Реформы Н.Х. Бунге

Николай Бунге был министром финансов в 1881 - 1886 гг. Он получил эту должность после того как трон наследовал Александр III. Бунге провел немало непопулярных реформ, из-за чего консервативная оппозиция добилась его отставки. Время показало, что курс, выбранный этим министром финансов, был верным.

Личность министра

Будущий министр финансов Бунге Николай Христианович родился 23 ноября 1823 года в семье врача. Он окончил юридический факультет в Киевском университете и после этого начал преподавательскую карьеру. По своим взглядам Бунге был либералом-западником и классическим «государственником».

Его убеждения отличались умеренностью, что пришлось очень кстати в эпоху Александра II. Юрист считал, что российское государство еще не готово принять конституцию. Задачу своего поколения Бунге Николай Христианович видел в постепенных пошаговых реформах, результат которых должен сказаться много лет спустя.

Переезд в столицу

Около тридцати лет профессор преподавал в Киевском университете. Он трижды становился ректором, одновременно с этим возглавляя отделение Государственного банка. В 1880 году Бунге Николай Христианович навсегда оставил Киев и переехал в Петербург. В столице он оказался по просьбе правительства. Власти срочно нужны были новые идеи, чтобы реформировать государство и смягчить общественную напряженность. В это время террор народовольцев и других радикалов достиг своего пика.

Что мог предложить государству Бунге Николай Христианович? На протяжении нескольких десятилетий он подготавливал собственную программу экономических преобразований. Она основывалась на богатом теоретическом фундаменте, подчерпнутом из опыта западных стран.

Идеи Бунге

Программа Бунге появилась в эпоху Великих реформ, однако к началу правления Александра III она пережила несколько редакций. После закономерного поражения России в финансист, как и другие либералы, возлагал надежды на развитие частной инициативы, которая должна была внести самый большой вклад в экономическое развитие страны. Эти чаяния во многом были вынужденными. У государства, потратившего огромные суммы на войну, просто не было средств на модернизацию России.

Наступившие реформы Александра II показали, в чем ошибался Бунге Николай Христианович. Краткая биография будущего министра похожа на биографии многих его умеренных либеральных соратников. Рост экономики в 60-х гг. не произошел бы без крупных дотаций государства. В стране чувствовался недостаток предпринимателей. Уже в 70-е гг. началась реакция. Государство вновь принялось за тотальное регулирование экономики. Прекращались выдачи железнодорожных концессий, сдерживались учреждения акционерных обществ, устанавливались высокие таможенные барьеры. С учетом всех этих особенностей переписывал свою программу Бунге Николай Христианович. Краткая биография этого человека и эволюция его взглядов типичны для той эпохи.

Назначение министром

1 марта 1881 года террористы убили Александра II, после чего к власти пришел его сын Новый государь принялся за кадровые ротации в правительстве. Именно тогда в 1881 году на должность министра финансов Российской империи был назначен Николай Христианович Бунге. Фото экономиста появилось во всех столичных газетах. Общественность ждала от него действий.

В течение пяти лет в качестве главы финансового ведомства Николай Бунге провел несколько крупных преобразований. Государство понизило для крестьян, перестроило налоговую систему, переведя ее на новую подоходную основу, и отменило В 1882 году был учрежден Крестьянский банк. На протяжении нескольких лет принимались первые акты рабочего законодательства.

Экономические преобразования

Николай Христианович Бунге, деятельность которого часто критиковалась, инициировал реформы, далеко не сразу принесшие положительные изменения в экономику России. Бюджет при этом министре оставался дефицитным, Казначейство никак не могло избавиться от долгов и т. д. И, тем не менее, государственный деятель Николай Христианович Бунге сделал много полезного для своей страны. Благодаря его программе таможенная служба России смогла защитить отечественных производителей от иностранной конкуренции, что привело к постепенному росту внутреннего предпринимательства. Перемены в налогообложении позволили казне накопить значительную финансовую базу. Позже она пошла на стимулирование промышленного роста.

Николай Христианович Бунге родился в эпоху крепкого рубля, когда национальная валюта не была так связана с внешним рынком, как в конце XIX века. Во время пребывания экономиста в должности министра ситуация кардинально отличалась от тех прежних порядков. Правительство сделало многое для того, чтобы стабилизировать курс рубля и перейти к золотому валютному стандарту. Эта реформа была закончена преемником Бунге Сергеем Витте.

