Золотые кони мамая. Где искать золотых коней Мамая? Чтоб от зависти подавились костями

из Энциклопедии чудес, загадок и тайн


ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение

которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того,

как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с

помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров

(среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним

народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами,

мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю

дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух

коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится

в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых

блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу

золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые

статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев,

Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и

золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства

наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и

Мамай был вынужден бежать...

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного

коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы

неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе

капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у

села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов",

в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах

пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем

Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах

Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но

где же другой?

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи

астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи

разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами

глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд

пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как

некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых

несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное

издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли

золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на

глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно

Выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации,

равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал

основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз

двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и

организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный

бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был

предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников

погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так

и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и

не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее

увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные

сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время.

Значит - утопили?...

Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот

вопрос так и нет ответов...

* * * Проезд до мест поиска Золотых коней Батыя: Точное месторасположение в

Астраханской и Волгоградской областях пока не известно. В настоящее время

изысканиями в районах возможного захоронения коней занимаются члены

"Космопоиска".

Два скакуна из чистого золота, весом по 15 тонн каждый, находятся в списке самых разыскиваемых кладов России

Упоминания о гигантских конских статуях, целиком выполненных из драгоценного металла и украшавших въезд в столицу Золотой Орды, встречаются во многих летописях. А вот куда они делись, не знает никто. Несколько веков ученые и кладоискатели пытаются разгадать, где же искать знаменитых золотых арабских скакунов хана Батыя.

В память о своем любимце

Хан Золотой Орды, Батый , он же Бату-хан , покоритель многих городов и народов, в 1240-х годах решил увековечить собственные достижения. Он, с помощью лучших мастеров, построил столицу своей империи и назвал ее Сарай-Бату. В городе разбили сады и устроили фонтаны. А когда умер любимый арабский скакун Батыя, тот повелел отлить его изваяние из чистого золота.

Изготовить первую статую поручили колокольных дел мастеру, захваченному при нападении на Киев в 1240 году. По легенде, на фигуру лошади в натуральную величину ушло около 15 тонн золота – вся дань, собранная Ордой за год. Когда одна статуя уже красовалась у ворот столицы, хан решил поставить вторую, для симметрии.

Степь да степь кругом


Первое упоминание о золотых конях в литературе появляется в 1254 году, в книге француза Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны». Он пишет, что статуи ослепляли сиянием всех подъезжающих к городу. Глаза коней были сделаны из рубинов. Впервые увидев их издалека, посол поначалу даже решил, что в городе начался пожар.

После смерти Батыя кони продолжали украшать въезд в город, пока место правителя не занял брат Батыя. Берке-хан построил новую столицу – тоже Сарай, который ещё называли Сарай- Берке. Статуи перевезли туда. И тут разные источники расходятся во мнении, что было дальше.

По первой версии, одного из коней положили в могилу вместе с ханом Берке, под стеной построенного им города. По второй – конь покоится вместе с Мамаем , точное место погребения которого не установлено. Но есть несколько вариантов расположения потенциально «мамаевых» курганов. Их география обширна: от степей между Волгой и Доном до Крыма.


Судьба второго коня еще более загадочна. Легенда гласит, что после многочисленных военных поражений и ослабления Золотой Орды, в её пределы стали совершать вылазки небольшие казачьи отряды. Именно казаки, якобы добравшись до Сарай-Берке, похитили оставшуюся статую. Но из-за её тяжести не смогли быстро передвигаться, и их настигла ордынская погоня. Все казаки погибли, но коня при них не было. Как предполагают кладоискатели, скорее всего, золотой скакун был спрятан где-то в степи.

В любом случае, в конце XIV века Сарай-Берке был разрушен Тамерланом . И след золотых изваяний пропал окончательно. Вполне возможно, их могли забрать в качестве трофея войска знаменитого полководца.

Под землей или под водой?

Хотя и сам факт существования золотых коней является достаточно спорным, современные кладоискатели, вооружившись технологическими новинками, не оставляют попыток найти сокровища Батыя.

