«Вельможа» Державина служит примером сатиры негодующей, обличительной. Оды Державина

Тема «Вельможа»

Цель :

    формировать навыки составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;

    воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Обращение к домашнему заданию. Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века», с.64, ч.1.

Почему XVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?

В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?

Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлета всего русского искусства?

Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Какое произведение Г. Р. Державина вы изучали в 7 классе? Какова его художественная идея? (Ода «Властителям и судиям»).

Какие факты биографии Г. Р. Державина вам известны?

3. Сообщение учащегося о Г. Р. Державине (по материалам урока 16 и рабочим тетрадям 7 класса, статьи учебника для 8 класса «Г.Р. Державин», с.65-70, ч.1).

4. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1-4.

5. Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815).

Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном Литературном музее в Москве.

С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…».

Река времен в своем стремлении

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Это был первый посмертный портрет великого поэта.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока. Анализ оды «Вельможа».

2.1. Представление книги А. В. Западова «Поэты XVIII века».

Широкой известностью пользуются труды А. В. Западова, посвящённые творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других русских писателей XVIII века.

2.2. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1.

2.3. Выразительное чтение оды «Вельможа».

2.4. Выявление первоначальных впечатлений.

2.5. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799)

“Портрет князя А. Куракина” - одна из вершин в развитии русского парадного портрета.

Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».

«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность - напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского?

2.7. Слово учителя.

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.

Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, - собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.

Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

2.8. Исследовательская работа с текстом. (Задание 3 рабочей тетради, с.25. ч.1)

Выписать из текста слова и словосочетания.

1 вариант

«Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля».

2 вариант

«Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ».

Честный и неподкупный

государственный деятель

Итоги работы

Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина?

Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина // Или шутиху в дурака».

Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа - «глыба грязи позлащенной» - покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи.

2.9. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал».

Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи).

Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова?

2.10. Слово учителя.

Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров. В его оде содержатся и хвалебные и обличительные начала.

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала...» - и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами...» («Вельможа»).

2.11. Задание 5 рабочей тетради, с.26, ч.1.

Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение.

2.12.Лексическаяработа: рубище, осел.

Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях.

«Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой».

Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность.

В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи?

Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и бедствующего народа.

Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина.

2.13. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой...» до слов «И грянул гром».

Что объединяет эти произведения? I

В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность.

2.14. Слово учителя.

Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, - высшее подтверждение справедливости сказанных слов.

Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.

Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен поступать по своей прихоти в делах государственного управления.

Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Обращение к материалам таблицы.

2.15. Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама».

Каким должно быть справедливое государственное устройство?

Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.

2.16. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды.

Какую роль должны играть вельможи в обществе?

Вельможи - «здравы члены тела», передаточные и посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую структуру. Четкое исполнение порученных им функций государственного механизма, ревностность и правдивость в осуществлении роли проводников «информации» от «тела» к «главе» и от «главы» к «телу» составляют, по Державину, основу благополучия государства.

С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этогоравнения?

Борись вновь с бурями, мужайся,

Как юный возносись орел.

2.17. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы.

Орёл - самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица.

Орёл держит в клюве весы - символ справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности.

2.18. Слово учителя.

Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина.

Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное - божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом.

Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?

Заполнение второй части таблицы (задание 8 рабочей тетради, с.27, ч.1) .

Черты классицизма и новаторство в поэзии Державина

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник», с.78, ч.1.

2.Индивидуальное задание:

Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»;

Подготовить сообщение о портрете Екатерины II работы В. Боровиковского.

Тема. Г.Р. Державин – поэт и государственный чиновник. Ода «Вельможа».

Цель :

  • выявить авторскую позицию, традиции и новаторство в оде Г.Р. Державина «Вельможа»;
  • формировать навыки составления диалога по материалам статьи учебника, работы с иллюстрациями учебника, исследовательской работы с текстом; умения выделять главное в прослушанном сообщении;
  • воспитывать интерес к русской истории и литературе.