Аграрная политика

Что сделал для российского крестьянства Николай Христианович Бунге? Министр финансов стремился к развитию рыночной экономики в селе, для чего было необходимо частное крестьянское землевладение. Бунге считал, что вмешательство государства должно быть минимальным и сводиться к защите интересов низших сословий, во многом продолжавших жить в бесправном положении по отношению к крупным и богатым собственникам. Экономист бы «народолюбцем» не только по причине своих либеральных взглядов, но и из-за насущного прагматизма. Программа министра была проста - помочь крестьянству, чтобы оно, окрепнув, помогло подняться стране.

В чем конкретно заключались меры, которые предпринял в аграрном вопросе Николай Христианович Бунге? Фото деревень без современного инвентаря и инфраструктуры заставили министра пойти на серьезные реформы. Он избавил сельское население от лишних налогов, в том числе от налога на соль. Крестьянство страдало от малоземелья и перенаселенности центральных губерний. Для разрешения этой проблемы была предложена программа по переселению деревенских жителей на пустующие окраины страны, природные условия которых прекрасно подходили для обработки земли и выращивания урожая.

Трудовое законодательство

Сложными были отношения государства не только с крестьянами, но и с рабочими. После отмены крепостного права в города хлынул мощный поток пролетариев, искавших лучшей доли на заводах и других предприятиях. Вопреки этому в России до сих пор не было систематизированного фабричного законодательства.

В 1884 году по инициативе Бунге был запрещен труд малолетних на крупных предприятиях. Государство установило нижний порог - 12 лет. Подростки до 15 лет могли работать не больше 8 часов в день. В 1885 году под запрет попал ночной труд женщин. Власть приняла всеобщие правила, регламентировавшие отношения работодателя и пролетариев. Эти нормы позволили значительно ограничить самоуправство и произвол фабрикантов. В то же время усилились репрессии против рабочих, участвовавших в стачках и забастовках. Исполнение правил проверялось специальной государственной инспекцией.

Национализация железных дорог

Министр финансов Николай Христианович Бунге, дата рождения которого совпала с периодом возникновения железных дорог в России, прекрасно отдавал себе отчет об их важности в жизни страны. В годы его руководства экономикой империи началась полноценная национализация этого хозяйства. В конце XIX века железные дороги также «огосударствливались» в Бельгии, Австро-Венгрии, Франции, Голландии и т. д. Проводя данную реформу, Бунге мог ориентироваться на схожий западный опыт.

Борьба с монополиями

Национализация была необходима для борьбы с монополистами, хищнически использовавшими это средство коммуникации. Общество единодушно требовало от властей покончить с дезорганизацией железных дорог. С этой целью была создана межведомственная комиссия. Чиновники министерства финансов играли в ней важную роль. Сам Бунге выступал против слишком поспешной передачи железных дорог государству. Министр регулярно писал в которых объяснял свой взгляд на проблему. Эти проекты отправлялись на самый верх и рассматривались самодержцем.

После краха концессионной системы государство вернулось к практике строительства железных дорог исключительно за казенный счет. Касательно уже введенных в эксплуатацию путей Бунге публично высказывался несколько раз приблизительно в одном и том же тоне. Свои доводы он повторил и незадолго до отставки. Министр считал, что Россия не могла в форсированных темпах отбирать железные дороги, как это делалось, например, в Германии, из-за того, что на государственной службе было недостаточно дипломированных специалистов.

Итоги деятельности

Оценивая результаты работы министра финансов, важно понимать, что российский государственный деятель Николай Христианович Бунге сталкивался с многочисленными преградами на своем пути. Ему досталось тяжелое наследство от войны с Османской империей, промышленный кризис, неурожаи, застой в сельском хозяйстве, увеличение расходов на флот и армию.

Консервативная оппозиция всегда с неприязнью относилась к министру, желавшему пойти на компромисс с либеральной частью общества. Конфронтация продолжалась на протяжении всего пребывания Бунге в кресле главы финансового ведомства.

Отставка и дальнейшая карьера

Противники министра добились его отставки в 1886 году. Но император понимал, кто такой Николай Христианович Бунге, и ценил его качества. Поэтому экономист не только не попал в опалу, но еще и остался в Государственном совете. Став главой Комитета министров, он продолжал влиять на политический курс власти, хотя и в другом качестве.

Чего добивался Николай Христианович Бунге? Факты из жизни чиновника говорят о том, что он стремился остановить искусственную поддержку сельской общины, наносившей ущерб индивидуальным крестьянским хозяйствам. Экономист был сторонником переселения жителей деревней на восток. Новая волна массовой крестьянской колонизации Сибири произошла уже после того, как умер Николай Христианович Бунге. Биографический очерк этого человека — это история карьеры предшественника Столыпина, приступившего к осуществлению аграрной реформы. Николай Бунге скончался 15 июня 1895 года в Царском Селе.

