политической силы. Боясь ареста, уехал в Швейцарию, где и умер от болезни.

Эсеры: 1917 год


После громких террактов 1906-1909 гг. эсеров считают главной угрозой империи. Против них начинаются настоящие облавы со стороны полиции. Февральская революция реанимирует партию, а идея «крестьянского социализма» находит отклик в сердцах людей, т. к. многие желали передела помещичьих земель. К концу лета 1917 года численность партии доходит до одного миллиона человек. В 62 губерниях формируются 436 партийных организаций. Несмотря на большую численность и поддержку, политическая борьба была довольна вялой: так, за всю историю партии проводилось всего четыре съезда, а к 1917 году так и не был принят постоянный Устав.
Быстрый рост партии, отсутствие четкой структуры, членских взносов, учета своих членов приводят к сильному разнобою в политических взглядах. Некоторые ее малограмотные члены и вовсе не видели разницы между ПСР и РСДРП, считали эсеров и большевиков одной партией. Частыми были случаи перехода от одной политической силы к другой. Также в партию вступали целыми деревнями, фабриками, заводами. Лидеры ПСР отмечали, что многие так называемые мартовские эсеры входят в партию исключительно с целью карьерного роста. Это подтвердилось массовым их уходом после прихода к власти большевиков 25 октября 1917 года. «Мартовские эсеры» почти все перешли к большевикам к началу 1918 года.
К осени 1917 года эсеры распадаюстя на три партии: правые (Брешко-Брешковская Е. К., Керенский А. Ф., Савинков Б. В.), центристы (Чернов В. М., Маслов С. Л.), левые (Спиридонова М. А., Камков Б. Д.).

