Проектная деятельность в работе учителя-логопеда ДОУ. Метод проектов – как наиболее современный и перспективный метод работы с дошкольниками

Номинация «Работа с родителями» (в ДОУ)

Одним из важнейших направлений моей деятельности в детском саду является работа с родителями ребенка, имеющего речевые нарушения. Практика работы в ДОУ показывает, что такое воздействие - достаточно сложный процесс. Не все родители адекватно воспринимают речевые проблемы своего ребенка.

Одни стараются не замечать нарушения речи у малыша, игнорируют выполнение с ребенком домашнего задания, рекомендованного учителем-логопедом. Другие наоборот, проявляют излишнюю тревожность, предъявляя повышенные требования к речи ребенка. Такая позиция «тормозит», затягивает коррекционно-развивающий процесс. Поэтому разработка данного проекта стала актуальной.

Срок проведения: 9 месяцев.

Участники: учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: повышение уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей.

Задачи:

  • изучить особенности родителей воспитанников, уровень их педагогической компетентности по вопросам речевого развития ребенка;
  • разработать и провести систему мероприятий для родителей по вопросам речевого развития детей дошкольного возраста, через организацию клуба «Речевичок»;
  • составить и выпустить периодический детско-родительский журнал «Речевая полянка»;
  • создать картотеку для занятий родителей с детьми в домашних условиях: «Ваш домашний логопед»;
  • выработать и принять единые требования родителей к ребенку по вопросам общего подхода к воспитанию в процессе коррекции речи.

Ожидаемые результаты: повышение родительской компетентности в вопросах речевого развития ребенка, помощь в принятии позиции «активного родителя».

Реализация проекта предполагает работу по III этапам.

I этап подготовительный (информационно-аналитический).

Мероприятия:

  • анкетирование родителей: «Беспокоит ли Вас состояние речи ребенка?». Смотреть Приложение 1;
  • выпуск информационных листов: «Оцените речевое развитие вашего ребенка». Смотреть Приложение 2;
  • папка-передвижка: «Роль родителей в развитии речи детей». Смотреть Приложение 3;
  • сбор методических материалов к картотеке и журналу; разработка мероприятий.

II этап основной (практический).

Мероприятия:

  1. Проведение системы методических мероприятий для родителей по вопросам речевого развития дошкольников через организацию клуба «Речевичок». Смотреть Приложение 4.
  2. Представление картотеки: «Ваш домашний логопед» (за основу взяты «Домашние тетради для логопедических занятий с детьми» Ю.Б. Жихаревой-Норкиной).
  3. Проведение детско-родительских мероприятий: конкурс по декламации стихов: «Весенняя капелька», праздник правильной и красивой речи «День рождение звуков». Смотреть Приложение 13.
  4. Выпуск журнала «Речевая полянка» 1 раз в 3 месяца. Смотреть Приложение 2.
  • Для любознательных родителей.
  • Беседуем и играем - речь развиваем.
  • Почитай-ка.
  • Наши руки не для скуки.
  • Анонс.

III этап заключительный (контрольно-диагностический).

Мероприятия: проанализировать эффективность работы учителя-логопеда с родителями по вопросам речевого развития детей через опрос, листы обратной связи, отзывы и предложения в гостевой книге клуба «Речевичок».

В результате реализации проекта «Ваш домашний логопед» был достигнут желаемый результат : так по данным опроса 85% родителей стали лучше ориентироваться в вопросах речевого развития детей, 60% родителей приняли активное участие в детско-родительских мероприятиях, 95% родителей научились выполнять задания из картотеки «Ваш домашний логопед». Родителям, которые не смогли посещать клуб «Речевичок», были предложены материалы мероприятий на электронном носителе (диске), памятки. Смотреть Приложение 11 , Приложение 12 , информационные листы, журналы «Речевая полянка».

Список литературы:

1. Богомолова А.И. Логопедическое пособие для занятий с детьми. СПб., 1994.

2. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми. М., 1994.

3. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием речи: воспитание и обучение. М., 2000.