Другие страны

Экономисты милостью Божьей. Николай Бунге

Крупный теоретик, он показал себя непревзойдённым практиком, создал стабильную финансовую систему и стал первым в официальной России провозвестником необходимости социальной политики.

~~~~~~~~~~~


Николай Бунге


Сегодня наша страна столкнулась с финансово-экономическими проблемами, схожими с теми, что стояли во второй половине позапрошлого века. Тот опыт сохраняет несомненный интерес.

Особую ценность представляет практическая деятельность министерства финансов и теоретические разработки возглавлявшего его экономиста Николая Христиановича Бунге (1823-1895). Он руководил ведомством с 1882 по 1887 год.

Предки Бунге имели шведское происхождение, в семье культивировались усердие, любовь к знаниям, дисциплина, воздержанность в быту. После окончания в 1845 году Киевского университета св. Владимира Николай Бунге был направлен на кафедру законов казенного управления в Нежинский лицей князя Безбородко (имевший статус высшего учебного заведения).

Уже спустя два года, в возрасте 24 лет (!) недавний выпускник, защитив диссертацию «Исследование начал торгового законодательства Петра Великого», становится магистром государственного права. А в 1850 году Бунге был удостоен степени доктора политических наук за диссертацию «Теория кредита». В развитие этих своих работ он подготовил и издал «Курс статистики» (1865) и «Основания политической экономии» (1870). Подробно анализируя зарубежную практику, Бунге настойчиво рекомендовал ограничивать хождение ассигнаций в пользу металлических, а также безналичных расчётов. Он пришёл к выводу, что бумажные, «зачастую многонулёвые» деньги провоцируют инфляцию и тем самым обесценивают обращение. Эти вопросы подробно изложены в книгах и статьях Бунге. Он также переводит и дополняет своими комментариями труды зарубежных авторов.



Кузнечный цех. Конец XIX века.


Не случайно Михаил Туган-Барановский отмечал, что Бунге «был очень сильным теоретиком и пришёл на пост министра как добросовестный учёный, который, кроме всего прочего, был хорошо знаком с экономической и финансовой политикой Запада». Бунге трижды избирался ректором Киевского университета. Первый раз - в 1859 году по рекомендации знаменитого Пирогова, хирурга и героя Севастополя. Выдвижение ректором столь молодого профессора не имело прецедента в истории университета. Но объяснялось теми переменами, которые происходили в общественной жизни. Императором стал Александр II - Освободитель. И, едва приступив к обязанностям ректора, Бунге был вызван в Петербург для участия в работе Редакционных комиссий, учреждённых для подготовки законопроекта об отмене крепостного права. Он вошёл в состав Финансовой комиссии, на которую было возложено создание модели выкупных операций.

В Киеве Бунге проработал три десятка лет. Он читал многочисленные курсы, в своих публикациях пытался раскрыть передовой опыт тех зарубежных стран, которые обогнали Россию в социально-экономическом развитии. При этом в науке занимал самостоятельную позицию. Во многом опираясь на идеи Адама Смита, Бунге вместе с тем считал, что цены определяются спросом и предложением. Движущей силой общественного развития он полагал стремление людей к удовлетворению потребностей путём «полезной деятельности», которая заключается не только в производстве предметов потребления, но и в научной, культурной, просвещенческой деятельности. «Хозяйственное устройство человеческих обществ… развивается вместе с успехами образования, благосостояния и нравственности, вместе с расширением круга деятельности и общественной власти, и индивидуальной инициативы. Общество благоустроенное не есть неизбежная форма свободно сложившихся частных отношений, как думали последователи Смита, - это результат непрерывного совокупного действия правительства и народа».

При Бунге сложилась киевская школа экономической мысли. Её представителей объединяло отрицание трудовой теории стоимости, неприятие социалистической доктрины, признание необходимости социальных реформ, преимущественное внимание к практическим вопросам экономической политики. Влияние Бунге на представителей школы ярко описано её видным представителем Дмитрием Пихно. «Что влекло нас, молодых студентов, к этому осторожному мыслителю, аудитория которого была полна слушателей и почти каждый выпуск давал молодых экономистов, с увлечением работавших под его руководством? Это была другая, более интимная, невидимая постороннему глазу духовная связь… Этот холодный с виду мудрец был весь проникнут недосягаемым нравственным идеализмом, за его иронической улыбкой, которая так часто смущала и которой мы так боялись, от нас не скрывалось нежное, любящее, отзывчивое и бесконечно доброе сердце».