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания, актуализация прежних знаний.

1.Обращение к домашнему заданию. Построение диалога по материалам статьи учебника «Из литературы XVIII века», с.64, ч.1.

Почему XVIII век является переломным для отечественной литературы и для культуры в целом?

В каких условиях развивалась русская литература XVIII столетия?

Какое новое литературное направление явилось предвестником решительного взлета всего русского искусства?

Назовите имена русских писателей этого периода, творчество которых явилось первым шагом на пути к золотому веку отечественной культуры.

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Какое произведение Г. Р. Державина вы изучали в 7 классе? Какова его художественная идея? (Ода «Властителям и судиям»).

Какие факты биографии Г. Р. Державина вам известны?

3. Сообщение учащегося о Г. Р. Державине (по материалам урока 16 и рабочим тетрадям 7 класса, статьи учебника для 8 класса «Г.Р. Державин», с.65-70, ч.1).

4. Обращение к домашнему заданию. Ответы на вопросы учебника 1-4.

5. Обращение к иллюстрации учебника. Сообщение о портрете А. А. Васильевского (1815).

Последний, самый поздний живописный портрет Державина был написан А.А.Васильевским в 1815 году, за год до смерти поэта. Державина художник изобразил в его любимом наряде – в колпаке и халате, отороченном мехом. Художник не льстил людям: на нас смотрит усталый старик. Таким Державина видел Пушкин на лицейском экзамене в 1815 году: «Державин был очень стар. Он был в мундире и плисовых сапогах. Экзамен наш очень его утомил. Он сидел, подперши голову рукою. Лицо его было бессмысленно, глаза мутны, губы отвисли; портрет его (где представлен он в колпаке и халате) очень похож».

Сейчас портрет поэта в колпаке и халате хранится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в Петербурге, вариант этого портрета – в Государственном Литературном музее в Москве.

С оригинала портрета Васильевского литограф Фаслер напечатал портрет Державина, подписав под ним первые четыре строки из стихотворения «Река времен…».

Река времен в своем стремлении

Уносит все дела людей,

И топит в пропасти забвенья

Народы, царства и царей.

Это был первый посмертный портрет великого поэта.

III. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока. Анализ оды «Вельможа».

2.1. Представление книги А. В. Западова «Поэты XVIII века».

Широкой известностью пользуются труды А. В. Западова, посвящённые творчеству М. В. Ломоносова, Г. Р. Державина, Н. И. Новикова, А. П. Сумарокова, М. М. Хераскова и других русских писателей XVIII века.

2.2. Обращение к учебнику. Чтение определения оды, с.81, ч.1.

2.3. Выразительное чтение оды «Вельможа».

2.4. Выявление первоначальных впечатлений.

2.5. Сообщение о портрете князя А. Куракина работы В. Л. Боровиковского (1799)

“Портрет князя А. Куракина” - одна из вершин в развитии русского парадного портрета.

Исполняя заказной портрет ближайшего сподвижника императора Павла I, Боровиковский вспоминал слова своего учителя Д. Левицкого: «Нам приходится портретировать не только тех, кого мы уважаем, кто пришелся нам по сердцу. Вот вам мой совет: обращайтесь к принципу натюрморта. Предметы многое могут поведать о тех, кому они принадлежат...»

И художник виртуозно превращает его образ в сверкающий драгоценностями, атрибутами власти и званий «натюрморт».

«Бриллиантовый князь», прозванный Державиным «павлином», на огромном портрете изображен среди дворцовой обстановки, каждая деталь которой “комментирует” его личность - напыщенного, опытного царедворца, хитрого и изворотливого интригана.

