Литературные премии России: кто, когда и сколько. От «Нацбеста» до «Русского Букера»: Кому и за что дают российские книжные премии Самая высокая литературная награда

Тысячи литературных премий проводятся ежегодно по всему миру. Для участия в них подаются миллионы заявок. Премии проводятся в национальном и мировом масштабе, в разных категориях: детская литература, поэзия, художественная и публицистическая литература, научная фантастика и фэнтези.


С 1969 по 2001 год данная премия была известна как Букеровская премия (Booker Prize). С 2005 года главным спонсором премии стала компания Man Group, в связи с чем премия была переименована в Man Booker Prize. Вручении награды проводится каждые два года. Изначально Букеровская премия принимала работы только из стран Содружества наций, Зимбабве и Ирландии. Но с 2014 года премия приобрела статус международной, что позволило расширить состав участников - стать номинантом может писатель из любой страны, роман которого написан на английском языке. Лауреатом можно стать только однажды. Денежный приз составляет 60 тысяч фунтов стерлингов. Международная премия имеет отдельную награду за перевод романа. С 2016 года Букеровская премия вручается за перевод художественного романа, при этом победившие автор и переводчик получают 50 тысяч фунтов стерлингов.


Человеком, которому приписывают основание Пулитцеровской премии, был Джозеф Пулитцер – уважаемый журналист, родом из богатой семьи, живший на рубеже 19-20 веков. Премия вручается за работу в области музыки, литературы и журналистики, при этом учитывается в интернет-пространстве и печатных изданиях - газетах и журналах. Пулитцеровская премия находится в ведении Колумбийского университета и вручается в 21 категории. Победителям 20 категорий вручается сертификат и $15 000. Золотая медаль вручается одному победителю отделом государственной службы конкурса журналистики. Пулитцеровская премия за художественную книгу была основана в 1918 году. Первым лауреатом премии стал Эрнест Пул. Он получил награду за роман «Его семья».


Еще одна престижная литературная премия, Нейштадская премия, возникла в США в 1969 году. Свое первоначальное название «Международная премия зарубежной литературы» она получила от своего основателя - редактора зарубежных книг Ивара Иваска. Премия сменила свое название в 1976 году и была названа в честь новых спонсоров – Уолтера и Дорис Нейштадт из города Ардмор в Оклахоме. С этого времени постоянным спонсором премии является университет Оклахомы. Лауреат премии получает сертификат, награду в виде серебряного орлиного пера и $50 000. Премия вручается за выдающуюся работу в области драматургии, поэзии и художественной литературы.


Премия была учреждена в 1971 году под названием Уитбредовская премия. В 2006 году компания Costa Coffee стала официальным спонсором премии, что послужило поводом для ее переименования в премию Коста. Претендентами могут стать авторы из Великобритании и Ирландии, работы которых написаны на английском языке. Премия признает не только блестящие и выдающиеся работы в области литературы, но также и книги, приносящие удовольствие от чтения. Популяризация чтения как приятного времяпрепровождения является одной из главных целей награды. Премия присуждается в следующих категориях: «Биография», «Роман», «Детская литература», «Лучший первый роман» и «Поэзия». Лауреаты получают по 5 тысяч фунтов стерлингов.


Американская премия в области литературы была введена в 1994 году. Она вручается авторам, внесшим вклад в сферу международного письма. Частично, премия была создана в качестве альтернативы знаменитой Нобелевской премии в области литературы. Спонсором премии является образовательный проект современного искусства. Сама премия была основана в память Анны Фарни. Каждый год, от 6 до 8 членов жюри, среди которых известные американские литературные критики, драматурги, поэты и писатели, собираются, чтобы определить победителя. За победу лауреат не получает никакого денежного приза.


Эта премия входит в число самых желанных литературных наград Соединенного Королевства. Первоначальное название - литературная премия «Оранж». Премия ежегодно вручается автору – женщине, независимо от национальности, за выдающийся полноценный роман, опубликованный на территории Великобритании в прошедшем году на английском языке. В 1991 году Букеровская премия положила начало учреждению Женской премии в области художественной литературы, поскольку комитет не включил женщин в свои списки номинантов. После этого группа мужчин и женщин, работавших в литературной индустрии, встретилась и обдумала дальнейшие действия. Победитель премии получает 30 тысяч британских фунтов стерлингов и бронзовую статуэтку.


Премия «Хьюго» названа в честь Хьюго Гернсбека, человека стоявшего за научно-фантастическим журналом «Удивительные истории». Премия присуждается за лучшее произведение, опубликованное в прошедшем году и написанное в жанрах научной фантастики или фэнтези. Премия «Хьюго» спонсируется Всемирным обществом научной фантастики.

Награда вручается на ежегодной Всемирной конвенции научной фантастики с 1953 года в нескольких категориях, среди которых: «Лучшая короткая повесть», «Лучшая графическая история», «Лучший фэнзин», «Лучший профессиональный художник», «Лучший фанкаст», «Лучшая драматическая презентация» и «Лучшая книга о фантастике».


Премия была учреждена в июле 2008 университетом Уорика. Она не имеет аналогов в мире и заключается в междисциплинарном сочинительском соревновании. Выдвинуть работу на номинацию могут студенты, выпускники и сотрудники университета Уорика, а также работники издательской отрасли. Каждый год для премии утверждается новая тема. должна быть написана на английском языке.


Каждый год в городе Струга, в Македонии, проходит международный поэтический фестиваль. Заветную награду фестиваля «Золотой венец» получают самые талантливые международные поэты. Впервые фестиваль был проведен в 1961 году при участии известных македонских поэтов. Через несколько лет, в 1966 году, фестиваль из национального был преобразован в международный. В том же году была учреждена высшая награда премии «Золотой венец», первым лауреатом которой стал Роберт Рождественский. За годы проведения премии ее лауреатами стали такие выдающиеся литературные деятели как Симус Хейни, Иосиф Бродский и Пабло Неруда.