социалисты-революционеры, - мелко- бурж. партия в России в 1901-22. Возникла в кон. 1901 - нач. 1902 из объединившихся народнич. групп и кружков, существовавших в 90-х гг. 19 в. ("Юж. партия социалистов-революционеров", "Сев. союз социалистов-революционеров", "Аграрно-социалистич. лига" и др.). Лидерами партии Э. были: В. М. Чернов, Н. Д. Авксентьев, Г. А. Гершуни, А. Р. Гоц, Е. К. Брешко-Брешковская, Б. В. Савинков и др. Партия Э. прошла сложную эволюцию от мелкобурж. революционности к сотрудничеству с буржуазией после Февр. революции 1917 и союзу с бурж.-помещичьей контрреволюцией и иностр. империалистами после Окт. революции 1917. В теоретич. отношении взгляды Э. представляли собой эклектич. смешение идей народничества и ревизионизма (бернштейнианства). В. И. Ленин писал, что Э. "прорехи народничества... стараются поправить заплатами модной оппортунистической "критики" марксизма..." (Полн. собр. соч., 5 изд., т. 11, с. 285 (т. 9, с. 283)). В. И. Ленин был первым русским марксистом, доказавшим несостоятельность идейных и теоретических воззрений Э. Марксистской теории классов и классовой борьбы Э. противопоставляли требование "единства народа", означавшее отрицание классовых различий между пролетариатом и крестьянством и противоречий внутри крестьянства. Установленный К. Марксом осн. признак разделения общества на классы - отношение к средствам производства - Э. заменили др. признаком - источником извлечения дохода, поставив, т. о., на первое место отношения распределения, а не производства. Э. идеализировали мелкое крест. х-во, к-рое, по их мнению, обнаруживает устойчивость и успешно противостоит "городскому" капитализму с его централизацией и поглощением мелкого произ-ва. Э. отрицали мелкобурж. природу крестьянства и выдвинули тезис о социалистич. характере "трудового" крестьянства, к к-рому относили сел. пролетариат и средних крестьян, ведущих х-во без применения наемного труда и эксплуатации. Интересы "трудового" крестьянства объявлялись тождественными интересам пролетариата. Э. не понимали бурж. характера нараставшей революции, принимая крест. движение против помещиков и остатков крепостничества за движение против капитализма и поэтому социалистическое. Они не могли дать науч. определение назревавшей в России бурж.-демократич. революции, называя ее то "политической", то "демократической", то "социально-экономической". Отрицая руководящую роль в ней пролетариата, они признавали движущими силами революции интеллигенцию, пролетариат и крестьянство, к-рых равно зачисляли в состав "трудового народа", отводя гл. роль в революции крестьянству. Указывая на беспринципность Э. в вопросах междунар. и рус. социализма, В. И. Ленин обращал внимание на непонимание или непризнание Э. "...революционного принципа классовой борьбы" (там же, т. 6, с. 373 (т. 6, с. 152)). В первые годы Э. не имели общепринятой программы, их идейные позиции и политич. требования отражали статьи в центр. органе партии - "Революц. Россия" (NoNo 4 и 8 за 1902), к-рым придавалось программное значение. В конце декабря 1905 - начале января 1906 состоялся 1-й учредит. съезд партии Э., на к-ром была принята программа, составленная В. М. Черновым. Во вводной общетеоретич. части программы Э. пытались эклектически соединить отд. положения марксистского учения (напр., признание капитализма в России) с прежней народнич. доктриной, положенной в основу их воззрений. В политич. и экономич. областях программа Э. содержала типичные для мелкобурж. демократии требования: установление демократич. республики с автономией областей и общин на федеральных началах, политич. свободы, всеобщее избират. право, созыв всеросс. Учредит. собрания, орг-ция профсоюзов, отделение церкви от гос-ва, введение прогрессивного подоходного налога, рабочего законодательства, 8-часового рабочего дня. Ядро программы Э. составляла ее агр. часть, в к-рой выдвигалось требование социализации земли, сочетавшее революц. идею экспроприации крупной частной собственности на землю с ошибочным требованием передачи этой земли сел. общинам. Своей программой социализации земли Э. сеяли мелкобурж. иллюзии, пытаясь убедить крестьян в возможности социалистич. преобразований в условиях капитализма. Вместе с тем теоретич. несостоятельность агр. программы Э. не исключала ее объективно-прогрессивного значения в условиях бурж.-демократич. этапа революции, поскольку она провозглашала требование ликвидации крупной частной собственности на землю революц. путем и предполагала передачу отобранной у помещиков земли крестьянам. Требование социализации земли с ее уравнит. разделом, равно как и другие демократич. требования, обеспечили Э. во время Революции 1905-07 влияние и поддержку среди крестьянства. Осн. тактич. средством борьбы против царизма Э. считали индивидуальный террор. Они создали законспирированную "Боевую орг-цию" (во главе с Гершуни, с 1903 - E. P. Азеф, с 1908 - Савинков), подготовившую неск. крупных террористич. актов: в 1902 убийство министра внутр. дел Д. С. Сипягина С. В. Балмашевым, в 1903 убийство уфимского губернатора Н. M. Богдановича Е. Дулебовым, в 1904 убийство министра внутр. дел В. К. Плеве Е. Сазоновым, в 1905 убийство вел. кн. Сергея Александровича И. П. Каляевым. Террористич. деятельность Э. продолжали и после поражения Революции 1905-07. В деревне Э. призывали к "агр. террору" (поджоги помещичьих усадеб, захват помещичьего имущества, порубка барских лесов и др.). Вместе с тем Э. участвовали в массовых вооруж. восстаниях 1905-06. Во время бурж.