Большинство исследователей вопроса полагает, что могилу одного из ханов, в которой лежит золотой конь, нужно искать на берегу реки Ахтубы, по течению ниже города Ленинска, Волгоградской области. Там расположено множество курганов.

Вторую статую найти ещё сложнее, возможно, она была затоплена казаками в одной из степных рек. Но есть версия, что скакуна Батыя спрятали под землёй, ведь вода могла давно размыть дно, и огромное золотое изваяние привлекло бы внимание блеском. Вероятно, вторая фигура могла быть спрятана в подземельях Танаиса – античного города в устье реки Дон, располагавшегося в нескольких десятках километров от современного Ростова-на-Дону, неподалеку от хутора Недвиговка.

Во второй половине XIX века газеты даже сообщали о сенсационной находке «золота Батыя» на территории нынешней Ростовской области, в районе Недвиговки. Рабочие, занятые на строительстве железной дороги Ростов – Таганрог, нашли подземный ход античного города, а в нём золотые монеты. К сожалению, тогда коней Бату-хана найти не удалось. А в войну немцы боялись, что подземными ходами смогут воспользоваться партизаны, и взорвали их. Сейчас территория Танаиса является музеем-заповедником и, вполне возможно, уже скоро археологи смогут отыскать там новые клады.

ЗОЛОТЫЕ КОНИ ХАНА БАТЫЯ - легендарные сокровища, точное местонахождение которых до сих пор неизвестно. История коней примерно такова: После того, как хан Батый разорил Рязань и Киев, он вернулся в низовья Волги и с помощью собранных в подвластных и покоренных ему странах искусных мастеров (среди которых были и русские) построил здесь на удивление всем соседним народам посреди степей свою столицу Сарай - прекрасный город с дворцами, мечетями, водопроводом, фонтанами и тенистыми садами. Батый приказал всю дань, собранную за год, обратить в золото, а из этого золота отлить двух коней. Приказ выполнили в точности, но до сих пор людская молва расходится в вопросе - были ли те кони пустотелыми или полностью золотыми. Отлитых блестящих коней с горящими рубиновыми глазами поставили при входе в столицу золотоордынского ханства у городских ворот. Сменялись ханы, но золотые статуи по-прежнему были олицетворением могущества государства.

Когда столицу перенесли в новый Сарай (вблизи нынешнего села Царев, Волгоградской области), построенный уже ханом Берке, следом перевезли и золотых коней. Когда ханом стал Мамай, прежнему процветанию ханства наступил конец. Русские войска разбили мамаево войско на Куликовом поле, и Мамай был вынужден бежать...

Судьба золотых коней достоверно не известна. Легенды гласят, что одного коня закопали вместе с телом Мамая, точное местонахождение могилы неизвестно. Говорят, что где-то на одном из холмов близ Ахтубы [в 6-м томе
капитального историко-географического труда "Россия" упоминается, что у села Растегаевка вблизи Пришиба находится несколько "мамаевских курганов", в одном из которых спит "живой Мамай"]. Во всех многочисленных вариантах пересказов этой легенды (которые рассказывают старики в Ленинске, бывшем Пришибе, Хараболях, Сасыколье, Черном Яру, Селитренном и в других селах Заволжье) фигурирует только один золотой конь (и Мамай сторожит его). Но где же другой?

Как прежде рассказывали старики в заволжских казачьих станицах (что вблизи астраханского шляха), преследуя отступающие ордынские войска казачьи разъезды настолько осмелели, что стали проникать небольшими группами
глубоко на уменьшающуюся с каждым днем территорию орды. Один такой отряд пользуясь паникой в стане врага прорвался прямо в столицу Сарай. И, как некогда рассказывал казак Алексеевич, отряд этот овладел городом на целых несколько часов. [Лащилин Б. "Это было". Нижне-Волжское книжное издательство, Волгоград, 1982, с.12]. Сейчас трудно утверждать - были ли золотые кони настоящей целью налета или они случайно попались казакам на
глаза. В любом случае заранее планировать такую дерзкую акцию бессмысленно - выкрасть тяжеленные статуи, являющиеся гордостью хана и всей нации, равносильно самоубийству. Тем не менее, казачий дерзкий разъезд отломал основу одного из золотых коней и повернул обратно. Перегруженный обоз двигался очень медленно, поэтому у ордынцев было время опомниться и организовать погоню. Почуяв неладное казаки развернулись и приняли неравный
бой. Догонявших было в сотни раз больше догоняемых, поэтому итог боя был предрешен: казаки погибли все, никто не сдался в плен, ордынских всадников погибло во много раз больше. Но не смотря на понесенные потери ордынцы так и не вернули себе золотого коня.