Фигура помещена рядом с бюстом императора Павла I, слева открывается вид на Михайловский дворец, на кресле лежит мантия рыцаря Мальтийского ордена. Живописец создает величественный образ вельможи, любящего роскошь, занимающего высокое положение при дворе. Логическим центром портрета становится лицо князя. Боровиковский дает ему точную психологическую характеристику. По свидетельству современника, “смолоду князь Куракин был очень красив и получил от природы крепкое, даже атлетическое сложение. Но роскошь... размягчила телесную и душевную энергию, а эпикуреизм его был виден во всех его движениях, и лучезарное тихонравие его долго пленяло и уважалось, но в новое царствование, с новыми идеями, оно дало повод сравнивать его с павлином”.

Что объединяет образ вельможи, воссозданный в оде Г. Р. Державина и на портрете В. Л. Боровиковского?

2.7. Слово учителя.

Ода «Вельможа» представляет собой взволнованный и вдохновенный монолог автора, разъясняющего, как должно поступать первым лицам в государстве, и обличающего их пороки. В основу положена одна из од Державина «На знатность», но текст был переписан заново и значительно расширен: десять первоначальных строф превратились в двадцать пять.

Важная особенность оды, характеризующая высокий уровень литературного мастерства Державина, - собирательный портрет вельможи, обобщение его отличительных черт. Это и Потемкин, и Зубов, и Безбородко, и Нарышкин, и Панин, и Репнин, и многие-многие другие родовитые и «случайные», то есть находившиеся в фаворе у царицы люди, которых Державин знал, наблюдал как подчиненный и как писатель.

Державин нападает на фаворитов царицы, которые, не имея никаких достоинств, как Зубов, приобретали вдруг нежданно-негаданно большой вес в государстве. Сатира в оде направлена против явления «вельможества» целом.

Произведение основано на антитезе: идеальному образу честного и неподкупного государственного деятеля противопоставляется собирательный портрет царского любимца, грабящего страну и народ.

2.8. Исследовательская работа с текстом. (Задание 3 рабочей тетради, с.25. ч.1)

Выписать из текста слова и словосочетания.

1 вариант

«Слова и сочетания слов, передающие облик честного и неподкупного государственного деятеля».

2 вариант

«Слова и сочетания слов, рисующие портрет царского любимца, грабящего страну и народ».

Честный и неподкупный

государственный деятель

Царский любимец,

Грабящий страну и народ

«Которые собою сами // Умели титла заслужить // Похвальными себе делами; // Кого ни знатный род, ни сан, // Ни счастие не украшали; // Но кои доблестью снискали... // Себе почтенье от граждан». «Ум здравый, сердце просвещенно; орудье власти есть; подпора царственного зданья»

«Се образ ложныя молвы, // Се глыба грязи позлащенной!

О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина, // Или в шутиху дурака».

«А ты, вторый Сарданапал!..

На толь, чтобы на все взирал // Ты оком мрачным, равнодушным… Средь радостей казался скучным… Проснися, // сибарит! - Ты спишь // Иль только в сладкой неге дремлешь, // Несчастных голосу не внемлешь //И в развращенном сердце мнишь... // Стыд, совесть - слабых душ тревога! // Нет добродетели! нет Бога» - // Злодей...»

Итоги работы

Каков недостойный вельможа в изображении Г. Р. Державина?

Тема вельможи начинается с краткой и едкой, афористически звучащей характеристики: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

Эта характеристика влечет за собой горестное размышление автора о недопустимости положения, когда случай возносит на недосягаемую высоту глупца, не имеющего никаких заслуг перед государством: «О! тщетно счастия рука, // Против естественного чина, // Безумца рядит в господина // Или шутиху в дурака».

Державин создает собирательный образ екатерининского временщика, роводящего дни в обжорстве, «средь игр, средь праздности и неги». Пресытившийся наслаждениями вельможа - «глыба грязи позлащенной» - покойно почивает до полудня, в то время как его передняя, сени, лестница, двор забиты несчастными, тщетно ожидающими помощи.

2.9. Выразительное чтение оды от слов «А ты, вторый Сарданапал!..» до слов «И в пресыщении зевал».