Нобелевская премия названа в честь Альберта Нобеля, человека, который в 1800-х годах внес значительный вклад в области химии, литературы, машиностроения и предпринимательства. Уже в 17 лет он бегло говорил на 5 иностранных языках. В своем завещании Альберт Нобель оговорил условия учреждения премии и выделил на это собственные деньги. Все нобелевские премии находятся под контролем разных учреждений. Нобелевская премия в области литературы находится в ведении Шведской академии. Победитель получает медаль и денежный приз, размер которого меняется год от года. Академия определяет людей и учреждения, которые могут быть номинированы на премию. Выдвигать свою кандидатуру имею право профессора литературы и лингвистики высших учебных заведений, лауреаты Нобелевской литературной премии и члены Шведской академии. Нобелевский комитет по литературе осуществляет проверку кандидатов и передает собранные сведения в Шведскую академию. Премия вручается с 1901 года писателям из разных стран.

Факты о литературных премиях – видео

Короткие факты о самых известных премиях в области литературы:

В некотором смысле самая престижная литературная премия. И дело вовсе не в призовом фонде: здесь как раз все просто - 1 рубль, бутылка водки и яблоко. Премия Андрея Белого существует с 1978 года и является старейшей негосударственной премией в России, у которой уже давно свой особый, самый «интеллигентский» статус.

Глеб Морев, литературовед, член комитета премии Андрея Белого в 2011 году: «Премия Андрея Белого была основана в 1978 году издателями неофициального ленинградского журнала “Часы». Премия всегда имела символическое денежное выражение - 1 рубль, что не помешало ей быстро завоевать высокий авторитет в кругу неофициальной, а потом - некоммерческой литературы, сосредоточенной на поиске нового художественного языка и противостоящей рыночной словесности как одному из видов «энтертеймента”. Среди лауреатов Премии Андрея Белого - Саша Соколов, Борис Гройс, Елена Шварц, Андрей Битов, Михаил Гаспаров, Геннадий Айги, Алексей Парщиков, Лев Рубинштейн, Эдуард Лимонов и другие классики новейшей русской культуры».

Премия «Русский Букер», ежегодно вручаемая за лучший роман на русском языке, была создана в 1991 году англичанином сэром Майклом Кейном, возглавлявшим компанию Booker Group plc - ту самую, что еще в 1969 году учредила Букеровскую премию, основную литературную премию Великобритании.

Компания Booker долгое время не имела отношения к литературе. Она была основана в Ливерпуле в 1835 году братьями Букер, которые торговали колониальными товарами. Уже в XX веке компания занялась книжным бизнесом, в частности, приобрела авторские права на произведения Яна Флеминга, Агаты Кристи и Гарольда Пинтера.

Юрий Буйда, писатель и журналист, финалист премии Русский Букер 1994 и 1998 годах: «Это была первая премия в России, за которой не стояли государственные и даже общественные организации, и в этом смысле она была воплощением духа новейшего времени. Букеровская премия самим фактом высокого денежного содержания заставила писателей и критиков сосредоточить внимание на романе, на жанре, к тому времени, казалось, отданном на поток и разграбление, размытом и даже утратившим прежний смысл. В этом был и минус: многие бросились писать романы, иные из этих сочинений попадали в списки претендентов, хотя никаких оснований для этого не было. Награждались и произведения, вообще не имевшие никакого отношения к роману. Но при этом Букер отражал в целом особенности литературного процесса - со всеми его плюсами и минусами. Букеровская премия породила множество других премий и антипремий, вызвала тьму похвал и скандалов, что полезно для маркировки литературного пространства, для привлечения читательского внимания. Не знаю, какой она станет в окружении новых премий (Большая книга, Нацбест), в условиях убыстряющейся смены вкусов, идей и пристрастий, но в истории русской литературной жизни последнего двадцатилетия Букер - как бы к нему ни относились - одно из немногих настоящих событий».

По размеру призового фонда «Большая книга» - самая крупная премия в России и вторая в мире после Нобелевской премии. Победитель получает 3 миллиона рублей, серебряные и бронзовые призеры - по 1,5 и 1 миллиону соответственно. Премия была создана в 2005 году «Центром поддержки отечественной словесности» и с тех пор ежегодно вручается за произведения всех прозаических жанров. Среди победителей были и художественные романы, например, «Венерин волос» Михаила Шишкина, и нон-фикшн - «Борис Пастернак» Дмитрия Быкова.

Дмитрий Данилов, писатель, финалист «Большой книги» в 2011 году: «Большая книга» - действительно большая премия, во всех смыслах. И в финансовом, и в смысле PR-эффекта, и в смысле некоей общей солидности. Побеждают обычно статусные, консенсусные фигуры, такие как Маканин, Улицкая, Юзефович. Их лауреатство не становится сенсацией и тем более скандалом. В то время как другие наши крупные премии иногда, что называется, выкидывают коленца - вспомнить хотя бы прошлогоднее решение букеровского жюри. «Большая книга» ориентирована в большей степени не на поиск и открытие новых имен, а на признание уже имеющихся литературных заслуг. Это можно рассматривать и как плюс, и как минус - смотря что конкретный человек ждет от литературной премии».

Относительно молодая премия «Дебют» была учреждена в 2000 году гуманитарным фондом «Поколение» Андрея Скоча и присуждается авторам моложе 35 лет в разных номинациях: крупная и малая проза, драматургия, поэзия и эссеистика. Кстати, возрастной порог раньше составлял 25 лет и только в этом году был значительно повышен.

