Конспект урока на тему «Согласный звук, буквы Д, д. Конспект занятия «Звук и буква Д Конспект занятия буква д звук

Тема урока: Звуки [д] - [д , ]. Буквы «Д д».

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая (Образовательная):

познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;

вырабатывать навыки осознанного чтения;

Развивающая:

способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

развивать произвольное внимание;

Воспитательная:

способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Сейчас у нас урок обучения грамоте.!

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.

2. Актуализация знаний.

Чтение с доски:

Ба баб

Бо боб

Бу буб

Бе беб

Бы быб

3.Знакомство с новыми звуками и буквой.

1.)-К нам на урок пришёл в гость

Сейчас прослушайте отрывок из сказки

Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»

Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)

Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.

А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

Называется (дуб)

На дубе сидит (дятел)

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

Из тучки пошёл… (дождик).

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

Какие первые звуки услышали в этих словах?

Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).

Звуки [д] - [д , ] обозначаются буквой Д

Вот так выглядит буква Д.

Послушайте стихотворения о букве.

Д- с высокой крышей дом.

В этом доме мы живём.

На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)

Помогите собрать букву.

У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.

2. Чтение слогов с буквой Д.

Откройте учебник стр.109.

Прочитаем слоги с новой буквой.

Да Ди

Ды Ду

До Де

3. Физ. минутка.

4. Чтение слов, предложений.

Закройте глаза и послушайте шум моря

Мы очутились на море.

Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза

Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).

Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.

Посмотрите, что за странные люди под водой?

Кто знает, кто это?

Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.

2. Чтение слов на стр.109.

Прочитаем слова в столбик.

Прочитаем текст

Откройте кассу букв и напечатайте слово.

Дом, Дима

4. Загадки. Деление отгадок на слоги.

Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)


Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Итог урока.

- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.

Послушайте его.

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не ленится-

На зарядку становится?

Чистить зубы, умываться,

Закалятся, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

Сними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай. К врачу тебе пора.

Понравился вам совет Доктора Айболита.

− Что нового узнали, чему научились?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

− Как вы сегодня поработали?

− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

− Что интересного было на уроке?


Тема урока: Звук и буква Д, д.
Тип урока: Изучение нового материала.

Цели: Знакомство с буквой Д, овладение умением давать характеристику звукам; формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивать речи, фонематического слуха, творческого воображения.

Воспитание прилежания, любознательности в процессе учения.

Формирование УУД : регулятивные - Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. Выделение и осознание учащимися того, что усвоено на уроке, осознание качества и уровня усвоенного.

п ознавательные - с амостоятельное формулирование познавательной цели. Анализ объектов с целью выделения признаков, характеризующих данный звук.

Моделирование, т.е. преобразование объекта из чувственной формы в модель. где выделены существенные признаки объекта. Смысловое чтение.

к оммуникативные

Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение.

Ход урока

    Орг. Момент.

Сегодня у нас необычный день, у нас сегодня праздник, потому что к нам пришли гости.

Приветствие гостей. Дети: « В добрый день и в добрый час очень рады видеть вас!»

Вам, ребята я желаю успехов. Я точно знаю, что у вас всё получится, ведь вы самые умные и грамотные ученики.

2 Актуализация знаний.

Мы продолжаем с вами исследовать звуки и буквы русского алфавита.

Чем отличаются звуки от букв? (ответы детей)

Давайте вспомним, какие бывают звуки. (чтение схемы на доске гласные-согласные, ударные- безударные, звонкие- глухие, твёрдые- мягкие) . Параллельно можно дать дифференцированную работу по карточкам (3-4 уч-ся)

Ребята, я сегодня шла на работу и думала, что всего дороже на свете? И вспомнила мою любимую песню из мультфильма про Фунтика (включить для прослушивания первый куплет песни « Доброта" , куплет оканчивается словами «….. всех дороже доброта»)

А вы согласны?

Как вы понимаете, что такое доброта?

Каких людей мы называем добрыми? (ответы детей)

К нашему уроку я подготовила девиз, кто поможет мне его прочитать?

(читающие дети могут прочесть)

Друзья, давайте делать добрые дела!

- Внимательно послушайте его ещё раз…. - Какой звук вам встретился чаще всех? (д, д") - давайте вместе сформулируем тему нашего урока, используя слова помощники (познакомиться…., повторить…, научиться.)
ФИЗМИНУТКА
    Открытие новых знаний.
Давайте проведём исследовательскую работу и узнаем особенности этого звука.
    хором произносим, определяем гласный или согласный (уч-ся доказывают свою правоту) прижмём пальчиками ямочки за ушками и громко произнесём звук (Д)- звонкий или глухой. Проанализируйте звук в выражении добрые дела - твёрдый, мягкий. Произнесите звук соседу на ушко тихо – парный , непарный.