В одном из своих первых (1883 г.) развёрнутых докладов императору Александру III Бунге отмечал: «Внимательное изучение слабых сторон нашего государственного строя указывает на необходимость обеспечить правильный рост промышленности достаточным для неё покровительством: укрепить кредитные учреждения на началах, проверенных опытом, способствуя притом удешевлению кредита; усилить в интересах народа и государства доходность железнодорожных предприятий, установив над ними надлежащий контроль; упрочить кредитное денежное обращение совокупностью направленных к достижению этой цели постепенно проводимых мер. Далее - ввести преобразования в системе налогов, сообразные со строгой справедливостью и обещающие приращение доходов без обременения плательщиков податей; наконец, восстановить превышение доходов над расходами (без чего улучшение финансов немыслимо) ограничением сверхсметных кредитов и соблюдением разумной бережливости во всех отраслях управления».



Крестьянский банк. Киев.


Вступление Бунге в 1880 году в должность товарища министра финансов и вскоре, с 1 января 1882-го, министра обозначило новый этап в российской денежно-кредитной политике. В назначении на пост в правительстве учёного многие увидели признание высокого авторитета науки и необходимости специальных знаний. Но начинать работу пришлось в весьма сложных обстоятельствах. Сумма государственного долга на 1 января 1881 года превысила шесть миллиардов рублей. Предстояли новые займы - внутренние и внешние. Основными причинами были финансовые последствия русско-турецкой войны 1877-1878 годов и колоссальные государственные расходы по крестьянской и последующим реформам. Для предотвращения системного кризиса Бунге инициировал выпуск золотой шестипроцентной ренты 1883 года на доходы. Это улучшило финансовую ситуацию. Лавируя, идя на компромиссы, Бунге был стоек при защите доходов казны. Ангел кротости и доброты превращался в Геркулеса железной воли и не только председателю министров, но самому государю говорил «невозможно» в ответ на просьбу о деньгах.

Эту программу долговременной финансовой политики государства император одобрил, и в последующие годы она была выполнена почти полностью (кроме пункта о превышении - ввиду крупных расходов по погашению госзаймов).

Одним из первых финансовых мероприятий, проведённых Бунге, стало понижение выкупных платежей для крестьян. Оно было осуществлено в размере 1 рубля с каждого душевого надела в великорусских пределах и на 16 копеек с рубля в других местностях. Общая сумма понижения составила 12 миллионов рублей в год. Частичное освобождение крестьян (кроме государевых) от подушной подати в 1886-м - тоже заслуга Бунге. Это решение способствовало росту продуктивности сельского хозяйства. Вследствие стабилизации крестьянских доходов стал расти спрос на технику.

Бунге являлся сторонником государственного протекционизма и жёсткой налоговой системы. В период его руководства российским Минфином были увеличены налоги на сахар, спирт, табак. Были повышены гербовый сбор, пошлины примерно на 35% ассортимента российского потребительского импорта. Кроме того, в 1881 году была учреждена десятипроцентная надбавка на весь импортный тариф. Затем последовало повышение ввозных пошлин на вальцевое железо, сталь, технические машины, некоторые виды морских и речных судов. Тогда же ввели налог на золотодобычу и обработку драгметалла; дополнительные и раскладочные сборы с торгово-промышленных предприятий (законы 5 июля 1884 г. и 5 января 1885 г.). Повышались ставки большинства других налогов. Эти меры позволили к концу 1880-х сократить дефицит госбюджета почти на 90%.

Вместе с тем, Бунге утверждал, что «обычные таможенные пошлины составляют налог и должны быть рассматриваемы главным образом как подать. Они должны как можно меньше зависеть от торговых договоров (то есть не быть подспорьем протекционизма. - А.Ч.), должны быть соотнесены с общею системою налогов, с влиянием их на производство, на торговлю и на потребление. Поощрение промышленности может и должно иметь место, но покровительственный тариф и льготы, общие для всех лиц, дают поощрение любому безо всякого разбора и потому не всегда желательны. Пособия такие часто свидетельствуют о нерасчётливости в государственном хозяйстве. Либеральный таможенный тариф способствует усилению потребления, но низкие таможенные пошлины при высоких налогах в стране нежелательны». Упомянутые проблемы, как ни странно, не потеряли актуальности и спустя 130 лет.

Банковское обслуживание крестьянства - тоже во многом заслуга Бунге. Он считал, что основные проблемы этой социальной группы связаны с недостаточным размером земельных наделов и невозможностью получить долгосрочный кредит для расширения угодий. Для решения этих вопросов был создан Крестьянский банк. Он выдавал ссуды на покупку частновладельческих, прежде всего дворянских, земель. В 1883-1915 годах услугами банка воспользовались свыше миллиона крестьянских дворов. Они приобрели более 15,9 млн десятин земли (это больше территории современных Австрии, Швейцарии и Словении, вместе взятых). Общая сумма выданных ссуд превысила 1,35 млрд рублей.