Андрей Аствацатуров, литературовед, писатель, член жюри премии «Дебют»: «Я думаю, премия «Дебют» уникальна, поскольку это одна из очень немногих литературных премий для молодежи. Литературный мир, журнальный и издательский, не очень-то гостеприимен, не очень то расположен к новичкам, к сожалению. И смотрит на них скорее с подозрением. И премия «Дебют» в таком контексте и в такой ситуации - правильное и замечательное исключение. Мне кажется, она помогает молодым авторам, с одной стороны, попробовать свои силы, а с другой, она привлекает к ним внимание редакторов журналов, издательств и соответственно читателей».

Премия «НОС» была основана Фондом Михаила Прохорова совсем недавно - в 2009 году - и приурочена к двухсотлетию Н.В. Гоголя. На премию могут претендовать тексты самых разных художественных жанров: «от традиционных романов до радикально-экспериментальной прозы». Лауреатами премии за два года ее существования стали Лена Элтанг с романом «Каменные клены» и Владимир Сорокин с повестью «Метель».

Кирилл Кобрин, литератор, член жюри премии «НОС»: «Мы, члены жюри, колеблемся между вариантами расшифровки премии: «новой отечественной словесностью», «новой отечественной социальностью» и «новой отечественной субъективностью». Это, как мне кажется, значит следующее: «новую словесность» можно рассматривать как одно из проявлений «новой социальности». Иными словами, изменения общественного сознания, произошедшие в российском обществе за последние два десятилетия, в равной степени приводят к трансформации самого общества и его культурного (в данном случае, литературного) продукта. «НОС» держит дистанцию от мейнстрима, но, в то же время, старается не впасть в эстетический радикализм. Иными словами, премия не изобретает новую традицию, а пытается отловить ее проявления в руде привычного потока отечественной литературы».

Самая значимая поэтическая премия была создана «Обществом поощрения русской поэзии» по инициативе Анатолия Чубайса в 2005 году «как награда за наивысшие достижения в современной русской поэзии» и является своеобразным подведением поэтических итогов, так как награждает уже давно сложившихся и признанных поэтов.

Николай Богомолов, литературовед, член жюри премии «Поэт»: «Национальная премия “Поэт” присуждается не за новую книгу стихов или удачную подборку, тем более не за присланные членам жюри стихи. Ее получает поэт, который на протяжении всей своей достаточно долгой литературной биографии не изменяет традиции русской поэзии и вместе с тем обладает общественным признанием. Поэтому среди членов жюри много литературоведов, отчетливо видящих не только современный литературный процесс, но и перспективу литературного движения: Александр Кушнер, Олеся Николаева, Олег Чухонцев, Тимур Кибиров, Сергей Гандлевский и Виктор Соснора. Они представляют разные поколения, разные творческие манеры, разные города, но всех объединяет то, что на протяжении десятилетий каждый из них говорит своим голосом, слышным не какой-то узкой группе людей, а широким кругам любителей поэзии. Поэтических премий, выделяющих сиюминутный успех, в России довольно, а вот премия, присуждаемая за историческую значимость творчества, - одна».

«Национальный бестселлер», или попросту «Нацбест», - литературная премия, у которой есть даже девиз: «Проснуться знаменитым!». Премия была основана в 2001 году литературным критиком Виктором Топоровым и вручается в Санкт-Петербурге за лучший роман, написанный на русском языке. Одна из особенностей этой премии -

в открытости и прозрачности: всегда можно узнать, кто кого номинировал и кто за кого проголосовал.

Сергей Шаргунов, писатель, журналист, финалист «Национального бестселлера» в 2011 году: «Нацбест - премия, претендующая на объективность. Объективность - это непредсказуемость. В итоге победителем может стать писатель, нелюбезный организаторам премии, или просто тот, кого боится и сторонится «почтенная публика». По-моему, это хорошо».

Привет, котаны!

В эфире Недружелюбный Кролик, и сегодня мы поговорим об одном из множества способов сделать ваше чтение более осознанным и упорядоченным. В прямом эфире - обзор самых главных литературных премий для тех, кто пишет на русском языке. Кто придумал, кто решает, кого выдвинуть, а кто - кого наградить, что дают, что почитать. Кладезь знаний под катом!




История
Официальная формулировка Русского Букера - "премия за лучший роман на русском языке, впервые опубликованный в этом году". Премия была учреждена в 1992 году Британским советом по аналогии с Букером британским. Но сегодня РБ устроен совсем иначе. Так, например, в Англии 4 финалиста Букера впоследствии получили Нобелевскую премию. В России негласно считается, что премию дают потенциальному бестселлеру. Насколько справедливо это утверждение - покажет время.

Кто вручает?
В России существует Букеровский комитет, который возглавляет Игорь Шайтанов (российский критик, литературовед и главред "Вопросов литературы"), - именно этому комитету и было передано руководство премией. Жюри РБ меняется каждый год. В него входят пять человек - критики, филологи, писатели, а пятое место обычно занимает представитель какого-либо иного искусства. Изначально существовала коллегия номинаторов, но сейчас выдвигать книги на премию могут издатели и публикаторы (например, журналы).

Что дают?
Призовой фонд Русского Букера в этом году составил 20000 $. Все остальные финалисты получают по тысяче долларов каждый. Финансируется премия в рамках благотворительной программы компании British Petroleum.

Что почитать?
Лауреатами премии за последние годы становились Людмила Улицкая, Михаил Шишкин, Александр Иличевский, Ольга Славникова, Елена Чижова, Михаил Елизаров и другие. Самый большой казус случился в 2010 году, когда премию получила Елена Колядина с порнографическим романом "Цветочный крест".