-демократич. Революции 1905-07 Э. опирались на широкие слои гор. и сел. мелкой буржуазии, в особенности на крестьянство, к-рое активно поддерживало эту партию. Большевики неустанно разоблачали утопич. теоретич. взгляды Э., их авантюристич. и вредную тактику индивидуального террора, их колебания между пролетариатом и либеральной буржуазией. В то же время, принимая во внимание участие Э. в общенар. борьбе против царизма и помещиков и их влияние на крестьян, большевики признавали, при определенных условиях, допустимыми врем. боевые соглашения с ними. На 3-м съезде РСДРП (1905) была принята соответствующая резолюция. В 1902-07 Э. представляли собой левое крыло мелкобурж. демократии. Как и всякая мелкобурж. партия, Э. с момента своего возникновения отличались отсутствием внутр. единства. Уже на 1-м съезде Э. обнаружились идейно-политич. неустойчивость и организац. разброд в их партии. Острые разногласия между группами привели в 1906 к отколу от партии правого крыла, образовавшего легальную Трудовую народно-социалистич. партию (народные социалисты, или энесы), и левого крыла, составившего полуанархич. союз максималистов - сторонников террора и экспроприации. В 1-й Гос. думе Э. не имели своей фракции и входили во фракцию трудовиков. 3-ю и 4-ю думы они бойкотировали, призывая крестьян отзывать своих депутатов, но не получили поддержки масс. В годы реакции (1907-1910) Э. почти не вели работы в массах, сосредоточив свои усилия на организации террористич. актов и экспроприации. Они прекратили пропаганду социализации земли и в своей политике по отношению к крестьянству ограничивались критикой столыпинского агр. законодательства, рекомендацией бойкота помещиков и проведения с.-х. стачек; агр. террор был отвергнут. Разоблачение в 1908 руководителя эсеровской боевой орг-ции Азефа, оказавшегося провокатором, деморализовало Э. Их партия переживала полное разложение, распавшись на разрозненные подпольные кружки. Во время 1-й мировой войны 1914-18 большинство Э. превратилось в социал-шовинистов и фактически предало забвению свою программу. Небольшая часть Э. выступила против войны, образовав ядро будущей партии левых эсеров. После Февр. революции 1917, пробудившей к активной политич. жизни широкие массы мелкобурж. населения России, влияние и численность партии Э. резко возросли. В 1917 в ней насчитывалось приблизительно 400 тыс. членов. Расплывчатая программа партии Э., обещавшая "свободы" и блага всему "трудовому народу", привлекла в ряды Э. бурж. интеллигенцию: чиновников, учителей, врачей, земских служащих, кооператоров, нек-рую часть офицерства, а в деревне - зажиточных крестьян и кулаков, увлеченных идеей эсеровской "социализации" земли. Э. вместе с меньшевиками составили большинство в исполкомах Петроградского и др. Советов рабочих и солдатских депутатов, а также в Советах крест. депутатов, кооперативах, земельных к-тах и др. орг-циях. Отвергнув большевистский лозунг "Вся власть Советам!", эсеро-меньшевистское руководство Петроградского совета высказалось за всемерную поддержку бурж. Врем. пр-ва и коалицию с бурж. партиями. В состав Врем. пр-ва входили эсеры: А. Ф. Керенский, Н. Д. Авксентьев, В. М. Чернов, С. Л. Маслов. Курс Э. на сотрудничество с буржуазией вытекал из их оценки Февр. революции как революции буржуазной, к-рая не приведет к коренной ломке капиталистич. отношений. Э. считали, что в рабочем и др. вопросах революция осуществит лишь программу-минимум и только в агр. строе произведет значит. изменения, а именно социализацию земли. Но на деле Э. отказались от проведения своей агр. программы, откладывая решение зем. вопроса до созыва Учредит. собрания. В составе Врем. пр-ва Э. защищали помещичью собственность на землю, осуждая и отвергая захваты помещичьих земель крестьянами, подавляли воен. силой крест. волнения, выступали за продолжение войны до победного конца. В июльские дни Э. открыто перешли на сторону бурж. контрреволюции, участвуя в терроре против большевиков. Предательство интересов нар. масс Э. зашло столь далеко, что нек-рые их лидеры (Керенский, Савинков) пытались договориться с ген. Л. Г. Корниловым, готовившим мятеж с целью установления воен. диктатуры, о распределении министерских портфелей в случае успеха заговора. Влияние Э. на трудящихся стало резко падать, их классовая база значительно сузилась. Широкие круги крестьянства отвернулись от Э., и их продолжали поддерживать лишь гор. мелкая буржуазия и кулачество. Контрреволюц. политика эсеровского руководства привела к