Кроме того, Бунге инициировал активное развитие общероссийской железнодорожной сети и особенно межрегиональных магистралей, которые, по его мнению, «при пространствах, национальных и экономических особенностях, присущих Российскому государству, имеют наиважнейшее значение». В 1881-1889 годах на строительство путей сообщения было израсходовано около 133,6 млн рублей. Проложена 3461 верста железных дорог. Стальные артерии связали Поволжье, Средний Урал, Черноземье, Северный Кавказ, Бессарабию и некоторые районы Средней Азии.


Бакинские нефтяные промыслы. Конец XIX в.


В числе реализованных Бунге реформ - закон от 1 июня 1882 года, впервые в России регламентирующий фабричный труд, в том числе продолжительность рабочего дня, параметры выплат сверхурочных, социальные гарантии рабочим и их семьям. В 1886 году изданы правила найма и надзора за предприятиями.

Как вспоминал российский государственный деятель, учёный и предприниматель Владимир Ковалевский, «Бунге был первым министром финансов, исходившим из твёрдого и ясного сознания, что узкий «финансизм» - исключительная забота о государственных финансах в тесном смысле, - должен быть заменен «экономизмом» - широкой экономической политикой, направленной к развитию народного труда и производительных сил страны, и что хотя бы только удовлетворительного состояния государства нельзя достигнуть при бедности, бесправности и темноте массы населения».

В жизни Николай Христианович Бунге был, по свидетельствам очевидцев, весьма скромным человеком. Отправляясь в Гатчину, он ехал на вокзал на простом извозчике. Из своих доходов (20 тыс. руб. в год) тратил лишь часть, отправляя остальные суммы в кассы благотворительных учреждений для бедняков и учащейся молодёжи. Причём делал это анонимно, факт открылся лишь после его отставки.

Кстати, зародыши идей социальной политики содержатся в трудах Бунге ещё доминистерского, киевского периода. Так, в работе «Полицейское право» учёный особо выделял роль рабочих в прибылях акционерных компаний, которые он называл «товариществами нового времени». Ему (рабочему. - А.Ч.) «говорят: мы даём тебе как участнику, как акционеру, права капиталиста и собственника; ты можешь иметь голос в деле общем, а если у тебя есть знания и талант, то предоставляем тебе обязанности главы и руководителя, хотя бы ты не имел капитала». Для современной России эти рекомендации сверхактуальны.

Академик РАН Леонид Абалкин, который привлёк внимание к фундаментальным основам экономических воззрений Бунге, досадовал, что спустя столетие они по-прежнему недооценены. Речь шла в том числе и о создании ссудных касс, которые Бунге считал средством повышения материального благосостояния рабочих. Его могли бы поднять как «производительные товарищества», так и общества, создаваемые для просвещения рабочих, постройки квартир, выдачи пенсий и пособий, кредитные и потребительские кооперативы. В этой связи задача государства «состоит в установлении юридических норм для того, чтобы обеспечить ими возникновение и деятельность новых хозяйственных союзов на правах юридических лиц».

В конце своей жизни Бунге, который ранее читал лекции для наследников престола, составил политическое завещание, адресованное Николаю II («Загробные заметки», 1893-1894 гг.). В нём, опираясь на собственные исследования, международный экономический опыт и результаты проводимых реформ, учёный пропагандировал умеренное - поэтапное, системное, основанное на российской специфике - реформаторство. Он предлагал также больший уровень общественной самостоятельности, выступил за комплексное освоение национальных окраин при сохранении их самобытности. Бунге фактически предлагал «дрейф» Российской Империи к «просвещённой конституционной монархии», как обозначил цель Дмитрий Мережковский.

Словом, деятельность Николая Христиановича Бунге - это комплекс взаимосвязанных мероприятий по укреплению государственной финансово-экономической системы, а также внешнеторговых позиций России, проведению назревших, усиливающих державу преобразований.

О Николае Христиановиче Бунге (1823-1895) написано очень мало: до последнего времени не было ни одного сколько-нибудь основательного труда (только недавно вышла наконец книга В.Л.Степанова "Н.Х.Бунге: судьба реформатора". М., 1998). А между тем этот человек сыграл важнейшую роль в истории России - как государственный деятель, ученый-экономист, педагог.
Он родился 11 (24) ноября 1823 года в Киеве. После окончания юридического факультета Киевского университета преподавал сначала в Нежинском лицее (Черниговская область), затем в Киевском университете, где с 1852 по 1880 год, до назначения министром финансов, занимал должность профессора, декана и ректора. Приглашался преподавать политэкономию и теорию финансов сыновьям императоров Александра II и Александра III.