Кроличьи отзывы на романы лауреатов :



История
Одна из крупнейших в России и СНГ литературных премий. Дается всем жанрам - от фикшна, до мемуаров и документалистики, что нередко вносит сумятицу в шорт-листы. Принимают и рукописи, и уже опубликованные произведения. Выдвигать на премию могут издательства, жюри, СМИ, творческие союзы и даже органы государственной власти и сами авторы (если произведение опубликовано).
Учредил премию «Центр поддержки отечественной словесности», организованный "Альфа-банком", "Реновой", Мамутом, Абрамовичем, журналом "Медведь" и другими. В Совет попечителей премии, в частности входят: Степашин, Швыдкой, директор Института русской литературы РАН Всеволод Багно, гендиректор ВГТРК Добродеев, главный по Роспечати Сеславинский, гендиректор РГБ Фёдоров и другие персонажи. А председателем Совета является Владимир Григорьев - книгоидатель и заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям.

Кто вручает?
Лонг-лист обирает Совет Экспертов. Его председателем бессмено является зам. главреда журнала «Новый мир» Михаил Бутов.
В шорт-листе разбирается Жюри или Литературная академия. Она состоит из более чем 100 человек - профессионалов от литературы, культуры, науки, искусства, общественых деятелей, журналистов, чиновников и предпренимателей. Председателями Литературной академии (жюри) в разные годы были: Гранин, Радзинский, Маканин, Битов, Поляков, Архангельский и другие. Победителя определяют по количеству баллов, набранных при голосовании.
С 2008 года голосовать за финалистов могут и читатели .

Что дают?
Премия считается второй по величине после Нобелевской по размерам призового фонда. Финансирует ее «Центр поддержки отечественной словесности», состоящий из российских бизнесменов и структур.
Победитель получает 3 млн. рублей, обладатель второй премии - 1,5 млн. руб, третьей премии - 1 млн. рублей.


________________________________________ ___


История
Петербургская премия, учрежденная в 2001 году издателем (Лимбус-Пресс) и литератором Константином Тублиным. Премия вручается также за лучший роман года, написанный на русском языке. Девиз премии — «Проснуться знаменитым!».

Кто вручает?
Уникальность этой премии в том, что вы можете посмотреть, кто кого выдвинул. Списки номинаторов и номинантов вывешиваются на сайте премии (и эти списки, едва ли не интересней самой премии). Номинаторов назначает оргкомитет и подчеркивает, что в его целях - собрать представителей всех вкусов и литературных школ. Интересно и то, что победитель делит свою премию с тем, кто его номинировал!
Сначала каждый член Большого жюри, которое формируется из литературных критиков разных направлений и никогда не собирается вместе, выбирает 2 произведения из лонга. Одному ставит 3 балла, другому - 1 балл.
Из тех, кто набрал больше всего баллов, и формируется шорт-лист.
А дальше Малое Жюри, которое может уже состоять из кого угодно ("просвященных читателей"), делает свой выбор. Причем права разбить ничью дается Почетному председателю (поэтому, например, силами Ксении Собчак в 2011 году премию выиграл проходной роман Быкова, а не остроумнейшее произведение Фигль-Мигля).
Кстати, победитель становится членом Малого жюри следующего года.

Что дают?
Победитель получает 10000 долларов, которые, как мы уже говорили, делится в пропорции 7:3 между ним и номинатором. Остальные финалисты получают по 1000 долларов. Кстати, интересный факт - приз автору дадут только при условии его присутствия на церемонии вручения. То есть в Петербурге в последнюю пятницу мая.


________________________________________ ___


История
Самая молодая премия. Учреждена в 2009 году фондом Михаила Прохорова "для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке". Оказалась в этом списке и взлетела благодаря тому, что привлекает в свои ряды ярких критиков и литературных деятелей. А еще тем, что резко отличается от всех остальных премий открытостью процесса голосования - члены жюри публично аргументируют свой выбор в рамках открытых дебатов.

Кто вручает?
Лонг лист отбирает Экспертный совет из трех человек, а победителя - жюри из 4 человек и Председателя, имеющего как бы 2 голоса. А жюри и экспертов, в свою очередь, выбирает Попечительский совет Премии. Это могут быть литераторы, критики и прочие культурно-общественные деятели любой страны. Главное, чтоб говорили на русском и знали наш лит. контекст. В итоговых дебатах эксперты могут высказать свою точку зрения и даже отдать 1 голос кому-то из номинантов (если все трое сделали один выбор).
Кстати, голосовать могут и читатели .

Что дают?
Как уже понятно, финансируется НОС фондом Михаила Прохорова. Победитель получает 700000 рублей, победитель читательсткого голосования - 200000 рублей, а каждый финалист - по 40000 рублей.

Что почитать?
Победителей совсем мало, поэтому их можно перечислить всех. С 2009 года соответственно: Лена Элтанг с романом «Каменные клены», Владимир Сорокин с повестью «Метель», Игорь Вишневецкий с рассказом «Ленинград», Лев Рубинштейн с книгой «Знаки внимания».
Интернет, в свою очередь, выбирал: «Сахарный Кремль» Сорокина, "Антре. История одной коллекции" Софии Вешневской, «Скунскамера» Андрея Аствацатурова и «Юные годы медбрата Паровозова» Алексея Моторова.
________________________________________ ___

История
Премия Андрея Белого всегда стояла особняком. Во-первых, ей без малого 35 лет. Во-вторых, она негосударственная, и никогда такой не была. В СССР это была единственная регулярная диссидентская премия в области культуры. В-третьих, она была учреждена самиздатовским журналом. Судьбу и значение самиздата в советские времена трудно переоценить.
В 1997, когда "потеплело", премию стали поддерживать: музей Анны Ахматовой, "Новое Литературное обозрение" и Общество современного искусства "А-Я". Сейчас среди поддерживающих названы: "Издательство Ивана Лимбаха" и "Амфора".
Сегодня премия присуждается по 4 номинациям: поэзия, проза, гуманитарные исследования и за особые заслуги в развитии русской литературы. Среди критериев присуждения - эксперимент и новаторство. Премию можно получить только 1 раз.