Закончив огромную исследовательскую работу давайте сделаем вывод: (уч-ся работают в парах, выкладывают на партах схемы звука – согласн., звонкий, твёрд., мягк.,парн.

Игра « Поймай звук»

Буква Д – в числе согласных

И конечно, не напрасно!

Не было б без Д – деревьев,

Декабря, дождей, деревни,

Добрых дум, детей и детства,

Буква Д, тебя приветствуем!

Хлопают мальчики, если слышат твёрдый звук Д

Хлопают девочки, если слышат мягкий звук Д.

Мальчики и девочки подбирают по 3-4 слова самостоятельно и составляют схему одного слова на столе с помощью карточек схем. (двое работают у доски)

    Знакомство с буквой согласного звука.

На письме звуки (д) и (д") обозначаются буквой Д и сейчас нам об этом расскажет мудрая сова. (минифильм о букве из серии « Уроки тётушки совы»)

ФИЗМИНУТКА (музыкальная, под музыку песни Барбариков)

    Работа с текстом. Развитие речи.

Текст. (у каждого ученика на столе)

Диме и Даше подарили собаку. Они назвали собаку Дымок. Весь день дети мастерили домик для собаки. Дымок рад новому домику. Дети ухаживали за собакой. Дима, Даша и Дымок теперь друзья!

Задание по тексту: - Жужжащее чтение.

Как звали детей в рассказе?

Для кого дети смастерили домик?

Почему их можно назвать друзьями?

Подберите заголовок к тексту.

    Письмо буквы.
- Для того, что бы записать слова с буквой согласного звука, мы должны с вами научиться писать новую букву. (на интерактивной доске прописывается строчная буква д с объяснением.) Работа в прописях (2-3 строки) , каждый уч-ся оценивает свою работу сравнивая с образцом.
Учитель читает загадку: Он приходит в зимний вечер Зажигать на ёлке свечи. Бородой седой оброс, Кто же это? (Дед Мороз) - А как назвать его ласково? (дедушка) - Запишем слово под диктовку, поставьте в слове ударение, разделите на слоги. (взаимопроверка)
    Рефлексия.
- Какой звук мы исследовали сегодня? - Какие выводы сделали? - Кто сегодня на уроке открыл для себя что-то новое? - Кому на уроке было интересно?
Давайте вернёмся к девизу нашего урока…… читаем его хором. Обещаем?
- Что бы в жизни многого достичь, всегда нужно идти дорогою добра. Учащиеся исполняют 1 куплет песни « Дорогою добра» и вручают памятные медальоны гостям. Урок окончен.

Тема урока: Звуки [д] – [д, ]. Буквы «Д д».

ЦЕЛИ УРОКА:

Обучающая (Образовательная):

− познакомить детей с согласными звуками [д], [д"], буквой д;

− вырабатывать навыки осознанного чтения;

Развивающая:

 способствовать обогащению словарного запаса учащихся новыми словами;

 развивать произвольное внимание;

Воспитательная:

− способствовать воспитанию доброты, умения радоваться успехам друзей.

Ход урока

1. Организационный момент.

«Психологическая установка на работу»

Улыбнемся друг другу, дети. Всем, всем доброе утро! Прочь с дороги, наша лень! Не мешай трудиться, не мешай учиться!

Сейчас у нас урок обучения грамоте.!

Сегодня мы познакомимся с новыми звуками и буквой, научимся читать её, но не только её, но и слова, предложения, где эта буква будет встречаться.

2. Актуализация знаний.

Чтение с доски:

3.Знакомство с новыми звуками и буквой.

1.)-К нам на урок пришёл в гость

Сейчас прослушайте отрывок из сказки

Догадались, кто к нам пришёл? (« Доктор Айболит»

Учитель показывает портрет и рассказывает, какие ещё произведения он написал.(Краденое солнце, Муха цокотуха, путаница, Федорино горе, Мойдодыр ит.д)

Доктор Айболит нам предлагает сегодня познакомиться с новыми звуками и буквой.

А вот с какими новыми звуками и буквой нам предстоит познакомиться, вы определите сами. Помогите мне закончить предложение.

Тут наш... (дом).

Над домом... (дым).

У дома … (дерево).

Называется (дуб)

На дубе сидит (дятел)

К дому ведет... (дорожка).