окончат. расколу партии и выделению левого крыла, к-рое после Окт. революции образовало отд. партию левых Э. Правые Э. с самого начала повели борьбу против Окт. революции, создавая подпольные контрреволюц. орг-ции. 14 июня 1918 ВЦИК исключил правых Э. из своего состава. В годы Гражд. войны 1918-20 правые Э. вели вооруж. борьбу против Сов. республики, организовывали заговоры и мятежи в Ярославле, Рыбинске, Муроме и др., осуществляли террористич. акты против руководителей Сов. гос-ва (убийство В. Володарского 20 июня 1918, убийство М. С. Урицкого 30 авг. 1918, тяжелое ранение В. И. Ленина 30 авг. 1918), активно участвовали в различных контрреволюц. правительствах и армиях, способствовали интервенции против Сов. республики войск империалистич. гос-в на Юге, в Поволжье, Сибири и на Д. Востоке. Э. претендовали на роль руководителей контрреволюции, проводя демагогич. политику "третьей силы" (между буржуазией и пролетариатом). Летом 1918 Э. при помощи интервентов создали контрреволюц. "пр-ва": в Самаре - Комитет членов Учредительного собрания, в Сибири - "Западносибирский комиссариат" и Временное сибирское правительство, на Д. Востоке - "Пр-во автономной Сибири", в Архангельске - "Верховное управление" Северной области, на Юге - "Диктатуру" Центрокаспия. Эти "пр-ва" отменяли сов. декреты, ликвидировали сов. учреждения, осуществляли реставрацию капиталистич. строя в области пром-сти, финансов и гос. управления; на захваченной территории вводился режим кровавого террора. Крайне контрреволюц. и антисов. позиции занимали Э.-националисты: укр. Э., входившие в Центр. раду и поддерживавшие сначала герм. интервентов, а затем петлюровцев и белогвардейцев, Э. Закавказья, сотрудничавшие с англ. интервентами, мусаватистами и белогвардейцами, а также сибирские Э.-областники. Летом - осенью 1918 Э. были гл. организаторами внутр. мелкобурж. контрреволюции и своей политикой расчистили путь к власти бурж.-помещичьей контрреволюции в лице колчаковщины, деникинщины и др. белогвард. режимов, после чего они были ей уже не нужны. В 1919-20 в связи с провалом политики "третьей силы" в партии Э. снова происходит раскол. Часть Э. (Вольский, Буревой, Ракитников и др.) отказалась от войны с Сов. республикой и, образовав группу "Народ", начала переговоры с сов. властями о совместных действиях против Колчака. Другая, крайне правая группа во главе с Авксентьевым и Зензиновым, поддерживаемая частью укр. Э., вступила в открытый союз с белогвардейцами. ЦК партии Э. во главе с Черновым временно остался на позициях "третьей силы", а в 1921 в эмиграции объединился с крайне правыми Э. В 1921-22, после разгрома белогвард. армий, Э. снова стали авангардом контрреволюции, и на них теперь делал ставку междунар. империализм. Э. приняли активное участие в организации Кронштадтского антисоветского мятежа 1921 и в серии кулацких мятежей (наиболее крупные - антоновщина в Тамбовской губ. в 1920-21 и Западносибирский мятеж 1921) под лозунгом "Советы без коммунистов", организовывали налеты банд из-за рубежа (особенно в Белоруссии и на Украине). После разгрома этих мятежей партия Э. в 1922 окончательно распалась и прекратила свое существование. Партия потеряла всякую опору в массах, а ее руководство утратило авторитет среди рядовых членов и осталось генералами без армии. Верхушка Э. эмигрировала за границу, создав там свои антисов. центры, часть Э. была арестована. Многие рядовые Э. отошли от политич. деятельности, а нек-рые, порвав со своей партией, вступили в РКП(б). Судебный процесс над правыми Э. в Москве в 1922 раскрыл преступления этой партии против рабоче-крест. гос-ва и способствовал окончательному разоблачению контрреволюц. сущности Э. Лит.: Ленин В. И., Почему социал-демократия должна объявить решительную и беспощадную войну социалистам-революционерам?, Полн. собр. соч., 5 изд., т. 6 (т. 6); его же, Революционный авантюризм, там же; его же, Вульгарный социализм и народничество, воскрешаемые социалистами- революционерами, там же, т. 7 (т. 6); его же, От народничества к марксизму, там же, т. 9 (т. 8); его же, Как социалисты-революционеры подводят итоги революции и как революция подвела итоги социалистам-революционерам, там же, т. 17 (т. 15); его же, Социализм и крестьянство, там же, т. 11 (т. 9); его же, Новый обман крестьян партией эсеров, там же, т. 34 (т. 26); его же, Ценные признания Питирима Сорокина, там же, т. 37 (т. 28); В. И. Ленин и история классов и политич. партий в России, М., 1970; Мещеряков В. Н., Партия социалистов- революционеров, ч. 1-2, М., 1922; Черномордик С., Эсеры. (Партия социалистов-революционеров), 2 изд., X., 1930; Луначарский А. В., Бывшие люди. Очерк истории партии эсеров, М., 1922; Гусев К. В., Ерицян X. A., От соглашательства к контрреволюции. (Очерки истории политич. банкротства и гибели партии социалистов-революционеров), М., 1968; Спирин Л. М., Классы и партии в гражданской войне в России (1917-1920), М., 1968; Гармиза В. В., Крушение эсеровских правительств, М., 1970. В. В. Гармиза. Москва.