Кто вручает?
Выдвигать труды могут лауреаты премии, члены Комитета и члены Консультативного совета Премии. Причем это могут быть произведения, вышедшие за последние три года.
Комитет, решающий, кому же отдать премию, состоит из трех частей. Первая - учредители премии Борис Иванов и Борис Останин. Второй - три постоянных члена Комитета, приглашенные учредителями. И третий - четыре временных жюри на год. Все имена можно посмотреть на

Топ-15 литературных премий, на лауреатов и номинантов которых стоит обратить свое пристальное читательское внимание. Если вы задумываетесь над тем, что почитать, загляните сюда!

1. Национальная литературная премия «Большая книга»

Премия учреждена в 2005 году и является одной из самых престижных наград, присуждаемых за произведения большой формы, опубликованные на русском языке в отчетном году.
Лауреатами премии в разные годы становились Дмитрий Быков, Людмила Улицкая, Леонид Юзефович, Владимир Маканин, Павел Басинский, Михаил Шишкин, Захар Прилепин.
В жюри премии около 100 человек, что обеспечивает независимость и широту экспертизы премии. Денежный фонд составляет 5.5 млн рублей, из них 3 млн — лауреату первой премии. Стать лауреатом этой премии — это не только привлечение читательского внимания к книге, но и увеличение покупательского спроса.

2. Нобелевская премия по литературе

С одной стороны, премия, учрежденная шведским инженером-химиком, изобретателем динамита и промышленником Альфредом Нобелем, является самой престижной в мире. С другой стороны, она одна из самых спорных, критикуемых и обсуждаемых премий мира. Многие критики считают премию политизированной и необъективной. Однако, как ни крути, писатель, которому она присуждается, утром просыпается знаменитым на весь мир, а продажи его книг резко возрастают.
Русские писатели получали премию пять раз: 1933 год – Бунин, 1958 год – Пастернак (отказавшийся от премии), 1965 год – Шолохов, 1970 год – Солженицын, 1987 год – Бродский.

3. Пулитцеровская премия

Одна из наиболее почётных наград США в области литературы, журналистики, музыки и театра, неизменно привлекающая интерес читателей всего мира.

4. Букеровская премия

По праву считается одной из самых престижных литературных премий, присуждаемых за произведение, написанное на английском языке. Салман Рушди, Ричард Флэнаган, Кадзуо Исигуро, Айрис Мёрдок, Джулиан Барнс, Кутзее, Ондатже и многие другие. Список лауреатов, начиная с 1969 года, впечатляет, некоторые из них затем становились нобелиантами по литературе.

5. Гонкуровская премия по литературе

Главная литературная премия Франции, учрежденная в 1896 году и присуждаемая с 1902 года, вручается автору лучшего романа или сборника новелл года на французском языке, но не обязательно живущему во Франции. Премиальный фонд премии — символический, однако её присуждение приносит автору славу, признание и рост продаж его книг.

Лауреатами премии становились Марсель Пруст (1919), Морис Дрюон (1948), Симона де Бовуар (1954).

6. Премия «Ясная Поляна»

Учреждена в 2003 году музеем-усадьбой Л. Н. Толстого «Ясная Поляна» при поддержки компании Samsung Electronics.

Присуждается в четырех номинациях: «Современная классика», «XXI век» — лауреатом 2015 года стала «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной, «Детство. Отрочество. Юность» и «Иностранная литература».

7. Премия «Просветитель»

Премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке была учреждена в 2008 году основателем и Почетным президентом компании «Вымпелком» (торговая марка Билайн) Дмитрием Зиминым и Фондом некоммерческих программ «Династия» с целью привлечения внимание читателей к просветительскому жанру, поощрению авторов и созданию предпосылки для расширения рынка просветительской литературы в России.

8. Премия «Писатель года»

Национальная литературная премия «Писатель года» учреждена Российским союзом писателей с целью поиска новых талантливых авторов, способных внести вклад в современную литературу. Лауреаты получают контракты на издания своих произведений, финансируемые Российским союзом писателей. Конкурсный отбор авторов осуществляется на литературном портале Проза.ру.

9. Национальная премия «Русский Букер»

Премия была учреждена в 1992 году по инициативе Британского совета в России в качестве русского аналога Букеровской премии и вручается за лучший роман на русском языке, опубликованный в отчетном году. Её лауреатами были Булат Окуджава, Людмила Улицкая, Василий Аксенов.

10. Премия «Национальный бестселлер»

Учреждена в 2001 году. Девиз премии: “Проснуться знаменитым”. «Цель премии – вскрыть невостребованный иными средствами рыночный потенциал отличающихся высокой художественностью и/или иными достоинствами прозаических произведений».
Лауреатами премии становились Леонид Юзефович, Захар Прилепин, Дмитрий Быков, Виктор Пелевин.

11. Премия «НОС»

Учреждена в 2009 году Фондом Михаила Прохорова «для выявления и поддержки новых трендов в современной художественной словесности на русском языке». Главная особенность премии — открытость процесса принятия решения, а именно: жюри обязано публично аргументировать выбор финалистов и победителя в рамках ток-шоу в присутствии и при участии журналистов, литераторов и культурной общественности. Кроме лауреата основной премии определяют также победителя читательского голосования.