Ордынцы так и не узнали правды, ибо не один из казаков не сдался в плен и не предал товарищей. Рядом с горой трупов статуи не оказалось. Далеко ее увезти у казаков не было времени, значит, они спрятали ее и остальные
сокровища где-то неподалеку. В степи зарыть - на это тоже требуется время. Значит - утопили?...

Так где же первый и где второй золотой конь? Спустя несколько веков на этот вопрос так и нет ответов...

Ещё одна "восточная сказка" с какого-то лохматого Царкона. Жаль, что накрылся этот конкурс, очень он мне нравился.

Золотые кони Батыя

Саин-хан умирал медленно и мучительно. Уже много лет невидимые шайтаны выкручивали ему пальцы, тянули сухожилия из локтей и коленей, висли неподъемным грузом на руках и ногах. А теперь у него не осталось сил даже на то, чтобы приподняться с подушки. Золотое шитье ковров расплывалось перед глазами, смешивалось, складывалось в знакомые образы и фигуры. Саин-хан вытер пот со лба, вздохнул, прогоняя видения.
Векиль , ожидавший приказаний за пологом шатра, прислушался. Саин-хан с кем-то разговаривал.
- Тебе везти меня, а тебе - последнего из моего рода. Хорошие мои… - и странные звуки, как будто конь всхрапнул, переступил копытами. - Пока вы здесь, мой город вечен…
Когда векиль заглянул в шатер, Саин-хан лежал на покрытых коврами подушках без движения. Отекшее желтоватое лицо, сплошь покрытое красными пятнами, закрытые глаза, тяжелое дыхание. Слуга медленно приблизился, пораженный, каким худым и слабым казался замерший на драгоценных покрывалах, еще вчера величественный и властный хан. Вдруг правитель приподнялся на ложе и с изумлением посмотрел на него.
- Что это стучит во мне? - резким движением выбросил вперед распухшие узловатые кисти, впиваясь им в запястья векиля. - Стучит.
Словно камнепад обрушился на слугу вместе с прикосновением умирающего хана. Сотни шайтанов стучали молотками в венах Саин-хана, да так быстро и сильно, что этот звук оглушил старого привратника, эхом отозвался в висках и сердце. Векиль выдернул руки из цепких красных клешней и отшатнулся, а Саин-хан захрипел и медленно завалился назад, на подушки. Глаза его закатились, а из уголка рта вытекла тонкая струйка слюны. Он был мертв.


Вот из-за страха, пережитого привратником, из-за невнятных шорохов и бормотания умирающего возникла легенда, будто к хану Батыю перед смертью приходили его золотые кони. И правда, только им мог он сказать «хорошие мои».