Каковы особенности изображения времяпрепровождения вельможи?

Выпишите слова, позволяющие представить картину в полном объеме (краски, звуки, запахи).

Державин вводит в своего «Вельможу» такие слова, как «грязь», «осел», «хлопать ушами», «дурак», «передняя», «сени». К какому лексическому пласту относятся эти слова?

2.10. Слово учителя.

Почти в каждом своем произведении в большей или меньшей степени Державин нарушает нормы классицизма. Он уже не придерживается строгого разграничения высоких и низких жанров. В его оде содержатся и хвалебные и обличительные начала.

В одном и том же произведении Державин может сказать высоким слогом: «Для возлюбивших правду глаз // Лишь добродетели прекрасны, // Они суть смертных похвала...» - и тут же, в следующей строфе почти басенные стихи: «Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами...» («Вельможа»).

2.11.Выпишите из оды все примеры крылатых выражений и афоризмов. Объясните их значение.

2.12.Лексическаяработа: рубище, осел.

Осел останется ослом, // Хотя осыпь его звездами; // Где должно действовать умом, // Он только хлопает ушами».

О недалеких («умственно ограниченных, глуповатых») людях.

«Сияют добрые дела. Почтен и в рубище герой».

Достойны уважения лишь ум, законность, справедливость, великодушие, а не богатство и знатность.

В каком произведении, изученном в 7 классе, пресыщенный вельможа противопоставлен скромным просителям, нуждающимся в его помощи?

Стихотворение Н. А. Некрасова «Размышление у парадного подъезда» содержит реалистическое изображение действительности и также построено на контрасте образа жизни «владельца роскошных палат» и бедствующего народа.

Прочитайте выразительно фрагмент оды Г. Р. Державина, в котором изображена похожая картина.

2.13. Выразительное чтение от слов «A там израненный герой...» до слов «И грянул гром».

Что объединяет эти произведения? I

В стихотворении Некрасова и оде Державина реалистически изображена действительность.

2.14. Слово учителя.

Не надо думать, что грянувший гром поразил надменного себялюбца. Державин отлично знал, что в жизни так не бывает, и последнюю фразу следует понимать иначе. Когда-то древние греки считали, что гром, грянувший во время чьей-нибудь речи, - высшее подтверждение справедливости сказанных слов.

Так и в «Вельможе» гром гремит в подтверждение гордо-самодовольного восклицания временщика: «Нет добродетели! нет Бога!», совпадающего с размышлениями самого поэта о том, что при дворе Екатерины добродетель, правду, честность, совесть, стыд нечего и искать.

Резко сатирическое изображение вельмож Екатерининского века в этой оде сочетается с программным изложением тех требований, которые поэт предъявлял к сановнику, первому помощнику государя, и к самому монарху, который не должен поступать по своей прихоти в делах государственного управления.

Каким, по мысли Г. Р. Державина, должен быть государственный деятель? Обращение к материалам таблицы.

2.15. Выразительное чтение оды от слов «Блажен народ, который полн…» до «Повелевает же сама».

Каким должно быть справедливое государственное устройство?

Концепция Державина сводится к иерархически выстроенному патриархальному обществу. Общество представляет единое тело, роль «главы» которого, то есть решающей инстанции, отдана монарху, царю. Народ с детской верой полагается на «главу», соблюдая полное единодушие. Не имея своей воли в политическом целом, народ может, однако, испытывать восхищение от переживания общего согласованного действия.

2.16. Выразительное чтение оды от слов «Сим твердым узлом естества…» до конца оды.

Какую роль должны играть вельможи в обществе?

Вельможи - «здравы члены тела», передаточные и посредующие звенья между народом и монархом, формирующим иерархическую структуру. Четкое исполнение порученных им функций государственного механизма, ревностность и правдивость в осуществлении роли проводников «информации» от «тела» к «главе» и от «главы» к «телу» составляют, по Державину, основу благополучия государства.