12. Премия «КНИГУРУ»

Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества, на котором окончательное решение принимает жюри, состоящее из юных читателей в возрасте от 10 до 16 лет.

13. Премия «Дебют»

Независимая литературная премия для авторов, пишущих на русском языке и не старше 35 лет. Учреждена в 2000 году фондом «Поколение» Андрея Скоча. Координатор премии — писатель Ольга Славникова. Важно, что с лауреатом премии в каждой номинации заключается договор на издание его произведения.

14. Премия «Книга года»

Учреждена в 1999 году Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям. Вручается в ходе работы ММКВЯ в девяти номинациях.

15. Международная детская литературная премия имени Владислава Крапивина

Учреждена в 2006 году Ассоциацией писателей Урала. Премия принимает произведения для детей и подростков. Важно, чтобы произведение было написано на русском языке объемом не менее 1,5 авторских листов (60 тыс. знаков с пробелами).

Длинный список номинантов «Ясная Поляна». По просьбе The Village Лиза Биргер рассказывает, зачем вообще нужны литературные премии и могут ли они помочь дилетанту начать ориентироваться в современной русской литературе.

Лиза биргер

Как и зачем возникли литературные премии?

Литературные премии существуют относительно недавно - примерно с начала ХХ века. Мы, конечно, можем считать их предтечей средневековые состязания трубадуров или премии Академии наук, которые в царской России вручались за произведения с научно-просветительским пафосом. Но на самом деле понятно, что для того, чтобы премия действительно имела какой-то вес и значение, нужно, чтобы книги были рынком, а литература - институтом. А этого не происходило до прошлого столетия, а в некоторых странах (не будем показывать пальцем) и того позже. Премии нужны книгопродавцам, чтобы продавать книги, они нужны критикам и прочим участникам рынка, чтобы выявлять тенденции, но прежде всего они нужны, чтобы выстраивать иерархию - то есть для порядка. Но поскольку иерархия у каждого своя, то и премии существуют самые разные.

Сколько в России литературных премий?

Много - гораздо больше, чем вы думаете. Есть премия «Поэт» и премия «Дебют», Бунинская премия и премия Александра Солженицына, премии, учреждённые Союзом писателей и ФСБ. Итого - несколько десятков, если не сотен, но знать их все совсем не обязательно.

Если премий так много, то как мы выбираем, какая важнее других?

Есть два важных фактора: деньги, то есть размер призового фонда, и качество экспертизы. Например, у «Большой книги» второй в мире (после Нобелевки) призовой фонд - как к ней после этого не относиться со всей серьёзностью?

Материальное вознаграждение премии Андрея Белого, существующей с 1978 года, составляло один рубль, бутылку водки и яблоко, но выбор здесь (пока в 2010 году все не перессорились) совершали профессионалы, и премия долго оставалась одной из главных. Важно, как (и кем!) отбираются книги, как (и кем!) они оцениваются и даже какие книги мы хотим в итоге выбрать: самые яркие? самые новаторские? самые популярные? самые важные? Если искать идеальную русскую премию, то это, пожалуй, не имеющая почти никакого отношения к художественной литературе премия «Просветитель» за лучшую научно-популярную книгу на русском языке (лонг-лист 2016 года объявлен 7 июня). Два уважаемых Александра, Гаврилов и Архангельский, выбирают книги для длинного списка, из которого, в свою очередь, составит короткий список серьёзное научное жюри. Критерии отбора тут понятны и ясны: художественная увлекательность и научная точность.

А может, есть какая-то одна, но самая главная премия?

Увы. Но есть несколько важных, которые в совокупности помогут составить представление о том, что творится в современной литературе. «Большая книга», например, хороша тем, что у неё целых три победителя (первое, второе и третье место) и сложная система отбора с кучей экспертов - что не помешало ей в этом году уже на уровне короткого списка «потерять» две важнейшие, если не вообще главные книги года: «Калейдоскоп» Сергея Кузнецова и «Тень Мазепы» Сергея Белякова. «Русский Букер» должен был тащить на себе репутацию британского собрата, но совсем растерял её в 2010-м, вручившись графоманскому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». «Национальный бестселлер» всё пытается идти за общественным вкусом и в итоге нередко раздаёт пощёчины вкусу хорошему. И так далее - тут, как в свиданиях в «Тиндере», чем дальше в лес, тем невозможнее встреча с идеалом.

Неужели в России действительно пишется столько романов?

А вот это самое удивительное: даже во времена очевидного издательского кризиса, когда по всей стране осталось только несколько издательств, в которых ещё выходят новые русские книги, можно набрать длинный список в несколько десятков названий. И всё равно некоторым книгам места не находится - например, книжный блогер Сергей Осипов регулярно составляет свой собственный длинный список из книг, не вошедших в список «Большой книги».

Вот когда победители премий начнут совпадать, тогда говори о беде. Такое бывает редко, но, например, в 2015 году роман Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» получил и первую премию «Большой книги», и премию «Ясная Поляна» (и «Книгу года» заодно). В этом году его судьбу вполне может повторить «Зимняя дорога» Леонида Юзефовича, уже отмеченная «Национальным бестселлером». С другой стороны, нам же легче - меньше надо будет читать.

Почему у премий, как правило, разные победители? Ведь все они должны выбирать лучшую книгу?

Разные жюри из разных коротких списков, составленных разными экспертами, выбирают, в общем-то, разное. Более личный выбор по критерию «то, что мне больше всего понравилось» существует только в «Нацбесте», «Большая книга» голосует за самое весомое произведение года, «Русский Букер» старается давать оценку с более литературоведческих позиций. К тому же у многих премий (например, у «Нацбеста») существует правило, согласно которому победители других премий на них номинироваться не могут.