Проект «Ваш домашний логопед»

Журнал «Речевая полянка»

Основная цель проектного метода - развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей. Метод проектов можно успешно применять и в логопедической работе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В современных условиях, когда скорость устаревания информации очень высока, всё более актуальной становится переориентация образовательного процесса с методов, способствующих усвоению большего объёма информации, на методы, нацеленные на развитие способностей думать, анализировать, самостоятельно находить и обобщать информацию, делать выводы.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование.

Метод проектов - это педагогическая технология, стержнем которой является совместная со взрослыми деятельность детей, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты.

Важнейшим его достоинством является самостоятельное «добывание» знаний детьми.

«Всё, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и как я могу эти знания применить» - вот главный тезис современного понимания метода проектов. Он также является одним из методов развивающего обучения.

Классификация проектов (слайд)

В ходе проектной деятельности расширяются знания детей об окружающем мире.

Кроме того развиваются общие способности детей – познавательные, коммуникативные и регуляторные.

В ходе проектной деятельности воспитанники приобретают необходимые социальные навыки.

Стоит задуматься, а возможно ли учителю-логопеду в своей работе с детьми с особыми образовательными потребностями использовать проектный метод? Стоит ли начинать такую сложную работу с теми, у кого проблемы в развитии речи?

Дети нашей категории возможно даже более остальных нуждаются в использовании проектного метода, так как он позволяет повысить интерес, мотивацию, познавательную активность, которые, как правило, снижены у детей с речевыми нарушениями. Детально разобравшись в предмете, таким детям легче принять новую информацию, освоить новый навык.

В чём особенность логопедических проектов? В первую очередь, конечно, проект должен носить коррекционную направленность, то есть, участвуя в нём, дети должны упражнять свои речевые возможности, тренировать языковые навыки и умения. Также проект должен быть направлен на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности.

Представляю проект «Логопедические тропинки» . Проект направлен на создание условий для речевого развития дошкольников.

Логопедические тропинки – это различные направления в коррекционной работе с ребёнком, имеющим нарушения речи:

  • Формирование артикуляционной моторики;
  • Развитие общей и мелкой моторики;
  • Развитие правильного речевого дыхания;
  • Усвоение правильного звукопроизношения;
  • Развитие лексико-грамматической стороны речи;
  • Развитие связной речи.
  • И т.д.

В рамках этого проекта был организован и проведён

подпроект «Послушный ветерок»

Задачи:

  • Формирование у детей понятия о здоровом образе жизни и правильном дыхании; обучение технике диафрагмально-релаксационного дыхания;
  • Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания; эффективности использования речевого дыхания;
  • Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи;
  • Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей.

Работа с детьми.

Решение этих задач осуществлялось в различных режимных моментах, на логопедических занятиях.

Упражнения на дыхание включли в физкультурно-оздоровительную гимнастику; во время занятий, в физкультминутку. Упражнения лучше проводили в игровой форме, чтобы дети выполняли их с интересом и удовольствием.

Речевое дыхание (диафрагмальное) - основа звучащей речи, источник образования звуков, голоса.

Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо прежде всего сформировать сильный плавный ротовой выдох. При этом надо научить ребенка контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно. Дополнительно у ребенка развивается способность направлять воздушную струю в нужном направлении.

С детьми поводились игры на развитие физиологического дыхания:

«Цветочный магазин»

(Мы в цветочном магазине. Воздух напоен разными ароматами. Запах какого-то цветка преобладает. Ищите запах, назовите этот цветок) Медленно, спокойно глубоко вдохнули. Как бесшумно через расширенные ноздри вливается воздух! Грудная клетка- расширена (не поднята). Плечи-«висят». Вдох. Задержка (ищем, нашли запах). Выдох.

«Соревнование лыжников»

Фигурки лыжников (вырезанные из тонкого картона) стоят на крае стола. Вызываются попарно дети. Каждый ребенок садится напротив лыжника. Педагог предупреждает, что продвигать лыжника можно лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналу «Поехали» дети дуют на фигурки. Остальные дети следят, чей лыжник дальше уедет (проскользит по столу).

