Звезда полей когда было написано. Рубцов «Звезда полей» анализ

«Звезда полей» Николай Рубцов

Звезда полей, во мгле заледенелой
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою…

Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром…

Звезда полей горит, не угасая,
Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Горит, горит звезда моих полей…

Анализ стихотворения Рубцова «Звезда полей»

Звездное небо у большинства людей ассоциируется с чем-то недосягаемым, возвышенным и даже божественным. Кто-то восхищается небесными светилами, на других они наводят мистический ужас из-за того, что постичь их суть невозможно. Для Николая Рубцова звезда – это своеобразный жизненный маяк, который освещает автору путь и согревает душу. Причем, небесное светило для поэта является вполне осязаемым и доступным, его Рубцов считает своим близким другом.

В стихотворении «Звезда полей», написанном в 1964 году, автор словно бы стирает грань между небом и землей, подчеркивая тем самым, что любые природные явления не могут быть чуждыми человеку, который является неотъемлемой частью этого сложного и прекрасного мира. Кроме этого, у Николая Рублева звезда – это не частичка неба, а то, что принадлежит земле. Неслучайно автор «привязывает» ее к полям и утверждает, что она «горит, не угасая», наполняя своим далеким светом сердца простых людей, которые привыкли уповать на небо, вознося к нему свои молитвы.

Николай Рубцов признается, что в минуты жизненных невзгод и потрясений именно звезда полей, которую он привык наблюдать с самого детства в родном селе, дает ему силы принимать верные решения и идти вперед. Он вспоминает о небесном светиле, как о талисмане, от которого веет надежностью, стабильностью и умиротворением . Ведь звезда «горит над золотом осенним, она горит над зимним серебром», что бы ни случилось, и всегда готова придти на помощь одинокому путнику, который сбился с дороги.

Таким потерявшимся странником считает себя и Николай Рубцов, который проводит параллель между собой и тысячами других людей, лишенных того, что в старину принято было называть верой. Без нее, по мнению автора, любой человек не только утрачивает смысл жизни, но и становится похож на слепого котенка, который в сложных жизненных ситуациях попросту не знает, что ему делать. И лишь звезда полей, «своим лучом приветливым касаясь всех городов, поднявшихся вдали», помогает их обитателям найти дорогу не только к истокам своей культуры и истории, но и заглянуть в собственную душу.

Жизнь обошлась с Николаем Рубцовым довольно сурово, и ему пришлось на собственном опыте узнать, что такое голод, унижения и ощущение собственной беспомощности от осознания того, что ты никому не нужен. Но, даже став воспитанником детского дома, будущий поэт никогда не забывал о том, кто он есть, и где его родина. Спустя много лет Рубцов, будучи уже состоявшимся поэтом, вернулся в поселок Емецк Архангельской области, где прошло его детство, и вновь увидел свою давнюю знакомую – звезду полей, о которой помнил все эти годы. Поэт признается, что, находясь в других городах, старался не упускать ее из виду. Однако автор убежден, «только здесь, во мгле заледенелой, она восходит ярче и полней». И в этом нет преувеличения, так как холодные северные звезды, напоминающие небесные бриллианты, создают иллюзию тепла и света, которых так не хватает людям, утратившим самих себя в этом бесконечном мире. Поэтому Николай Рубцов благодарен своей звезде полей, и утверждает, что он по-настоящему счастлив, пока может отыскать на небосводе свою верную спутницу, которая помогает скрасить одиночество холодными зимними ночами и спасает от разочарований . Именно звезде полей автор обязан тем, что состоялся как поэт, потому что она стала для него путеводной нитью в мир творчества, верным слушателем и напоминанием о том, что самое главное в жизни – не сбиться с дороги, по которой предстоит пройти нелегкий и порой даже весьма опасный путь, именуемый человеческой жизнью.

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Рубцову.