Могут ли премии ошибаться?

И ещё как - чего стоит присуждение в 2010 году «Русского Букера» беспомощному графоманскому и без пяти минут порнографическому роману Елены Колядиной «Цветочный крест». Из недавних примеров - премия «Поэт» 2015 года: её лауреатом стал Юлий Ким, после чего два бывших лауреата, Александр Кушнер и Евгений Рейн, не последние, мягко говоря, поэты современности, вышли из состава жюри.

На самом деле справедливость (или несправедливость) вручения премии чаще всего можно оценить только спустя время. И тут - очень показательный пример - все эти экспертные советы и хитроумные голосования жюри позволяют иногда упустить самое главное. В 2011 году «Русский Букер», не успев из-за смены спонсора пройти полную процедуру номинации, решил выбирать не лучшую книгу года, а главную книгу десятилетия из номинантов прошлых лет. Победителем оказался почти не замеченный в своё время роман Александра Чудакова «Ложится мгла на старые ступени» из шорт-листа Букеровской премии 2001 года. Только десять лет спустя стало понятно, что этот автобиографический «роман-идиллия» про то, как можно было с честью прожить ХХ век, оказался в итоге важнее фантазий об этом самом веке Михаила Шишкина и Людмилы Улицкой.

Что делать, если проще не стало?

Самое простое - не пробовать разобраться во всех премиях сразу, а выбрать ту, которая вам больше всего нравится, и читать всех её номинантов. Короткий список литературных премий для ознакомления выглядит примерно так: «Большая книга», «Русский Букер», «Национальный бестселлер», «НОС», «Ясная Поляна». Ну и ещё есть премия «Просветитель», лауреатов (да и номинантов короткого списка) которой надо читать всех целиком, если вы вообще что-то читаете.

«Большая книга»

Премия с амбицией

Огромный призовой фонд, сложная система номинаций, несколько победителей и попытка на всех уровнях задействовать столько экспертов, сколько можно: в одной только Литературной академии, голосованием определяющей победителей, около ста человек. Благодаря всему этому «Большой книге», существующей с 2005 года, удалось добиться статуса почти главной премии России. Она, может, ещё и не влияет на литературный процесс (победитель не проснётся знаменитым), но вполне себе отражает его течение.

Процедура:

Из номинированных работ (выдвинуть книгу или рукопись может практически кто угодно) совет экспертов сначала выбирает длинный список (апрель), затем короткий (май), а затем книги короткого списка полгода читают, выставляя баллы, члены Литературной академии премии. Если в самой академии около ста человек, то совет экспертов узок и строг и состоит в основном из редакторов толстых журналов, поэтому если «Большой книге» и удаётся что-то важное проглядеть и проигнорировать, то, как правило, ещё на уровне длинного списка.

Формируется Советом попечителей премии - в него, как правило, входят журналисты, литераторы и деятели культуры.

Призовой фонд:

Победитель «Большой книги» получает 3 миллиона рублей, обладатели второго и третьего мест - полтора и миллион соответственно.

Лауреаты:

Можно спорить о распределении мест, но взгляд на «Большую книгу» действительно отражает литературную ситуацию десятилетия. «Лавр» Евгения Водолазкина, «Теллурия» Владимира Сорокина, «Зона затопления» Романа Сенчина, «Обитель» Захара Прилепина, «Свечка» Валерия Залотухи - такие разные, эти романы действительно больше всего обсуждались в последние годы.

Три важные книги-лауреата

Валерий Залотуха
«Свечка»

М.: «Время»

Вторая премия 2015 года

Грандиозный (полторы тысячи страниц!) «роман обо всём», но на самом деле прежде всего о том, как все мы (на примере отдельно взятого героя) живём и горим.

Владимир Сорокин «Теллурия»

Вторая премия 2014 года

Самый значительный на сегодняшний день роман современного классика, последний и точный прогноз нашего несчастливого будущего.

Сергей Беляков
«Гумилёв, сын Гумилёва»

Вторая премия 2013 года

Не последний в ряду выдающихся вторых премий - исторический роман Сергея Белякова о Льве Гумилёве, ценный не только внимательностью и честностью по отношению к герою и его идеям, но и способностью автора без фантазий и пошлости рассказать эту сложную историю широкому кругу читателей.

«Ясная Поляна»

В поисках классики

Премию «Ясная Поляна» отличает внушительный призовой фонд и склонность к постоянству: одно и то же жюри по одним и тем же критериям выбирает здесь книги неизменного качества. Выбор иногда слишком очевиден, иногда странен, но нельзя не обрадоваться возможности ему доверять.

Процедура:

Эксперты (журналы, критики, издательства, члены жюри) номинируют книги, из которых одно и то же жюри выбирает сначала длинный список (июнь), потом -короткий (сентябрь), и затем - победителей в нескольких номинациях (октябрь).

У «Ясной Поляны» практически неизменное жюри, состоящее из почётных литературоведов и критиков, его неизменный председатель - советник президента РФ по культуре и искусству Владимир Толстой.

Призовой фонд:

7 миллионов рублей. Самый большой выигрыш - у победителя номинации «ХХI век»: 2 миллиона.

Лауреаты:

Основная идея «Ясной Поляны» - награждать за приближённость к классике, а две основные номинации - для тех, кто классиком уже стал (номинация так и называется - «Современная классика») и тех, кто к этому только стремится (номинация «XXI век»). В итоге первая номинация вручается как бы за заслуги, и по совокупности последних победителями в ней становились в разные годы Андрей Битов, Валентин Распутин и Фазиль Искандер. А во второй номинации нередко дублируется судьба «Большой книги», которая вручается позже и на «Ясную Поляну» не оглядывается: «Зулейха открывает глаза» Гузели Яхиной в 2015 году, «Лавр» Евгения Водолазкина в 2013 году.