Н.Х.Бунге был основоположником Киевской школы в российской экономической науке. Им написано свыше 60 работ, объем и разнообразие которых позволяют считать его самым творчески плодовитым экономистом России второй половины ХХ века.
Финансовая система России до начала 80-х годов была в кризисе. Многие тогдашние бюджетные беды напоминали нынешние. Из общей суммы прямых налогов около 16/17 приходилось на бедное сельское население и лишь 1/17 - на все остальные классы1. Косвенное обложение преимущественно состояло из налога на крепкие напитки и также касалось главным образом крестьян. На их долю приходился паспортный сбор, выкупные платежи и оброки для не выкупивших свои наделы. Если к этим видам государственных налогов добавить земские и мирские сборы, то картина выйдет удручающей. Недоимки порождали дефициты, дефициты порождали займы, займы влекли за собой падение курса рубля, уменьшение ценности денег затрудняло выплаты по государственному долгу. Для обеспечения последних повышались налоги, в результате опять же росли недоимки, дефициты, займы, падал рубль - короче, замкнутый круг. Немедленно следовало начинать финансовые преобразования. Требовался человек идеи и убеждения. Выбор пал на Николая Христиановича Бунге.
Назначением на пост министра финансов России (1881) Бунге был обязан, разумеется, не только своей репутации "ученейшего экономиста"2 с мировым именем, но и солидному практическому опыту, накопленному за время многолетнего непосредственного участия в работе промышленных и банковских структур регионального и общероссийского масштаба. С 1859 по 1863 год он неоднократно приглашался в Петербург в качестве члена Комиссии по крестьянскому делу и эксперта (единственный представитель вузов России) Редакционных комиссий, готовивших документы в связи с отменой крепостного права. В 1862-1866 годах Н.Х.Бунге, кроме преподавательской работы, возглавлял третью по значению в стране Киевскую контору Государственного банка, а также руководил местным Обществом взаимного кредита. Избирался гласным, то есть депутатом Киевской думы и являлся председателем ее финансовых комиссий.
Итак, Бунге был готов к последовавшему в июне 1880 года назначению его, по личному указанию императора Александра II, товарищем (заместителем) министра финансов (назначение профессора на столь ответственный административный пост было беспрецедентным). После недолгого сотрудничества с министрами С.А.Грейгом и А.А.Абазой Николаю Христиановичу в мае 1881 года было предложено стать управляющим министерством финансов, а с 1 января следующего года - министром финансов.
Современников поражали в новом министре простота поведения, скромность, полное отсутствие бюрократического камуфляжа, независимость, бескорыстие, честность и редкое трудолюбие. Назначение Н.Х.Бунге внесло живую струю в деятельность министерства. Бунге "являлся убежденным сторонником социальной политики". Он понимал: имея бедное, голодное и задавленное налогами сельское население, нельзя построить экономического благосостояния государства, центр тяжести окладного обложения необходимо перенести на имущие классы.
Бунге был первым министром финансов, исходившим из твердого убеждения в том, что "финансизм" - исключительная забота о государственных финансах в узком смысле слова - должен смениться "экономизмом" - экономической политикой, направленной на развитие народного труда и производительных сил общества. Говоря современным языком, Бунге был "антимонетаристом".
Не боясь недостатка средств, он приступает к завершению реформы 1861 года в соответствии с программой, суть которой выражена в его первом же всеподданнейшем докладе царю: "Освободиться от финансовых дефицитов Россия может в течение немногих лет; но только правительство, никогда не отступающее от коренных оснований государственного хозяйства, справедливости в распределении налогов, бережливости и порядка в расходах, может обеспечить развитие политического и финансового могущества страны".
Таким образом, Н.Х.Бунге не уходил от проблемы бюджетных дефицитов, разрешение которой прежде всего возлагается на каждого нового министра финансов и считается пробным камнем его деятельности. Но он мыслил гораздо глубже своих предшественников. Цель ставилась та же, средства же предполагались иные: уничтожить неравенство обложения, привлечь новые ресурсы, сократить непроизводительные расходы - и тогда дефициты сами отойдут в область преданий.