С кем сравнивает Г. Р. Державин достойного вельможу? Каков смысл этого равнения?

Борись вновь с бурями, мужайся,

Как юный возносись орел.

2.17. Сообщение о символическом значении образа орла, держащего в клюве весы.

Орёл - самый распространенный символ, связанный с божественностью, храбростью, верой, победой, величием и властью, особенно имперской. Изображение орла использовалось в геральдике многих стран. Он является геральдическим символом власти, господства, великодушия и прозорливости. Подобно льву, орел воспринимается как царственная птица.

Орёл держит в клюве весы - символ справедливости, атрибут аллегорий закона, правосудия. Сравнение вельможи с царственной птицей свидетельствует о позиции автора, желающего видеть в вельможе идеал храбрости, великодушия, справедливости, законности.

2.18. Слово учителя.

Ода «Вельможа» затрагивает одну из важнейших, если не центральную, тем политических размышлений Державина.

Новаторство поэта в жанре оды связано с тем, что он устранил антитезу «земное - божественное», определявшую в стихах Ломоносова отношение подданных и монарха. Монарх переведен в земной план и уравнен с простым человеком. Иногда царь или даже могущественный вельможа у Державина может быть назван «земным богом», но «земной бог» живет и владычествует, сознавая это или нет, перед очами «Всевышнего Бога», который некогда «восстанет» и будет «судить» его по делам его. Права царя даны монарху высшей властью Бога, или высшим Законом.

Назовите признаки классицизма в оде «Вельможа». Каковы отступления от классицизма?

Заполнение второй части таблицы

Черты классицизма и новаторство в поэзии Державина

Традиции классицизма

Новаторство

Использование традиционных жанров (ода). Принцип рационализма, культ разума, стремление запечатлеть существенные стороны жизненного явления, утверждение идей просвещенного абсолютизма, патриотизма, гражданственности, идеализация героев, деление героев на положительных и отрицательных, обращение к общественной

Проблематике.

Нарушение иерархии жанров, введение просторечных слов в высокий стиль (в оду), элементы реализма в изображении современной ему русской жизни, словесная живопись.

IV. Подведение итогов урока.

V. Домашнее задание.

1. Выразительное чтение стихотворения Г.Р. Державина «Памятник», с.78, ч.1.

2.Индивидуальное задание:

Подготовить выразительное чтение перевода из Горация М.В. Ломоносова «Я знак бессмертия себе воздвигнул…»


Великий русский поэт Гаврила Романович Державин оставил значительный след в истории не только русской, но и мировой литературы. Он писал стихи, прославляющие победу русского оружия, восхвалял знаменитых полководцев. В его поэзии часто встречаются и философские мотивы, и анакреонтическая лирика. Но самое важное место в творчестве поэта занимают гражданско-обличительные стихотворения, адресованные лицам, наделенным большой политической властью. Торжественный стиль, пафос обличе­ния, библейская образность — все это сознательно использовалось Державиным в его гражданской лирике для выражения собственных взглядов и убеждений.

Особенно ярко среди таких стихотворений выделяется ода «Вельможа», в которой автор попытался нарисовать социальный портрет человека, стоящего близко к трону и назначенного выполнять волю государя. «Бичом вельмож» назовет впоследствии поэта А. С. Пушкин. И эта характеристика действительно точно и метко отражает сущность всей поэзии Державина. С небывалой до него художественной энергией громит автор «Вельможи» гордящуюся «гербами предков» «глыбу грязи позлащенной», обряженную в «мароккские ленты и звезды».

В стихотворении перед нами во всех красках, во всей своей неприкрытой сущности предстает царский любимец, откровенно грабящий страну и народ, заставляющий страдать ни в чем не повинных людей. Автор дает краткую, но исключительно меткую характеристику такого вельможи:

Осел останется ослом,

Хотя осыпь его звездами;

Где должно действовать умом,

О! тщетно счастия рука,

Против естественного чина,

Безумца рядит в господина Или в шутиху дурака.