«Чей пароход лучше? »

Каждому ребенку дают чистый пузырек. Педагог говорит: «Дети, посмотрите, как гудит мой пузырек, если я в него подую (пиит). Загудел, как пароход. А как у Миши загудит пароход? » Педагог по очереди вызывает всех детей, а затем предлагает погудеть всем вместе. Следует помнить: чтобы пузырек загудел, нижняя губа должна слегка касаться края его горлышка. Струя воздуха должна быть сильной. Каждый ребенок может дуть лишь несколько секунд, чтобы не закружилась голова.

С детьми поводились игры на развитие речевого дыхания:

«Дровосек»

Дети стоят. Ноги на ширине плеч, руки опущены и пальцы рук сцеплены «замком». Быстро поднять руки - вдох, наклониться вперед, медленно опуская «тяжелый топор», произнести - ух! - на длительном выдохе.

«Вьюга»

Наступила весна. Но зима уходить не хочет. Она злится, посылает вьюги и метели. Воет вьюга: у-у-у. Свистит ветер: с-с-с-с. Ветер гнет деревья: ш-ш-ш-ш. Но вот вьюга стала затихать. (Повторить тоже, только тише). И затихла.

«Эхо»

Педагог громко произносит на выдохе звук: а-а-а-а. А ребенок тихо отзывается: а-а-а-а. Можно играть употребляя гласные звуки, а также сочетания: ау, уа, ио. и т. д. и отдельные слова: «Ау, Оля! Ау Петя! ».

«Пузырь»

Несколько детей стоят наклонив головы вниз, взявшись за руки. Затем, медленно поднимая головы и руки, приговаривают: «Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, оставайся такой, да не лопайся. » По сигналу педагога: «Пузырь лопнул! » Дети медленно опускают головы и руки, длительно произнося с-с-с. или ш-ш-ш., подражая выходящему воздуху. Следить, чтобы при произнесении звука дети не надували щеки (пузырь выпускает воздух, а не надувается.) .

«Ворона»

Дети сидят. Руки опущены вдоль туловища. Быстро поднять руки через стороны вверх - вдох, медленно опустить руки - выдох. Произнести «ка-а-ар!

«Свеча».

Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

Также проводились игровые упражнения для развития плавного ротового выдоха с использованием специальных пособий.

Придумывали и изготавливали пособия для дыхательной гимнастики.

Работа с семьёй

Проведены консультации для родителей, изготовлены памятки для родителей совместное с детьми придумывание и изготовление пособий.

Практический результат проекта

  • Оформление выставки «Послушный ветерок»
  • Практическое применение продуктов проекта.

Проектная деятельность в работе учителя-логопеда

В своей работе учителя-логопеда я активно применяю проектную деятельность для формирования лексико-грамматических средств языка и развития связной речи у детей с ОНР, так как она является актуальным и уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и педагогов, способом реализации личностно-ориентированного подхода к обучению и воспитанию детей с речевой патологией.

Хочу познакомить вас с проектной деятельностью учителя-логопеда по ознакомлению детей с ОНР с темой «Профессии».

Проект «Папы разные важны, мамы разные нужны» осуществлялся в течение 2-х лет, в нем участвовали воспитанники МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад №3» группы №9 в возрасте 5-7 лет.

Цель проекта:

Познакомить детей с миром профессий с учетом их познавательно-речевого развития.

Задачи проекта:

§ Познакомить детей с разнообразным миром профессий и с социальной деятельностью каждой профессии.

§ Закрепить и расширить знания детей об инструментах, используемых представителями различных профессий, и действиях, выполняемых с помощью этих инструментов.

§ Развивать понимание речи и подготавливать к овладению диалогической и фразовой речью.

§ Учить навыкам составления простых и сложных предложений, способам словообразования , словоизменения .

§ Учить детей составлять рассказы по картинке, серии картин, рассказов, описаний, пересказов.

§ Развивать логическое мышление.