Я хочу рассказать о стихотворении, которое произвело на меня самое сильное впечатление из всего что-либо читанного мной в русской поэзии. Выражаясь грубо, но предельно точно, въехал я в него не сразу. Первое прочтение в далёкой уже молодости этого широко известного произведения Николая Рубцова запомнилось и, конечно, оставило глубокий след в моей русской душе. Но осознание поэтики рубцовского шедевра, так сказать, на интеллектуальном уровне восприятия пришло уже позже, когда я уже серьёзно стал заниматься стихосложением. Стихотворение совсем небольшое по объёму - всего четыре катрена:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ



И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Она горит над зимним серебром...


Для всех тревожных жителей земли,
Своим лучом приветливым касаясь
Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней,
Горит, горит звезда моих полей...

Стихотворение написано классическим пятистопным ямбом. Использована традиционная наиболее употребительная рифмовка строк: АВАВ. Да, стихи напевные... Да, рифмы не стертые, присутствуют и весьма изощрённые неточные рифмы. Да, слова и выражения просты и доходчивы... Но в чем же заключена завораживающая поэтическая сила этого стихотворения?.. Исключительно красив, сложен и глубок образ, созданный поэтом относительно простыми техническими средствами. Я бы даже сказал, изощрённый в своей кажущейся простоте образ! Он возник и оформился в своем художественном развитии уже в первой редакции стихотворения:

ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей во мгле заледенелой,
Остановившись, смотрит в полынью.
Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою.
Звезда полей горит, не угасая,
Над посветлевшей крышею моей!
Светила мне звезда родного края
Среди земель далеких и морей!
По городам чужим и по курганам,
И по волнам, блуждающим в ночи,
И по пескам пустыни ураганной -
Везде ее рассеяны лучи!
Но только здесь, над родственным пределом,
Она восходит ярче и полней,
И счастлив я, пока на свете белом
Еще горит звезда моих полей!

Любопытно, что замысел "Звезды полей" Рубцова возник не самостоятельно, а под влиянием другого стихотворения известного поэта - Владимира Соколова:

Владимир Соколов
ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ

Звезда полей, звезда полей над отчим домом
И матери моей печальная рука...» –
Осколок песни той вчера за тихим Доном
Из чуждых уст настиг меня издалека.

И воцарился мир, забвенью не подвластный.
И воцарилась даль – во славу ржи и льна...
Нам не нужны слова в любви настолько ясной,
Что ясно только то, что жизнь у нас одна.

Звезда полей, звезда! Как искорка на сини!
Она зайдет! Тогда зайти звезде моей.
Мне нужен черный хлеб, как белый снег
пустыне,
Мне нужен белый хлеб для женщины твоей.

Подруга, мать, земля, ты тленью не подвластна.
Не плачь, что я молчу: взрастила, так прости.
Нам не нужны слова, когда настолько ясно
Все, что друг другу мы должны произнести.

Рубцов нашел у Соколова идею красивого образа и красивое название "Звезда полей", и, видимо, в благодарность за редкую находку посвятил уже свою "Звезду полей" Владимиру Соколову. Но затем посвящение снял... Как-то само собой укоренилось незамысловатое объяснение этому факту: поссорились, мол, два поэта. Думается, что и этот мотив присутствовал. Однако есть и главный мотив: "звезда полей" у Соколова не оригинальная! Осколок песни поэт Соколов не сочинил сам и не подслушал, собирая фольклор. Осколок песни про звезду полей он без особых церемоний взял из текста "Конармии" Исаака Эммануиловича Бабеля. Правда, у Бабеля эта песня не донская, как у Соколова, а кубанская... Мне не удалось обнаружить следов этой народной песни в интернете. А оставленное нам Паустовским воспоминание о том, как он с Бабелем якобы распевал эту народную песню лишь вызывают улыбку. Профессиональный кудесник слова - Паустовский не смог вспомнить из горячо полюбившейся приятелям (Бабелю и Паустовскому) песни ни буквой больше, чем напечатано дважды в бабелевской коротенькой новелле:

1) "Звезда полей, - запел он, - звезда полей над отчим домом

2) "Звезда полей, - пел он, - звезда полей над отчим домом,
и матери моей печальная рука..."