Партия эсеров сложилась окончательно в 1903 году на базе различных групп, исторически и традиционно считавших себя последователями народничества . Ее программа, принятая на I съезде в 1906 году, прокламировала «социализацию земли»: конфискацию всей частной собственности на землю и передачу ее через волостные и уездные местные крестьянские съезды всем трудящимся крестьянам по установленной местной норме, исходя из количества едоков в семье. Основой для земельной программы эсеров оставалась крестьянская община с ее переделяемыми наделами. Программа эсеров, если оставить в стороне их муниципальные проекты, передавала фактически все частные земли в общину, предусматривая так же, как это и практиковалось в ней, регулярный передел наделов.

Плакат партии эсеров

В условиях быстро развивающейся повсюду в XX веке промышленности, в условиях перспективы неизбежного роста не только сельского, но и особенно городского населения, в программе эсеров нельзя не усмотреть как утопичности, так и демагогического расчета на стихийный взрыв в деревне, нельзя не увидеть стремления закрыть глаза на продовольственную проблему в России в течение ближайших 20-30 лет.

Программа эта лишала крестьянство возможности развивать на вечно переделяемом небольшом наделе культурное интенсивное хозяйство, способное обеспечить город необходимым продовольствием. Программа эсеров, в дальней перспективе, лишала Россию возможности продолжать индустриализацию и не могла не усугубить общей отсталости страны.

Интересно отметить, что время принятия этой программы, смотревшей назад, почти совпало с истинно прогрессивной столыпинской реформой , которая разрушала общину и делала ставку на отдельные, частные крестьянские хозяйства. Но именно в духе эсеровской программы «социализации» был позже составлен ленинский «Декрет о земле ».

В остальных вопросах программа эсеров мало чем отличалась от программ других левых партий. Эсеры признавали право народов России на государственное отделение после революции, но в то же время переносили этот и другие вопросы на решение будущего Учредительного собрания .

Самым спорным на съезде эсеров 1906 года оказался вопрос о признании необходимости «революционной диктатуры» после революции. Незначительным большинством съезд признал «революционную диктатуру» необходимой на время проведения основ программы, после чего должен был совершиться переход к нормальному правовому режиму.

Это положение, вместе с признанием террора , как «временного», средства для достижения целей, вызвал в самой партии эсеров значительные расхождения, полностью вскрывшиеся в 1917 году.

Если правые эсеры Авксентьев , Гоц , Савинков , Зензинов все больше склонялись к правовой государственности, как к исходной базе для проведения своей программы на основе демократически избранного парламентского большинства, то левые эсеры – Натансон , Спиридонова , Камков , Карелин и др., стремились к «революционной диктатуре». В этом вопросе левые эсеры сближались с большевиками. Корни этого сближения лежат в природе как ленинизма, так и левых эсеров, выросших на традициях того крайнего народнического крыла, которое ярче всего представлял