§ Развивать у детей уважение к любой профессии.


Методы:

§ Апробация форм работы знакомства детей с профессиями на разных этапах обучения и воспитания.

§ Анализ и систематизация опыта работы.

В ходе нашего проекта знакомила детей с разнообразными профессиями в зависимости от периода и задач обучения, отбирала лексический материал, методические приемы, виды работ, оформляла дидактические игры с учетом возраста детей и речевого нарушения. Особое место в проекте отводилось индивидуальной работе с детьми, имеющими сложные речевые дефекты.

В ходе проекта детям давались представления о труде людей, показывались результаты труда, его общественная значимость. Расширялись представления о труде работников 48 профессий. Давались знания о том, что для облегчения труда людей используется разнообразная техника.

В процессе реализации проекта я использовала следующие формы работы с детьми (рисунок 1).

Рисунок 1. Формы работы

Детям с недоразвитием речи присуще отставание в формировании двигательной сферы. У данной категории детей проявляется недостаточная развитость мелкой моторики пальцев рук и общей моторики, поэтому в ходе проекта я использовала пальчиковые игры («Хозяйка», «Салат», «Повар», «Чайник», «Почтальон», «Игрушки» и т. д.); игры для координации речи с движением («Самолет», «Теплоход», «Маляры», «Помощники» и т. д.).

После проведения проекта была оформлена педагогическая копилка пальчиковых игр и игр для координации речи с движением, стихов, загадок, пословиц и поговорок для работы учителя-логопеда по знакомству детей с темой «Профессии» (рис.2).

https://pandia.ru/text/80/080/images/image010_85.gif" alt="Волна:" align="left" width="186" height="146">

Елена Татаркина
Использование проектной деятельности в работе учителя-логопеда в дошкольной образовательной организации

Наши современные дети живут в мире компьютеров и интернета, сотовых телефонов. Дети учатся получать знания, выделяя их из информационного потока, учатся общению путём проб и ошибок. Умение ребёнка поддерживать интерес к познанию окружающего мира, желание узнавать и открывать для себя новое становится фундаментом в становлении личности ребёнка и залогом успешного обучения в школе.

Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование . Суть проектирования в образовании состоит в такой организации образовательного процесса , при котором дети приобретают знания и умения, опыт творческой деятельности , эмоционально-ценностного отношения к действительности в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий.

Я для повышения эффективности логопедической работы в образовательном процессе , наряду с исправлением речи, широко использую исследовательскую работу . Проектная деятельность направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к учебной деятельности , правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Логопедическое обучение дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется при взаимодействии взрослого и ребенка. Это сотрудничество способствует обучению детей самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребенок с нарушением речи перестает быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности , цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития.

Спецификой использования метода проектов в дошкольной практике является то, что взрослым необходимо «наводить» ребенка, помогать обнаруживать проблему или даже провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в совместный проект , при этом не переусердствовать с опекой.

В начале учебного года я планирую, какие проекты (краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные) я смогу реализовать, какие темы могут заинтересовать детей и какие коррекционные задачи я смогу решить.

Учитывая возрастные психологические особенности дошкольников с речевым недоразвитием, я ненавязчиво направляю, координирую работу детей :

Помогаю выбрать наиболее актуальную и посильную для детей задачу на определенный отрезок времени;

Подсказываю, какие материалы можно использовать ;

Планирую обучение, игры и другие виды деятельности , которые можно включить в проект ;

Определяю, кого из взрослых (родителей, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре) можно привлечь к осуществлению проекта ;

Координирую весь процесс творческой деятельности ;

Помогаю детям в поиске источников информации;

Поддерживаю и поощряю активность детей в работе над проектом .

Работая в этом направлении , мною совместно с детьми с общим недоразвитием речи при участии родителей и педагогов ДОУ созданы проекты : «Что такое осень?» , «Весна-красна!» , «Как растет наш огород!» , «Мы - писатели» .