Скорее всего, перед нами любопытная литературная игра- мистификация Бабеля, в которую охотно включился и Паустовский. Скорее всего, талантливый прозаик Бабель сочинил самостоятельно эти две строки, полностью процитированные в стихотворении Соколова. На мой субъективный взгляд, ничего ценного, за исключением двух строк, сочиненных, по всей видимости, Бабелем, в стихотворении Владимира Соколова нет. Вместо непреходящих поэтических ценностей наблюдается каша плохо взаимосвязанных мыслей и корявых тропов, слегка напоминающая лёгкий бред. А строка "Мне нужен черный хлеб, как белый снег пустыне..." чудесным образом заставляет меня вспомнить о ненужности пассатижей в женской бане.
Однако вернёмся к поэзии Рубцова! Теперь сопоставим первоначальную редакцию стихотворения и канонический его текст, всем нам знакомый. Проделана очень серьёзная работа по окончательной огранке!
Рубцов оставил главное и отсек всё лишнее - слетела крыша! Исчезли малосущественные подробности далёких мест, откуда можно разглядеть звезду. (Для себя заметим, что довольно неуклюжая бабелевская "печальная рука" была отсечена уже в первой редакции стихотворения Рубцова.) Поэт сконцентрировался на главном - своей поразительно художественной находке: на ночной яркой звезде, отражающейся в студёной полынье.
Почему звезда, а не луна, например? Это просто. Звезда - указатель судьбы. Звезда полей... Но и без всяких полей - просто про звезду - у нас имеется прекрасный старинный романс, написаный аж в 1846 году композитором Петром Булаховым на слова Владимира Чуевского, студента юридического факультета Московского университета. Приведу авторский текст Чуевского, присовокупив к нему последовавшие искажения-доработки безымянных авторов:

Первый куплет:

Гори, гори, моя звезда,
Волшебно благодатная.
Ты будешь вечно не закатная,
Другой не будет никогда.

Искажение:
Гори, гори моя звезда,
Звезда любви (Гори звезда) приветная.
Ты у меня одна заветная,
Друг(иной) не будет никогда.

Второй куплет:

Сойдёт ли ночь на Землю ясную,
Звёзд ярких - много в облаках.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в полночных мне лучах.

Искажение:
Сойдёт ли ночь на Землю ясная,
Звёзд много блещет в небесах.
Но ты одна, моя прекрасная,
Горишь в отрадных мне лучах.

Третий куплет:

Звезда любви, Звёзда волшебная,
Звезда моих минувших дней.
Ты будешь вечно неизменною,
В душе Проснувшейся моей.

Искажение:
Звезда надежды благодатная,
Звезда (моих волшебных;любви волшебных;прошедших лучших;моих минувших) дней.
Ты будешь вечно (незакатная;незабвенная),
В душе (измученной;тоскующей) моей. (в одном из издании нач. 20 века: "В груди истерзанной моей")

Последний куплет:

Лучей твоих, неясной Силою,
Вся жизнь моя озарена,
Умру ли я, и над могилою,
Гори, сияй, моя Звезда.

Искажение:
Твоих лучей небесной силою,
Вся жизнь моя озарена.
Умру ли я - ты над могилою,
Гори, гори, моя звезда.

Полагаю, что такое количество доработок обусловлено не столько несовершенством изначальных стихов Чуевского, сколько удивительно точным попаданием самодеятельного стихотворца Чуевского самой темой романса и обозначенным в нём образом в самое сердце русских людей. Сравниваешь простенький, бесхитростный текст этого романса, например, с вышеприведённым "навороченным" стихотворением Владимира Соколова, и понимаешь, как трудно написать что-либо действительно самобытное и убедительное про звёзду. Рубцову это удалось через край: на его стихотворение "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" написано несчетное количество разной музыки! Думаю, что время лучшего музыкального воплощения этих рубцовских стихов ещё не настало.
Но продолжим сопоставление первой редакции и окончательного текста стихотворения... О какой именно звезде на небе написал Рубцов? Подобный вопрос поставит в тупик самого благодарного слушателя великого романса "Гори, гори, моя звезда". В окончательном тексте стихотворения "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" Рубцов сумел дать однозначный ответ: Сириус! Почему Сириус? После Солнца и Луны Венера - самый яркий небесный объект. Эту звезду (точнее, планету) можно увидеть только после захода Солнца на западе или перед восходом солнца на востоке. В рубцовской же "ЗВЕЗДЕ ПОЛЕЙ" читаем:

" Уж на часах двенадцать прозвенело,
И сон окутал родину мою..."