И такой «господин» тратит свою жизнь «средь игр, средь праздности и неги».

Державинская сатира исполнена гневного чувства. Облеченная в четырехстопные ямбы, которыми раньше писались оды, эта сатира приняла одическую выразительность и силу. Стремясь достучаться до спящего разума вельможи, показать ему настоящую жизнь, поэт использует повторы, усиливающие гневный пафос произведения: «Там воды в протеках текут… там розы средь зимы цветут и в рощах нимфы воспевают». Но для чего все эти блага и красоты?

На то ль, чтобы на все взирал Ты оком мрачным, равнодушным,

Средь радостей казался скучным И в пресыщении зевал?

«Блистают розы и лилеи», а праздный и бездушный вельможа «покойно спит», слепой к страданиям и глухой к голосу жаждущего помощи и покровительства народа.

Обличительная характеристика царского любимца, забывшего о своем общественном долге, конкретизируется в двух контрастных картинах. Державин... рисует роскошный быт «второго Сарданапала», мысли которого заняты лишь тем,

Чтоб пурпур, злато всюду взор В твоих чертогах восхищали Картины в зеркалах дышали, Мусия, мрамор и фарфор…

Все желание и потребности таких людей ограничены тем, чтобы стол был заставлен изысканными яствами, чтобы Токай лил густое вино, а «Левант — со звездами кофе жирный».

На фоне этого великолепия и праздности особенно остро ощущается униженное положение людей, зависящих от высокопоставленного вельможи:

А там израненный герой,

Как лунь во бранях поседевший…

Сидит и ждет тебя уж час!

А там — вдова стоит в сенях И горьки слезы проливает,

С грудным младенцем на руках,

Покрова твоего желает.

А там — на лестничный восход Прибрел на костылях согбенный Бесстрашный, старый воин тот… Которого в бою рука Избавила тебя от смерти.

А там, — где жирный пес лежит, Гордится вратник галунами, — Заимодавцев полк стоит, К тебе пришедших за долгами.

Но спит бездушный «сибарит», которому «миг покоя» «приятней, чем в исторьи веки», не внемлет он «несчастных голосу».

Державин обращает к сибариту гневные слова и требование проснуться и внять голосу совести. Однако существует ли понятие совести для того, кто стремится «жить для себя лишь одного, лишь радостей уметь пить реки»? В представлении такого ничтожного человека стыд и совесть — это «слабых душ тревога», для него «нет добродетели», «нет Бога». Но поэт уверенно грозит злодею справедливым судом, он убежден в том, что при­дет час расправы, что грянет гром над головами равнодушных глупцов.

Вместе с осуждением вельмож в произведении звучит вера в то, что и для нашего государства наступит час, когда царь действительно будет главой, а вельможи — «здравы члены тела», которые «прилежно долг все правят свой». Однако когда наступит это время, поэт, как и любой другой его современник, предвидеть не мог.

Г. Р. Державин — крупнейший поэт XVIII века. Смысл и задачу своего поэтического творчества он видел в том, чтобы правдиво и в ярких красках изображать действительность: «В сердечной простоте беседовать о Боге и истину царям с улыбкой говорить». Его многообразные поэтические сочинения открыли дорогу дальнейшему развитию русской литературы. Не случайно имя этого поэта с теплотой и благодарностью поминалось его поэтическими наследниками, в числе которых был и великий А. С. Пушкин.