Выполняя работу над проектами «Что такое осень?» , «Весна-красна!» дети собирали информацию о времени года, подкрепляя ее зарисовками и надписями, разучивали стихи, подбирали определенные приметы, пословицы, отмечали особенности поведения животных, птиц, насекомых. Итогом работы стал альбом ребенка с его надписями, рисунками, картинками и выступление перед сверстниками. Рассказ, основанный на смоделированной ребенком схеме и порядке рассказывания, становится опытом общения «для дела» с другими людьми, с окружающим ребенка социумом. По нашим наблюдениям, самостоятельно смоделированные рассказы детей очень разные, даже если дети собирали информацию об одном и том же явлении природы.

Итогом проекта «Как растет наш огород!» стали самостоятельно выращенные лук, укроп, рассада помидоров и огурцов. У детей возник вопрос «Откуда берется зелень среди зимы?» . Я направила детей на исследовательскую работу , и мы решили вырастить огород на подоконнике в группе. Все необходимое для огорода – землю, торф, дренаж, горшки для рассады нам помогли приобрести родители. Дети сами выкладывали дренаж, торф, землю высаживали семена, поливали, рыхлили землю. Данный проект помог детям обрести навыки исследовательской деятельности , вовлек дошкольников в творческую деятельность , а мне – реализовать многие цели и задачи по работе над правильной речью детей.

У дошкольников в процессе работы над проектами значительно расширился словарный запас, сформировался грамматический строй речи, и повысился уровень связной речи. Дошкольники называли слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, закрепили названия растений, растущих в огороде, расширили словарь глаголами (наливать, переливать, поливать, доливать, рыхлить, сажать и т. д., научились планировать свою деятельность , решать проблемные задачи, делать выводы. Например, где поставить горшки с землей, почему, как часто надо поливать, из каких материалов смастерить макет огорода и т. д. Дети учились отстаивать свое мнение, выслушивать сверстника, договариваться, обращаться с интересующими вопросами к взрослым.

Дети защищали свой проект на региональном Фестивале исследовательских работ дошкольников «Я узнаю мир» .

Итогом проекта «Мы - писатели» стали детские сочинения. Детям предоставлялась возможность реализовать свои фантазии и соединить их со своими знаниями и умениями, приобретенными в процессе решения проблемных ситуаций. К юбилейной дате основания нашего города администрация объявила конкурс детских сочинений «Город будущего» , в котором приняли участие наши воспитанники. Двое из них, Даша и Вениамин стали победителями и заняли третье и второе место соответственно.

Взаимодействие с родителями и педагогами

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования является то , что ребенок (особенно, ребенок с общим недоразвитием речи) еще не может самостоятельно найти противоречия в окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел) . Поэтому в коррекционно-развивающем процессе ДОУ проектная деятельность носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители служат источниками информации, оказывают реальную помощь и поддержку ребенку и педагогу в процессе работы над проектом , становятся непосредственными участниками образовательного процесса , обогащают свой педагогический опыт, испытывают чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребенка. При реализации проектов «Что такое осень?» , «Весна-красна!» родители подбирали стихи, загадки, картинки, выбирали вместе с детьми тот материал, который им больше нравился, составляли тематический альбом, делали заметки со слов ребенка. Принимали непосредственное участие в создании презентации к защите проекта «Как растет наш огород!» .

Таким образом , можно сделать вывод при реализации проектов родители становятся не просто реальными помощниками, а полноценными участниками проектной деятельности .

Тесное сотрудничество с воспитателем, музыкальным руководителем, специалистом по ИЗО помогает наиболее рационально решить поставленные задачи в процессе реализации проектов .

Проектная деятельность качественно влияет на повышение профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ , реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса .

Я реализовала педагогический проект «Использование устного народного творчества в логопедической работе с дошкольниками с общим недоразвитием речи», в котором систематизировала работу по развитию речи с использованием фольклорного материала. Приобщая детей к устному народному творчеству, решаются коррекционные логопедические задачи, так как фольклор дает прекрасные образцы речи , подражание которым позволяет ребенку успешно овладевать родным языком.