Бату-хан был правильным хозяином. Кочевник до мозга костей, он каким-то образом понял, что настоящее величие приходит не с военными походами и победами, а с чем-то более осязаемым и долговечным. А может, разрушая и сжигая чужие города, он всю жизнь чувствовал зависть к тем, кто их когда-то строил, созидал, выращивал, как побег в мозолистых ладонях. И к тем, кто будет поднимать их из пыли и руин, когда его косматая, дикая орда откатится назад, к исходным рубежам, как неизбежно возвращается в море соленый прибой.
И он тогда до боли, до судороги в сжатых челюстях захотел свой город. Свою столицу, самую великую и богатую из всех существовавших на земле. Деньги, камень, рабы - ни в чем не будет строителям отказа. У хана есть все - недаром ему платит постоянную дань почти половина мира. И хан ничего не пожалеет для того, чтобы в низовьях Итиля поднялся и засиял его город, как сказочное чудо на многие века.
Так был построен Сарай-Бату - столица улуса Бату-хана, - город, потрясавший воображение современников из других стран. Жемчужное ожерелье из мечетей, дворцов, ремесленных кварталов, украшенное бриллиантом ханского дворца - сияющим бриллиантом, потому что его стены и крыша были обиты тонкими листами из чистого золота. Может быть, тогда эта часть Великой Орды и стала называться Золотой?
Примерно в 1246 году умер любимый конь хана Батыя. Человеческие смерти не могли ни удивить, ни растрогать обитателей Сарай-Бату, любой из которых еще поутру не знал, доживет ли до вечера, или со светом первых звезд дом его будет разграблен и сожжен, жена отдана другому, а сам он предстанет перед праотцами с отчетом о своих хороших и плохих поступках. Гнев хана был страшен и стремителен, расчет - жесток и беспощаден, ни тот, ни другой не давали провинившемуся ни малейшего шанса. А тех, кто был далек от ханского шатра, опасности ждали либо в военных походах, либо в рядовых вылазках. Но людей было так много, они стекались реками в столицу Золотой Орды из Монголии, кипчакских степей, с кавказских межгорий; а этот арабский скакун был один, поэтому Бату-хан сильно горевал о его потере. Он слишком привык распоряжаться жизнью и смертью, чтобы так легко подчиниться чужому решению. Он не желал отпускать своего коня.
Может быть, и нет магии, которая способна оживлять мертвых. Но неужели любовь и тоска не способны вдохнуть душу в новое, золотое тело? Бату-хан повелел отлить своего коня из золота, в натуральную величину. Доверил он эту работу человеку, которому уже были известны чудеса пробуждения твердого металла. До ордынского рабства, в другой, полузабытой жизни плененный русский мастер учил говорить и петь киевские колокола.
- Оживи моего коня, - сказал хан, глядя в пустые голубые глаза и безразлично жуя инжирную ягоду. - Оживи, и, если я останусь доволен, будешь вознагражден. Исполни мою волю.
На коня пошло пятнадцать тонн золота, но он того стоил. Скакун получился как живой, на высоких точеных ногах, с гордо посаженной головой и развевающейся гривой. Правитель велел вставить ему в глаза рубины и отлить еще одного такого же. Бату-хан задумал поставить золотых коней у городских ворот.
Когда кони были готовы, литейщику вручили девяносто девять подарков, как знак наивысшего ханского расположения. Наверное, ему не нужно было столько даров, он ждал всего одного, но самого главного - свободы. Бату-хан прочитал это в его глазах. Он велел привести мастера к себе в золотой шелковый шатер.
- Я не могу допустить, чтобы ты сделал таких коней для другой столицы, - сказал он. И, обращаясь к старшему тургауду : - Убей его!
Тургауд прикончил русского литейщика только третьим ударом, отрубив ему сперва руки, чтобы тот и на небе не мог повторить своего последнего творения. Бату-хан нахмурился, он не хотел лишней жестокости. Впрочем, - какое это имело значение?
Золотые кони были установлены у ворот Сарай-Бату. Они сияли так ярко, что издалека путешественники думали, будто в городе пожар. Но это был другой огонь, огонь солнца, отраженного от полированных грив и крупов, символ могущества и власти Золотой Орды, символ бессмертия хана и его коня. На одном из постаментов Бату-хан велел высечь слово «мой», а на другом - «твой».