Бунге проводил реформирование налоговой системы, стремясь действительно уничтожить различие между податными и неподатными сословиями. При нем была отменена подушная подать, более 150 лет тяготевшая над русским народом (в европейской части России - с 1886 года, в Сибири - с 1899 года). Эти меры облегчили налоговое бремя крестьян на 53 млн.рублей. Возмещение бюджетных потерь осуществлялось привлечением к обложению других, более имущих классов населения, до этих пор освобожденных от прямых налогов или недостаточно обложенных. Вводится налог с наследств и дарений, дополнительные сборы с торговых и промышленных предприятий и 5-процентный налог на денежные капиталы. Повышается земельный налог и налог на городское недвижимое имущество.
Но главная заслуга Бунге заключается в указании пути, по которому в дальнейшем пойдет финансовая система дореволюционной России: установление подоходного налога как самого справедливого и целесообразного способа обложения (Великобритания ввела его в 1842, США - в 1861, Япония - в 1887, Германия - в 1891, Франция - в 1916 году).
Глубокий знаток денежно-кредитной системы и "убежденный сторонник необходимости восстановить металлическое обращение, основанное на золоте"3, Бунге стремится к упорядочению денежного обращения в стране (эту задачу решит в середине 1890-х годов С.Ю.Витте). При нем были созданы Крестьянский поземельный банк и Дворянский банк.
До Бунге рабочий день на фабриках и заводах, труд женщин и детей не регулировались. Эти вопросы также им ставились, и хотя Государственный совет принял не все его предложения, основные идеи Бунге вошли в закон; впервые была создана фабричная инспекция в целях урегулирования отношений между предпринимателями и наемными рабочими.
Как и в любой крупномасштабной деятельности, в деятельности Бунге были и слабые стороны: излишний протекционизм во внешней торговле России, двукратное увеличение налога на водку (1885), падавшее большей частью на крестьян, неудачные займы, вызванные обстоятельствами времени, особенно 6-процентный золотой заем 1883 года. А поскольку министр финансов был одновременно министром промышленности и народного хозяйства, то на него взваливали ответственность и за все другие невзгоды: падение цен на хлеб, крахи банков, колебание курса рубля и так далее. Удобный повод к нападкам и упрекам давали ежегодно повторявшиеся дефициты бюджета. Но Бунге проявлял редкое хладнокровие и не жаловался на газетную брань, понимая, что все достойное будет в свое время правильно оценено.
Почти шестилетний напряженный труд на посту министра финансов, болезнь и не прекращавшаяся критика в печати заставили Бунге просить об отставке. Александр III ценил его как крупного государственного деятеля и, освободив Бунге с поста министра финансов, не только не отправил его в отставку, но назначил 1 января 1887 года Председателем Комитета министров с оставлением его членом Государственного совета4. Занимая эти высокие (но более спокойные) посты, Бунге участвовал в решении всех важнейших вопросов государственного управления до своей кончины 3(16) июня 1895 года.
Предчувствуя близкую смерть, Бунге оставил для молодого царя Николая II неофициальную записку с любопытным названием "Загробные заметки", в которой указал на социализм как на главную угрозу для будущего России (в те времена марксистские теории даже популяризировались в пику народничеству). Чтобы избежать социального переворота, Бунге предлагал в своей записке "привлечение земских представителей к обсуждению законопроектов в Госсовете, создание "ответственного министерства", расширение хозяйственных полномочий местных выборных органов, смягчение цензуры"5.
В императорском рескрипте по случаю награждения Бунге орденом святого Владимира I степени (1895) отмечалось: "В трудном деле усиления материальных средств правительства и одновременного облегчения податных тягостей народа неусыпными стараниями вашими достигнуты были значительные успехи". Поэтому не случайна и такая оценка сделанного Н.Х.Бунге: его реформы "представляют самую замечательную эпоху в истории русских финансов"6.

1Кованько П.Л. Главнейшие реформы, проведенные Н.Х.Бунге в финансовой системе России. Опыт критической оценки деятельности Н.Х.Бунге как министра финансов (1881-1887). Киев, 1901.
2Картавцов Е.Э. Николай Христианович Бунге. Биографический очерк // Вестник Европы, № 5. 1897.
3Витте С.Ю. Избранные воспоминания. В 2-х томах. М.: Терра, 1997. Т.1.
4Министерство финансов. 1802-1902. В 2-х частях. СПб., 1902. Ч.2.
5Приложение к журналу "Родина". 1993. № О. С.28-40.
6Судейкин В.Т. Замечательная эпоха в истории русских финансов (очерк экономической и финансовой политики Н.Х.Бунге и И.А.Вышнеградского). СПб., 1895.

Николай Христианович Бунге