У дома сидит … (дед).

Из тучки пошёл… (дождик).

Назовите только те слова, которые вы добавляли.

Какие первые звуки услышали в этих словах?

Что вы можете о них сказать?(Согласные, могут быть твёрдыми и мягкими).

Звуки [д] – [д, ] обозначаются буквой Д

Вот так выглядит буква Д.

Послушайте стихотворения о букве.

Д- с высокой крышей дом.

В этом доме мы живём.

На что похоже печатная буква Д?(печка,дом и т.д)

Помогите собрать букву.

У вас на парте лежат полоски составьте с помощью них букву Д.

2. Чтение слогов с буквой Д.

Откройте учебник стр.109.

Прочитаем слоги с новой буквой.

3. Физ. минутка.

4. Чтение слов, предложений.

Закройте глаза и послушайте шум моря

Мы очутились на море.

Ведь морской воздух нам даёт здоровье, и не только,откройте глаза

Откройте учебник рассмотрите иллюстрацию.

Кого вы видите? (Водолазы, сокровища).

Значит, на дне морском у нас может быть сокровища.

Посмотрите, что за странные люди под водой?

Кто знает, кто это?

Люди, которые плавают под водой их называют водолазы, они разыскивают сокровища и не только, изучают морское дно.

2. Чтение слов на стр.109.

Прочитаем слова в столбик.

Прочитаем текст

Откройте кассу букв и напечатайте слово.

Дом, Дима

4. Загадки. Деление отгадок на слоги.

Пройдет туда-сюда раз двести,
Хотя весь день стоит на месте.
(Дверь)

Назовите-ка ребятки,
Месяц в этой-вот загадке,
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи,
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый Год.
(Декабрь)

Его весной и летом
Мы видели одетым,
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
(Дерево)

Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет,
И никуда я не пойду,
Пока он не уйдет.
(Дождь)

Не живая, а идет,
Неподвижна - а ведет.
(Дорога)

Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок,
Ничего, что плод мой мелок.
(Дуб)

Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой,
Он без туч, без облаков,
Целый день идти готов.
(Душ)

Белый столб стоит на крыше,
И растет все выше, выше,
Вот он вырос до небес,
И исчез.
(Дым)

На когтях на ствол сосновый
Влез монтер красноголовый,
Он трудился на весу,
Но не вспыхнул свет в лесу.
(Дятел)

Итог урока.

- Доктор Айболит даёт нам совет, как правильно следить за своим здоровьем.

Послушайте его.

Организм свой укрепить,

Знает вся моя семья

Должен быть режим у дня.

Следует, ребята, знать

Нужно всем подольше спать.

Ну а утром не ленится-

На зарядку становится?

Чистить зубы, умываться,

Закалятся, и тогда

Не страшна тебе хандра.

У здоровья есть враги,

Сними дружбы не води!

Среди них тихоня лень,

С ней борись ты каждый день.

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Кушать овощи и фрукты,

Рыбу, молокопродукты-

Вот полезная еда,

Витаминами полна!

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе:

Одеваться по погоде!

Ну, а если уж случилось:

Разболеться получилось,

Знай. К врачу тебе пора.

Понравился вам совет Доктора Айболита.

− Что нового узнали, чему научились?

Самооценка собственной деятельности на уроке.

− Как вы сегодня поработали?

− Как вы думаете, кто у нас сегодня на уроке очень хорошо работал?

− Что интересного было на уроке?

Конспект логопедического занятия составлен по рабочим канонам, присущим занятиям по обучению грамоте.

Цели занятия:

Коррекционно-образовательные:

Познакомить детей с новой буквой «Д»;
- читать слоги и слова с новой буквой.

Коррекционно-развивающие:

Упражнять в «печатании», «рисовании» в воздухе, ощупывании новой буквы. — совершенствовать у детей навык «печатания» слогов, слов с освоенными буквами;
- «допечатывать» незаконченные буквы;
- закреплять и расширять знания детей о продуктах питания.

Коррекционно-воспитательная:

Воспитывать интерес к обучению грамоте и желание учиться в школе.