Нетрадиционные формы работы над русской народной сказкой делает усвоение материала увлекательным, необычным для ребенка. Детей начинают интересовать непонятные слова, которые они ранее не замечали. Догадываются, что они обозначают, учатся рассуждать, вести беседу. Дети, которые чаще отмалчиваются, принимают чужое мнение, активно включаются в деятельность . Они принимают участие в драматизации сказок, организованных викторинах , придумывании загадок.

Данный проект мне помог повысить личностный потенциал, дал возможность участия в региональной Ярмарке социально-педагогических инноваций в 2010г., 2014г., Международной ярмарке социально-педагогических инноваций в 2009г., во Всероссийской научной конференции «Проблемы и стратегии развития дошкольного образования » в 2013г.

Таким образом , можно сделать выводы :

проектная деятельность решает не только задачи развития речи, формирования коммуникативной компетенции, но учит детей планировать свою деятельность , самостоятельно находить выход из проблемных ситуаций;

В процессе реализации проектов родители принимают позицию сотрудничества и становятся активными участниками образовательного процесса .

Реализация проектной деятельности по различным темам

Основными задачами проектной деятельности являются:

1 Создание условий для развития речевых, познавательных и творческих способностей детей;

2. Формирование важности совместного творчества педагогов, воспитанников и их родителей;

3. Раскрытие творческого потенциала детей;

4. Воспитание нравственных качеств и патриотизма.

Первой темой проекта была "Разноцветная Осень".

Эта тема помогла развить общее представление детей о прекрасном времени года - осени. Полученная информация способствовала развитию у детей активной мыслительной деятельности: анализа, сравнения, обобщения, правильному высказыванию мыслей. Итогом этой деятельности была выставка работ совместного творчества детей и их родителей " Дары Осени"

Нравственно - патриотическое воспитание ребёнка - сложный педагогический процесс. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своём городе, знакомство с традициями и обычаями. Формирование у детей нравственных ценностей, любви к родному городу, воспитание гражданина и патриота своей страны осуществлялось в проекте "Что мы знаем о своём городе?" Беседы о Ростове, совместные прогулки и экскурсии детей с родителями, рисунки детей, фотовыставка" Наш город" - всё это способствовало обогащению знаний и умению детей.

С целью привлечения внимания родителей воспитанников, а также педагогов к проблемам приобщения детей к книге было принято решение участия ДОУ в районном проекте " Книга в детский сад" Был создан мюзикл" Муха-Цокотуха" и дети приняли участие в конкурсном движении. Задачей наших проектов стало увеличение степени участия родителей в жизни детского сада. Модель " Книжного дерева" отразила степень читаемых произведений детям в семье, увеличила степень участия родителей в формировании книжной культуры. Дети с удовольствием рисовали любимых героев, изготовили книжки-малышки в дар библиотеке.

IMG]/upload/blogs/detsad-221954-1471428437.jpg о приглашению сотрудников районной библиотеки им. Зои Космодемьянской наши воспитанники посетили открытый урок " Любимая книга"

Только совместная и плодотворная работа родителей и сотрудников ДОУ способствовала реализации поставленных задач в моей проектной деятельности.

У каждого человека есть свой любимый город. Чаще всего этим местом является то место, где человек родился или провёл много времени, вспоминая своё детство. Этому городу не обязательно быть столицей. Наш город многонациональный, является столицей ЮФО. Огромное значение имеет ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природно - экологическим своеобразием родного края. " Знать - значит полюбить" - так гласит поговорка. Эти знания о родном крае помогут детям правильно распорядиться, сохранить и приумножить наследие поколений. Был разработан перспективный план по ознакомлению с родным городом детей старшей группы. Творческий проект включил в себя анкетирование родителей, беседы о Ростове,совместные экскурсии детей с их родителями, фотоконкурсы ко дню рождения города, выставку рисунков " Любимое место в городе",изготовление макетов города - будущего,проведение спортивного праздника " Папа, мама и я - ростовская спортивная семья". экскурсия в районную библиотеку им. Зои Космодемьянской.