Значит, Венера отпадает. Следует заметить, что Рубцов всё-таки не обидел Венеру: у него есть стихотворение и про неё. Самая яркая звезда ночного неба - Сириус. Сириус можно наблюдать с ноября по февраль. Из-за близости звезды к горизонту наблюдать её не всегда просто... Читаем у Рубцова:

" Звезда полей! В минуты потрясений
Я вспоминал, как тихо за холмом
Она горит над золотом осенним,
Она горит над зимним серебром..."

Уверен, что Рубцов, конечно-же, хорошо знал стихотворение Ивана Алексеевича Бунина "Сириус", написанное Буниным в самом начале вынужденной эмиграции под несомненном влиянием стихотворца Чуевского:

Где ты, звезда моя заветная,
Венец небесной красоты?
Очарованье безответное
Снегов и лунной высоты?

Где вы, скитания полночные
В равнинах светлых и нагих,
Надежды, думы непорочные
Далеких юных лет моих?

Пылай, играй стоцветной силою,
Неугасимая звезда,
Над дальнею моей могилою,
Забытой богом навсегда!

Сириус у Бунина угадывается из текста стихотворения. Но Бунин не случайно прямо указал на звезду в самом названии своего стихотворения - для сомневающихся. У Рубцова описание Сириуса много точнее. Замечу, и художественнее...

Почему же всё-таки у Рубцова звезда полей, а не просто звезда, как у Бунина? Или, к примеру, не звезда лесов? В России лесов не меньше, чем полей... Поле - это образ -напоминание о трудах человеческих, о поприще и предназначении человека. Ибо без трудов человеческих поле у нас довольно быстро зарастает кустарником и лесом или, в лучшем случае, на южных окраинах превращается в дикую степь.
Вот мы и подошли к очень рубцовскому - к полынье... Прекрасная картина двух звёзд: одна на небе, а другая в виде отражения на земле сближает это стихотворение Рубцова с философской лирикой его любимого поэта - Федора Ивановича Тютчева. У Рубцова в этом стихотворении сложился, возможно, самый глубокий, я бы сказал, самый диалектический образ во всей русской поэзии. Небесная возвышенность помыслов о предназначении человека отражается в трагизме его земных испытаний... Полынья, или естественная прорубь во льду, не означает в наших сонниках ничего хорошего… Оказаться во сне в проруби - значит пережить достаточно сильное потрясение. И смотрите: именно о "минутах потрясений" говорит лирический герой рубцовского стихотворения! Ночная полынья - трагический, ужасный сюжет в душах нашего народа. Полынья сама по себе исключительно опасна. Вспомним, например, кошмарную леденящую душу Дорогу жизни в блокадный Ленинград. Но полынья ночью - это ещё и тайное злодейство и сокрытие жертв этого злодейства в ледяной воде. Вспоминаются зверства Ивана Грозного. Вспоминается трагическая и глубоко запавшая в память народа кончина славного адмирала и великого патриота России - Колчака, по преданиям очень любившего петь романс "Гори, гори, моя зезда".
Вы скажете, образ звезды, отражающейся в полынье, мог случайным образом возникнуть и у просто способного и наблюдательного стихотворца. Гениальность Рубцова выразилась с особой силой в самом художественном воплощении, в творческом развитии образа. Стихотворение прекрасно! А концовка его меня просто потрясает:

" Но только здесь, во мгле заледенелой,
Она восходит ярче и полней..."