В последние годы жизни Бату-хан получил прозвище Саин, что значит «справедливый». В 1256 году он умер, оставив у власти сына Сартака. Всего через год на трон Золотой Орды сел Берке, брат Батыя-Справедливого. Для этого ему пришлось отравить обоих племянников, но трон из слоновой кости, с золотыми инкрустациями, был слишком желанен, чтобы что-то могло остановить Берке-хана. Он слишком много лет провел в тени брата, вожделея власти; только власть не принесла ему избавления от жажды. Слава Батыя, великого воина и правителя, и годы спустя не давала ему покоя. Он физически не мог оставаться в Сарай-Бату, жить во дворце брата, ходить по его коврам, спать на его подушках. Ему то и дело мерещилось, что Саин-хан не умер, он где-то рядом, за пологом, вот-вот войдет и спросит с него за сыновей. Кровь застывала в жилах Берке-хана, руки леденели, как зимой на морозном ветру. Сколько раз брат Бату мог расправиться с ним, уничтожить, а ведь не стал. Зато теперь, после смерти, он приходил в свой дворец почти ежедневно, заставляя Берке прислушиваться к шороху шелковых полотнищ, приглушенным шагам за спиной, тоскливым вздохам. Новый хан в ужасе пересчитывал ягоды в грозди винограда на украшенном смарагдами и яхонтами блюде; отмерял уровень вина в чеканном бокале. Ягод не хватало, вино таяло, и это было невыносимо. «Сегодня он ест мой виноград, а завтра вонзит кинжал в яремную вену», - думал Берке, ощупывая морщинистую шею. Ему нужен был другой город, его собственный, как когда-то свой собственный город понадобился Саин-хану.
В 1262 году Берке выстроил новую столицу, на сто километров севернее старой, и перевез в нее золотых коней. Не желая повредить драгоценные скульптуры, он велел забрать их вместе с постаментами, но одна плита, с надписью «твой», треснула, и ее все-таки пришлось заменить. В Сарай-Берке золотые кони опять были поставлены у городских ворот.

После победы русских на поле Куликовом в 1380 году звезда ордынской удачи окончательно закатилась. Русь вставала из пепла, поднимала голову, шла навстречу монгольскому воинству, не боясь ни боли, ни смерти. Теперь близость к русским землям была не выгодной, а опасной, и это сыграло плохую шутку с ордынской столицей. Однажды казачий дозор, опьяненный ощущением скорой свободы, решил наведаться внезапно в Сарай-Берке, чтобы напугать жителей и, по возможности, разграбить город. Этот лихая и безрассудная вылазка оказалась на удивление удачной: в те дни ханские войска пребывали в смятении после поля Куликова. Охрана у ворот столицы была невелика, казаки без труда разбили ее в пух и прах и, чувствуя себя хозяевами положения, захотели забрать с собой золотых коней. С трудом, но им удалось выломать одну скульптуру со старого постамента; добычу обернули дерюгой, погрузили на обоз и повезли домой.
К тому времени остатки ордынского войска, стоявшего лагерем у Сарай-Берке, узнали об очередном упавшем на их головы позоре, и монголы бросились вдогонку за безумными храбрецами. Те же не могли двигаться быстро, потому что обоз с золотым конем получился слишком тяжелым и ехал медленно. Хотя, возможно, казаки и не слишком торопились: наверное, они понимали, что подписали себе смертный приговор, и не было никакой разницы, догонят их ордынцы немногим раньше или немногим позже.

Была весна. Степь, свежая и яркая, умытая грозами, украсилась алыми маками, блестевшими на солнце, как шелковый халат хана Батыя. Все цвело и росло в животворной пойме Ахтубы: стрекотали кузнечики, шуршали ящерицы и змеи, птицы в вышине пели счастливые песни, и даже сам воздух, казалось, звенел от солнечных лучей, как от натянутых струн.
Вдруг воцарилась странная тишина, как будто все звуки остались за невидимой человеческому глазу преградой. Даже скрип колес перегруженного обоза стал почти неслышен. Над степью раздался тихий свист. Казаки вздрогнули. Они не боялись ни монгольских полчищ, ни княжеского гнева, - но этот свист напугал их. Вздрогнули и кони, остановились, тихонько заржали, прядя ушами. Словно в ответ дерюга на обозе зашевелилась. Всадники в ужасе глядели на нее, не решаясь сдвинуться с места, и только быстро крестились. Кто-то живой бился и брыкался там, куда они укладывали золотую статую. Наконец, дерюга сползла, и показался темный моргающий глаз на шелковой морде, выпрямившееся ухо… Покачиваясь, на обозе встал великолепный арабский скакун золотой масти, тряхнул головой, развевая по ветру длинную гриву. Спрыгнул, неторопливо прислушался и поскакал, помчался сверкающей стрелой навстречу свисту. Казаки видели, как вдалеке конь остановился, и кто-то оседлал его, вроде бы человек в синем, отороченном мехом халате или шубе. Впрочем, никто из них не смог бы сказать наверняка, а через мгновение конь и вовсе исчез за горизонтом. В этот момент ватная завеса спала, и русские явственно услышали шум и гомон нагонявшего их ханского войска.
Они даже не подумали бежать прочь или, не дай Бог, сдаться монголам. Коротко помолившись в последний раз, казаки развернулись лицом к ордынцам и приняли неравный бой. Они сражались насмерть, а ордынцев было раз в десять больше, чем их, поэтому все лихие смельчаки сложили буйны головы там же, посреди алой степи. Только когда последний из русских перестал дышать, монголы смогли подойти к обозу и обнаружили, что он был пуст! Золотого коня нигде не было - ни под дерюгой, ни рядом, ни под кучей окровавленных тел.