Влияние Державина на русскую литературу, подхваченное демократическими литературными течениями, было огромным. Его творчество тяготело к реализму и гражданской литературе, а его гражданскую поэзию высоко ценили и декабристы, и писатели их круга; им нравился образ Державина - поэта-правдолюбца, учителя Свободной общественной морали.
Оды Державина отличаются новаторством. Для них характерно тематическое и стилистическое разнообразие. Среди его произведений есть победные, хвалебные, философские и сатирические оды. Державин создал новый тип оды, промежуточный между одой и сюжетным стихотворением. Кроме того, в одах Державина сильно выражено лирическое начало.
Произведение «Вельможа» относится к сатирическим произведениям Державина. Сатира Державина не колебала основ современного ему общественного строя. Политические взгляды его были консервативными: и крепостничество, и самодержавие он Считал коренными, естественными основами русской жизни. Но, тем не менее, сатира Державина клеймила пороки и недостатки общества.
В оде «Вельможа» Державин демонстрирует зло, проистекающее от равнодушия вельмож к своему долгу. Эта острая критика представлена в оде с таким негодованием, которое можно усмотреть далеко не во многих произведениях того времени. Поэт возмущен положением народа, страдающего от преступного отношения царедворцев. Он критикует неправедное устройство мира и поведение людей. При этом Державин составляет портрет идеального вельможи:

Вельможу должны, составлять
Ум здравый, сердце просвещенно,
Собой пример он должен дать,
Что звание его священно.

Что он орудье власти есть. Подпора царственного зданья, Вел мысль его, слова, деянъя Должны быть - польза, слава, честь.
В оде «Вельможа» нарисован идеал гражданина, но, несомненно, в этом идеальном образе просвечивают для нас реальные черты самого Державина.
Хочу достоинствы я чтить, Которые собою сами Умели титлы заслужить Похвальными себе делами...
В своих сатирических одах Державин не только был «зла непримиримый враг», обличая неправоту и беззакония своего времени, но и чтил достоинства, славил святую добродетель. Он не просто обличал то, что ему не нравилось, но и пытался научить жить так, как это необходимо - в ладу со своей совестью и честью.
Державин полагал, что поэт призван изобразить человеческую душу, словно художник-акварелист, не отрывающий от листа бумаги кисти, пока рисунок не закончен. Это удалось ему в оде «Бессмертие души»:

Как червь, оставя паутину
И в бабочке взяв новый вид,
Влазурпу воздуха равнину
На крыльях блещугцихлетит,
В прекрасном веселясь убранстве,
С цветов садится на цветы:
Так и душа небес в пространстве Не будешь ли бессмертна ты?

Стихотворение «Памятник» - одно из наиболее известных и знаковых в творчестве Державина. В этом произведении поэт говорит о значении своего творчества. Он считает своей заслугой умение «в сердечной простоте беседовать о Боге». Державин пишет:

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный, Металлов тверже он и выше пирамид; Ни вихрь его, ни гром не сломит, быстротечный, И времени полет его не сокрушит...

Назначение поэта Державин видел, прежде всего, в посредничестве его между Создателем и людьми.

Ода «Фелица» (от латинского слова «счастливый») впервые была напечатана в журнале «Собеседник любителей русского слова», ею открывался первый номер журнала. Смотрите как она называлась: « Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, писанная некоторым мурзою, издавна проживающим в Москве, а живущим по своим делам в Петербурге. Переведена с арабского языка в 1782 году». Образ Фелицы заимствован из «Сказки о царевиче Хлоре», написанной Екатериной для своего внука Александра. В образе мурзы выступает сам поэт, то как индивидуальное «я» автора, то как обобщенный, собирательный образ екатерининских вельмож, наделенных сатирическими чертами.