В нынешние времена многие из нас ездили в Египет и невооруженным глазом наблюдали, как ярко и высоко над небосклоном восходит там Сириус - магическая звезда, по восходу которой тамошние жрецы предсказывали разлив кормильца египтян - Нила! Но у Рубцова в ненастной России звезла Сириус светит ярче, а цвет её свечения более насыщен (полней)... Полный абсурд! Да, с научной точки зрения. (Рубцовская Вологда находится у самого 57 градуса северной широты, выше которой созвездие Большого Пса уже целиком наблюдать не возможно, но его главная звезда - Сириус все еще видна в южной части неба вплоть до широт Петрозаводска...) Однако с точки зрения великого искусства - здесь Рубцов поднимается до гоголевских вершин русской поэзии:

"Редкая птица долетит до середины Днепра".

Вроде, полная чушь! Любая, умеющая летать, долетит... Гипербола... Зато какая!!
Ничего не бывает случайного в поэзии: Рубцов знал и любил Гоголя. У него даже есть стихотворение про Николая Васильевича Гоголя, которое называется "Однажды"... Внутренняя правда художественного образа выше всех других правд - и здравого смысла, и исторической правды! Так по-гоголевски гениальный лирик Николай Михайлович Рубцов в своём стихотворении "ЗВЕЗДА ПОЛЕЙ" сказал великую правду: правду про свою безграничную любовь к Родине.

прозвенело,

И сон окутал родину мою...

Звезда полей! В минуты потрясений

Я вспоминал, как тихо за холмом

Она горит над золотом осенним,

Она горит над зимним серебром...

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей...

9. В каких выражениях Н.М. Рубцов напрямую говорит о своей малой родине?

10. Укажите название изобразительного средства, которое использует поэт для описания природы:

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

11. Укажите название изобразительного средства, которое использует поэт для одушевления картины природы:

Звезда полей во мгле заледенелой,

Остановившись, смотрит в полынью.

12. Чем является для поэта и лирического героя символ, неоднократно упоминаемый в стихотворении, - «звезда полей»?

13. Какое чувство передает лирический герой этого стихотворения?

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Жизненный и поэтический путь Н.М. Рубцова

ГЛАВА 2. Основные мотивы и особенности творчества

2.1. Истоки лирического характера поэзии Рубцова

2.2. Мир крестьянского дома и русской природы

2.3. Лирический герой рубцовских стихов

2.4. «И зажегся …свет величавого распева и молитвенной исповеди»

ГЛАВА 3.Тема дороги в поэзии Рубцова. Анализ стихов

3.1. Тема дороги

3.2. Анализ стихотворений

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Тема нашей курсовой работы интересная и широкая. Она включает в себя не только исследование образа дороги в поэзии Н. Рубцова, но и обзор всего его творчества. Более того, мы вынуждены были коснуться его биографии, а также попытались показать связь с

Николай Рубцов - русский поэт второй половины 20-го века. Он родился в деревне, поэтому его творчество всегда неразрывно было связано с темой природы, с противопоставлением городского и деревенского. Порой поэту приходилось чувствовать некую отчужденность, он сталкивался с проблемами в жизни. Отсюда мотив одиночества и странничества в его стихах. Н. Рубцова "Звезда полей" показывает, что поэта можно назвать и философом со своей концепцией видения мира.

Рубцов - представитель тихой лирики

Лирику Николая Рубцова называют тихой. Все благодаря легкой тональности, изяществу стиха и тематике. Главной темой творчества Рубцова стала малая родина, то есть уголок, где он родился и рос. Поэт много писал о деревне, о красоте русской природы. Следует сказать, что Рубцов продолжает традиции русских крестьянских поэтов начала 20-го века, в частности Сергея Есенина, когда он писал в духе крестьянской поэзии. Также можно найти сходства с поэзией Лермонтова. Природа для Рубцова, так же как для вышеназванных поэтов, является гармонизирующим началом. Анализ стихотворения Н.М. Рубцова "Звезда полей" подтверждает это.

Тема и идея стихотворения

Центральный образ стихотворения - звезда. Небесные светила всегда манили людей. Некоторым звезды кажутся холодными и равнодушными, другие же, смотря на них, чувствуют тепло и некое присутствие неведомой силы, которая руководит человеческими жизнями. По тематической разновидности это Как показывает анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов по праву может называться поэтом-философом. Для него звезда - это источник согревающего света, к ней он обращается в сложные минуты жизни. Эта успокоительная сила звезды и есть основная тема произведения.