Бунге Николай Христианович (11.11.1823-3.06.1895) государственный деятель, экономист и финансист. В 1850 был профессором Киевского университета, в 1865 - управляющим киевской конторой Государственного банка. В 1880 получил назначение товарища министра, в 1881-1886 - министра финансов, в 1887-1895 - председателя Комитета министров. В своих трудах Бунге отстаивал либерально-экономические позиции - фритредерство в области внешних экономических связей; законодательство, обеспечивающее свободу предпринимательской деятельности и общие условия труда; ограничение непосредственного вмешательства государства в экономику и т. п. Став министром финансов, Бунге проводил ясно выраженную протекционистскую политику, усилил государственное железнодорожное строительство, начал выкуп частных железных дорог в казну, проводил государственное финансирование машиностроения и металлургии, спасал от банкротства крупные предприятия и банки и т. п. Бунге сумел упорядочить бюджет и денежное обращение. Все это продолжалось при его преемнике И. А. Вышнеградском.

Бунге Николай Христианович (11.11.1823 – 3.06.1895), общественный и государственный деятель, ученый-экономист, действительный тайный советник (1885), академик Петербургской АН (1890). Родился в Киеве. Из дворян немецкого происхождения. Окончил юридический факультет Киевского университета (1845). С 1845 на преподавательской работе, в 1859–1862, 1871–1875, 1878–1880 ректор Киевского университета.

Как экономист Бунге формировался под влиянием классической школы А. Смита , немецкой исторической школы и др. В 50–60‑х выступал сторонником развития частной собственности, предпринимательства, конкуренции. В 80‑х перешел с позиций фритредерства к умеренному протекционизму, признавая необходимость государственного вмешательства в экономику. В «Очерках политико-экономической литературы» (СПб., 1895) подверг разбору социалистические теории Р. Оуэна , Ш. Фурье , К. Сен-Симона , П. Прудона , а также «Капитал » К. Маркса. В 1863–1864 и 1886–1889 преподавал экономические дисциплины наследникам престола. В 50–70‑х выдвинул программу социально-экономических реформ: развитие частной крестьянской земельной собственности и переселенческого движения, создание рабочих союзов, привлечение рабочих к участию в прибылях предприятий и др. В 1859–1860 входил в состав редакционных комиссий, участвовал в разработке выкупной операции, университетского устава 1863. В 1862–1866 управляющий киевской конторой Госбанка. По инициативе Бунге в Киеве созданы частные коммерческие учреждения. Избирался в органы городского самоуправления. Возглавлял финансовую комиссию по составлению городских смет. В 1880–1881 товарищ министра финансов, член Комитета финансов (1880 – 1895). В 1881–1886 министр финансов, одновременно с 1881 член Государственного Совета. За время пребывания Бунге в должности министра приняты законы об обязательном выкупе (1881), замене оброчной подати с государственных крестьян выкупными платежами (1886), подготовлен законопроект об отмене круговой поруки; создан Крестьянский банк (1882); проведены податные реформы: отмена соляного налога (1880), подушной подати (1882–1886), снижен размер выкупа (1881), повышен государственный земельный налог (1883), преобразовано торгово-промышленное обложение (1884–1885) и др. В 1881–1886 возрастали акцизы на сахар и табак, питейный сбор, таможенные пошлины; осуществлялись выкуп в казну частных и строительство государственных железных дорог. Бунге провел закон о возобновлении повсеместного создания акцизных частных банков (1883), выступал против льгот поместному дворянству и создания Дворянского банка (1885). Для подготовки денежной реформы под руководством Бунге осуществлялось изъятие из обращения кредитных билетов, накопление золотого запаса и заключение внешних металлических займов. По инициативе Бунге начал издаваться журнал «Вестник финансов, промышленности и торговли» (1885), утверждены первые акты фабрично-заводского законодательства.

Сторонник сокращения вооруженных сил и мирной внешней политики. Меры Бунге не ликвидировали бюджетный дефицит и инфляцию. Курс Бунге продолжен в ряде направлений И. А. Вышнеградским и С.Ю. Витте . В 1887–1895 председатель Комитета министров. В 1886–1893 противостоял линии Министерства внутренних дел на сохранение крестьянской общины. В 1892–1895 одновременно вице-председатель Комитета Сибирской железной дороги. Автор неофициальной записки «Загробные заметки» для императора Николая II , в которой изложил проект преобразования государственного управления, направленный на борьбу с угрозой социализма, в том числе он включал привлечение земских представителей к обсуждению законопроектов в Государственном Совете, создание «ответственного министерства», расширение хозяйственных полномочий местных выборных органов, смягчение цензуры.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа .

Сочинения:

Теория кредита. Киев, 1852;

Гармония хозяйственных отношений. СПб., 1860;

Основания политической экономии. Киев, 1870;

Полицейское право. Т. 1–2, Киев, 1873–77;

Курс статистики. 2‑е изд., ч. 1–2. Киев, 1876.

Промышленность и ее ограничения //Отечественные записки. 1856. № 11;

Банковые законы и банковая политика //Сб. государственных знаний. Т. 1. СПб., 1874;

О восстановлении металлического обращения в России. Киев, 1877.