И всё же у «Ясной Поляны» есть замечательное свойство выделять крепкую и сильную литературу - «Остров» Василия Голованова, рассказы для детей Юрия Нечипоренко, повести Михаила Тарковского. Ну а длинный список номинации «Иностранная литература» в и годах и вовсе можно считать списком для обязательного чтения.

Три важные книги-лауреата:

Василий Голованов
«Остров»

М.: Ad Marginem

Премия 2009 года

Десять лет путешествий на заполярный остров Колгуев - поиски смысла жизни в отдельно взятом пространстве. Показательно, что премию «Остров» взял со второго раза - он вышел в 2002 году почти никем не замеченный и только в 2008 был триумфально переиздан в Ad Marginem как - заслуженно - одна из главных книг десятилетия.

Людмила Сараскина «Александр Солженицын»

М.: «Молодая гвардия»

Премия 2008 года

Выдающаяся - и по количеству материала, и по умению автора в трудные минуты сохранять poker face по отношению к своему герою - биография одного из величайших русских писателей прошлого века.

Алексей Иванов
«Золото бунта,
или Вниз по реке теснин»

СПб.: «Азбука-классика»

Премия 2006 года

В это трудно поверить, но вся большая тройка литературных премий старательно обходила самого читаемого и народно любимого автора десятилетия стороной: в его копилке только «Ясная Поляна» за исторический роман «Золото бунта».

«Русский Букер»

Бедный младший брат

Премия «Русский Букер» - младший брат британской Букеровской премии. Он был создан в 1992 году по инициативе Британского совета, но стал в итоге чем-то совершенно иным. Как и у британского старшего брата, у русского «Букера» каждый год меняется жюри (только идеального британского соотношения книгопродавцов, писателей, издателей и экспертов нам в жюри увидеть так и не удалось, у Букеровской-то премии они взвешены в граммах). В итоге получается разнобой и вкусовщина - мы никогда не знаем, каких сюрпризов от этого жюри ждать, а его решения чаще прочих хочется оспорить. Даже длинный список премии существенно ограничен тем, что формируют его почти исключительно издатели. Парадоксальным образом, впрочем, именно неидеальный выбор «Русского Букера» часто позволяет ему создавать тренды, а не следовать за ними, ну а статус одной из старейших независимых премий никак не позволяет нам забить на него окончательно.

Процедура:

Правом номинировать на «Букер» обладают все издатели, а также избранные библиотеки и университеты. Из номинированных книг жюри выбирает длинный список в июле, короткий - в октябре, и к декабрю объявляет лауреата - обычно это приурочено к ярмарке non/fiction.

Пять человек - как правило, писатели, критики, филологи (издатели и библиотекари обычно выпадают, поскольку за ними право номинирования), которые меняются каждый год.

Призовой фонд

Лауреат получает 1 500 000 рублей, финалисты - в десять раз меньше.

Лауреаты:

Андрей Волос (роман «Возвращение в Панджруд»), но не Евгений Водолазкин («Лавр»), Александр Снегирёв («Вера»), но не Роман Сенчин («Зона затопления»), Елена Колядина («Цветочный крест»), но не Маргарита Хемлин («Клоцвог»). Список неидеальных букеровских решений можно продолжать долго, но мы привыкли, не ропщем - и даже получаем уже от процесса некоторое удовольствие.

Три важные книги-лауреата:

Андрей Волос
«Возвращение в Панджруд»

Премия 2013 года

Долгая дорога от Бухары до Панджруда мальчика-поводыря и слепого старика, но поскольку старик на самом деле -величайший поэт (и реальное историческое лицо), их странствие в итоге становится чем-то большим, чем простая роуд-стори. Андрей Волос увлекательно, упоительно и со знанием дела открывает нам средневековый Восток, и премия, которую в том году все прочили Евгению Водолазкину редко когда была так заслуженна.

Владимир Шаров «Возвращение в Египет»

М.: Редакция Елены Шубиной

Премия 2014 года

Роман в письмах потомков Николая Васильевича Гоголя, в котором один из героев походя дописывает «Мёртвые души» - книга продлевает в наше время мысль и чаяния позапрошлого века.

Ольга Славникова
«2017»

М.: «Вагриус»

Премия 2006 года

Уральская антиутопия, выросшая из бажовских сказок, - Славникова была одним из первых авторов, разгадавших, чего же хочет читатель.

«Национальный бестселлер»

Если бестселлеров нет, их надо выдумать

Премия «Национальный бестселлер» была придумана в 2001 году как истинно демократическая: здесь почётным председателем жюри внезапно может оказаться Сергей Шнуров, Ксения Собчак или Артемий Троицкий. Профессионалы и эксперты обычно составляют длинный список номинаторов - и здесь особенно следят за тем, чтобы в процессе поучаствовали все. В итоге всё равно получается рок-н-ролл, но поскольку начинается он обычно только на последнем этапе, у «Нацбеста», как правило, весёлые короткие списки и любопытные списки длинные. Ещё премия очень мечтает, чтобы для лауреата исполнялся её девиз «Проснуться знаменитым», но поскольку с улицы в неё всё-таки не войти, этого пока так и не случилось.

Процедура:

Номинаторы выдвигают книги в длинный список. Большое жюри, каждый член которого имеет право выбрать из него два произведения и поставить им три и один балл соответственно, голосует за короткий список (это голосование открытое - рецензии и оценки жюри можно прочитать на сайте). Малое жюри опять же открытым голосованием выбирает победителя. Всё происходит довольно стремительно: в феврале - длинный список, в апреле - короткий, а в июне уже победитель, чего тянуть-то.