Философская концепция Рубцова

Как показывает подробный анализ стихотворения "Звезда полей", Рубцов производит нововведение в понимание поэтами таких оппозиций, как "земля" и "небо". Рубцов связывает две эти сферы, они неделимы. Именно поэтому уже в названии мы видим определение не "небесная", а "звезда полей". Как раз вот в этой связи между землей и небом проявляется сходство между поэзией Рубцова и лирикой Есенина. Только у Есенина связующим звеном выступала радуга, дерево или какой-либо водоем, в котором отражается небо, а у Рубцова все проще. Человек сам должен ощущать эту сопричастность всему сущему. Ни одно явление природы не может быть чужеродным человеку. Люди всегда уповают на силы небесные, и звезда является наглядным доказательством того, что эти высшие силы существуют. Сразу же приходит на ум стихотворение Маяковского "Послушайте", в котором поэт также говорит о необходимости присутствия В нем Владимир Владимирович отразил идею о том, что человек - мельчайшая песчинка в огромном мироздании, он боится, он потерян. Но звезда как напоминание о божественной силе помогает людям.

Лирический герой стихотворения

Без рассмотрения лирического героя невозможно сделать анализ стихотворения "Звезда полей". Рубцов пишет произведение от первого лица, и поэтому мы можем отождествлять автора и его лирического героя. Он чувствует себя одиноким спутником, запутавшимся на жизненных дорогах. Он один из "тревожных жителей земли". Неудивительно, что мотив одиночества возникает в стихотворении Рубцова. Он прожил не самую счастливую жизнь. Воспитывался в детском доме, столкнулся с несправедливостью, бедностью и голодом. Он, как и многие другие люди на земле, лишен веры, единственного, что помогает человеку выжить. Поэт говорит о том, что старался не выпускать из виду свою звезду. И вот биографический факт, который мы можем найти в стихотворении. Спустя многие годы Рубцов вернулся в свою родную деревню, и там он увидел эту звезду, которая была ярче, чем в других городах. Эпитет "заледенелая мгла" отсылает нас к тому, что действие происходит на Севере, где звезды создают иллюзию тепла, так необходимого человеку.

План анализа

Анализ стихотворения "Звезда полей" (Рубцов) по плану должен выглядеть следующим образом:

  • тема и идея стихотворения,
  • философия автора,
  • лирический герой,
  • размер, рифмовка, строфика и средства выразительности,
  • эмоциональное наполнение.

Формальный анализ стихотворения Рубцова "Звезда полей"

Размер, который избирает поэт, был излюбленным для его предшественника Лермонтова, В стихотворении четыре строфы, в каждой из них Стихотворение изобилует средствами выразительности. Рубцов использует такое синтаксической средство, как анафора. Трижды повторяется словосочетание "звезда полей", также анафора в двух смежных строках третьей строфы ("Она горит"). Лексические средства широко представлены. Автор использует эпитеты "мгла заледенелая", "приветливый луч". Словосочетание "заледенелая мгла" повторяется в тексте дважды, что усиливает эмоциональный тон, ощущение отчужденности, потерянности. Также в тексте есть метонимии: "Сон окутал родину", но в этой строке также и метафора. Очень красивые метафоры в двух последних строках второй строфы. Главный образ, который позволяет увидеть анализ стихотворения, - звезда полей. Рубцов показывает, насколько для него важно светило. Звезда напоминает ему о доме, в чужих краях она светит не так ярко, но все же помогает.

Эмоциональное наполнение

Анализ стихотворения Николая Рубцова "Звезда полей" показал, что автор стремился усилить эффект, используя различные соседства выразительности. Но какие же эмоции он хотел передать? Во-первых, тревоги за тех людей, которые лишены веры, надежды, тех, кто одинок. Во-вторых, и эта эмоция преобладает, чувство некоторой защищенности. Звезда полей ведет заблудшего человека, она оберегает его, освещает путь.