Воины Орды так и не нашли коня, - поэтому родилась легенда, будто казаки сбросили его по пути в озеро или речушку, намереваясь вернуться за ним позднее. В этом предположении есть слишком много нестыковок. Во-первых, стали бы казаки топить драгоценного коня в Ахтубе? Наверное, нет, потому что найти его потом было бы почти невозможно. Значит, они должны были выбрать небольшой и приметный водоем. Ведь даже будучи готовым к смерти человек все равно надеется, что выживет и, конечно, разбогатеет. Особенно, если это - верующий в Божий промысел русский.
А что же - во-вторых? В то время, как и много веков спустя, в Волго-Ахтубинской пойме было немало озер и речек, но после строительства Волжской ГЭС вешние воды, стекавшие привычным руслом со всей России на ахтубинские плодородные поля, остановились за железными воротами плотины. Разливы измельчали, открыв любопытному глазу глубины илистого дна. К тому же, на останки древней Орды обрушились полчища кладоискателей, разметая по черепку, по камешку то, что оставалось и от великих столиц, и от павших в степи воителей. Даже если золотой конь мирно пролежал почти шесть веков в природном тайнике, в двадцатом веке его неизбежно должны были бы обнаружить. Но - не обнаружили.
Не более правдоподобна и легенда о втором золотом коне, которого казаки не успели или не смогли свалить с постамента и увезти с собой. Считается, что его положили в курган вместе с убитым ханом Мамаем, а курган этот находится где-то в приволжских степях, и якобы хан Мамай и после смерти стережет это сокровище. Но кто позволил бы отдать коня великого Батыя, основателя Золотой Орды, безродному половецкому темнику, неудачнику, проигравшему будущее монгольской расы, упустившему из неумелых рук светоч первенства, - который тотчас же подхватили вдохновенные и пылкие славяне? Нет, после поражения в Куликовской битве Мамай так и не сумел вернуть себе прежнюю власть, полученную только из-за междоусобиц и слабости законных наследников золотоордынского трона. На него почти сразу напал Тохтамыш, настоящий Чингизид, хотя и не прямой потомок Батыя, и Мамай бежал в Крым, в Феодосию, - за помощью к своим генуэзским кредиторам. Вот только расплачиваться с заморскими купцами ему было нечем, разве что собственной жизнью, - жизнью он и заплатил, умерев в 1380 году в Феодосии, или Кафе, от воровского удара ножом в спину. Похоронили его там же, недалеко от Кафы, и село, выросшее потом рядом с его погребальным курганом, долгое время неспроста называлось Шейх-Мамай. Да и Сарай-Берке никогда не был ставкой Мамая, половецкому хану лишь время от времени удавалось перевести свои войска за синюю границу Волги… нет, не имел он права на этого коня. Скорее, конь должен был принадлежать Тохтамышу, но, наверное, судьба их обоих треснула вместе с той каменной плитой, на которой было начертано магическое предназначение. Кто, когда и как отпустил коня на волю - неизвестно, но в 1395 году, когда войска Тимура разграбили и сожгли дотла столицу своевольного монгольского хана, золотого сокровища в ней не было.

Так и исчезли, растворились в смертях и битвах оба золотых коня Батыя. Правда, старожилы тех краев рассказывают, будто одного из них иногда можно увидеть в степи, особенно весной: скачет он, как летит, над кровавыми маками и жалобно, неприкаянно плачет - зовет то ли потерянного хозяина, то ли своего более удачливого брата.