Державин разрушает жанр оды, предусмотренный классицизмом: сочетает одические элементы с сатирическими, высокий слог с просторечным. Изображая Екатерину, Державин искренне наделяет ее идеальными чертами просвещенной монахини: она умна, деятельна, любезна в обращении, скромна. Идеал. Поэт свободно ведет разговор о достоинствах императрицы, прежде всего достоинствах ее как человека, поведение Екатерины противопоставляется праздному времяпрепровождению ее вельмож, наделяя каждого из них теми конкретно-бытовыми чертами, которые дали возможность современникам без труда узнать в этих портретах Потемкина, Орлова, Вяземского, Нарышкина. Они далеки от представления поэта о вельможах, долг которых – служить отечеству, «общему добру». Здесь ироничная оценка Потемкина: то он собирается покорить вселенную, то вдруг страстно желает новый кафтан. Здесь же содержится и не возможное для высокой одической поэзии конкретное изображение вкусной еды (окорок, плов, пироги). Так что стол с едой Державин сделал достоянием поэзии. А вот еще бытовых подробностей из жизни одного из вельмож: «играет в дураки с женой, на голубятню лазит и в жмурки резвится, за Библией, зевая спит». Конкретность бытовой картины, низкие прозаические речения – все это было ново и вело к сближению поэзии с жизнью – преодолению классицизма. Тут одно из самых больших открытий Державина – для его поэзии нет в природе низких, недостойных изображения предметов (реалистическая тенденция). Итак, прославляя императрицу, ее заботы о просвещении и здравии народа, поэт по отношению к ней позволяет себе говорить шутливым тоном («подобно в карты не играешь, как я, от утра до утра» - и где ж здесь ирония?) . В оде Державина много намеков, касающихся того, как надо истинному монарху управлять государством. Он хвалит Екатерину за то, что она не истребляла людей, не была страшной и нелюдимой. За то, что можно «казни не боясь, за здравие царей не пить». Похвалы Екатерине, звучащие иногда в шутливо-ироническом тоне, сатира на ее приближенных вельмож заставили Державина и Капниста опасаться публикации оды. Но Екатерине угодно было благосклонно отнестись к поэту, талант которого мог сослужить ей великую службу.

В стихотворении «Властителям и судьям» (1780) Державин вслед за Ломоносовым с помощью библейских мотивов смело выразил свое отношение к «земным богам», нарушающим законы и забывающим о пользе поданных и государства. «В. и С.» - поэтическое переложение 81 псалма библейского царя Давида, который страстно и гневно обличал своих врагов. Это стихотворение было вырезано с первой страницы журнала («якобинский стих»). События Французской буржуазной революции придавали резкое, обличительное звучание. В духе «просвещенного абсолютизма» Державин, видя вокруг себя зло, беззаконие, смело обличает и поучает «властителей и судий». Он требует соблюдений законов, гуманности, но «сильные мира» не внемлют на то, что «злодейства землю потрясают». И угрозой звучат исполненные гражданского пафоса слова: «Воскресни, Боже!.. Приди суди карай лукавых // И будь един царем земли»

Пафосом общественного долга, служения отечеству и вместе с тем страстным обличением вельмож, не соответ. образу идеального полит. деятеля – человека неподкупной честности, просвещенного и бескорыстного слуги общества, пронизана ода Державина «Вельможа» (1794). Державин пользуется приемом контрастного сопоставления. В оде большое место занимает прямая авторская речь, страстный монолог поэта, который прерывается картинами реальной жизни. В Оде много намеков на современников Державина, хотя сатирический образ вельможи является обобщающим образом. Перед нами особый жанр: ода-сатира, которой автор предстает гражданином, требовательным судьей. Державин убежден, что «Вельможу должны составлять Ум здравый, сердце просвещено», истинный вельможа – служитель «общего добра». Но они не такие, а себялюбивые, праздные, равнодушные. Только Державин мог ввести в оду грубые, просторечные слова, характеризующие бездарного вельможу, мог сравнить его с ослом («Осел останется ослом..»). Нарисовав сатирическую картину праздной жизни вельможи, Державин рисует другую картину, звучащую резким диссонансом. Пока вельможа сибаритствует, «вдова стоит с грудным младенцем и плачет и желает покрова». Вот так в торжественный строй оды врываются конкретно-бытовые реалии жизни.

Правду говорить всегда трудно: «Будучи поэт по вдохновению, я должен говорить правду. Политик по служению моему, я принужден был закрыть истину иносказаниями и намеками».