Оборудование: наклейки для активизации детей; картинки для игры «Четвёртый лишний»: молоко, дыня, сметана, масло; сардельки, банан, слива, яблоко; рогалик, булочка, мандарин, батон; сосиски, колбаса, мясо, помидор; смородина, морковь, капуста, картошка; клубника, редиска, ежевика, крыжовник; магнитная доска, маркеры; кружочки синего и зелёного цвета с галочками; буква «Д»; пособие «Азбука для начинающих» (страница с буквой «Д»); пособие «На что я похожа» (страница с буквой «Д»); пальчиковые бассейны с манкой, крупой; пальчиковый бассейн с горохом, со спрятанными в нём буквами из подвижного алфавита; поднос для найденных букв; Д, А, Ы, Б, У, С; на рабочих местах у детей: пеналы; листки на каждого ребёнка с Домиком, для определения места звука [Д] в слове ребёнка; недопечатанными в клеточках буквами «Д»; недопечатанными словами: САДЫ, ДУБЫ; слоговая таблица.

Ход занятия:

Организационный момент: «Первым на своё место сядет тот, кто слово со звуком [Дь] назовёт». (Динозавр, диван, деньги, дерево, дикобраз, дюбель, Дюймовочка).

I. Сегодня мы с вами вспомним, с какими звуками мы играли на прошлом занятии, познакомимся с новой буквой, обозначающей эти звуки, научимся правильно «печатать» новую букву и читать слова с ней.

II. «Но сначала давайте разомнём свои пальчики.

Дай молочка, Бурёнушка, («Доим» корову)
Хоть капельку – на донышке.
Ждут меня котятки, (делаем руками «котят»)
Малые ребятки.
Дай сливок ложечку, (загибаем пальчики по одному на обеих руках, начиная с мизинцев)
Творогу немножечко,
Масла, простоквашки,
Молочка для кашки.
Всем даёт здоровье («Доим» коровку)
Молоко коровье».

III. «Давайте вспомним, о чём мы с вами говорим на этой неделе?» (На этой неделе мы говорим о продуктах питания).

«Посмотрите внимательно на картинки: кефир, дыня, сметана, масло и назовите «лишнюю». («Лишняя» дыня, потому что это овощ, а остальное молочные продукты)…

Сардельки, банан, слива, яблоко;
- рогалик, булочка, мандарин, батон;
- сосиски, колбаса, мясо, помидор;
- смородина, морковь, капуста, картошка;
- клубника, редиска, ежевика, крыжовник.

IV. «Ребята, проговорите картинки, оставшиеся на доске, и скажите, что у них общего? (Звуки [Д] и [Дь]).

Итак, давайте вспомним: звук[Д] какой? (Согласный, твёрдый, звонкий). А звук [Дь]? (Согласный, мягкий, звонкий).

Беру выделенные детьми картинки «веером», прошу подойти ко мне, Дашу, взять любую картинку и посчитать, сколько в этом слове частей – слогов. (В слове ды-ня – 2 части)…

V. У детей по одной картинке. Прошу проговорить свои слова-картинки. «Если в вашем слове слышен звук [Д] поместите картинку на левую часть доски, а если слышен звук [Дь] – на правую». (В слове Дыня слышен звук [Д]. В слове смороДина слышен звук [Дь]).

Что мы сейчас делали?

Собираю картинки с доски, спрашивая, чего не стало.

Подойди ко мне, Дима, возьми у меня любую картинку и скажи в слове (дыня) есть звук [У]?

VI. Посмотрите, на свои листики. Там нарисован ДОМИК. Как мы играем с ним? (Рисуем крестики). Возьмите какой хотите карандаш, проговорите свои слова-картинки и, если в вашем слове звук [Д] или [Дь] находится в начале слова, то отметьте это («зажгите») первое окошко «Домика», а если в середине, то в среднем». (В слове помиДор звук [Д] находится в середине слова.) Что мы сейчас делали?

VII. «А теперь давайте же познакомимся с новой буквой, но сначала скажите:

В какого цвета платье может быть «одета» буква «Д»? (Синего, зелёного).

Почему? (Потому что эта буква обозначает твёрдый и мягкий звуки).

А колокольчик может быть у буквы или нет? (Да).

Почему? (Потому что эта буква обозначает звонкие звуки).

Давайте проверим, правы вы или нет?

1,2,3,
А ну-ка, посмотри!

VIII. «Посмотрите, как правильно «печатать» букву «Д».

Показываю «печатание» буквы и сопровождаю стишком:

Букву А не допишу,
На подставку помещу.

Провоцирую детей на исправление моих ошибок.

IX. «Давайте нарисуем букву «Д» в воздухе мизинчиком, теперь на левой ладошке указательным пальцем правой руки, теперь глазами».

X. Перед детьми пальчиковые бассейны с манкой и крупой. «Костя, ты сможешь напечатать букву «Д»! Аня, у тебя получиться! Рамиль, тоже хочет! Оля, есть настроение!

XI. «А теперь послушайте стишок и посмотрите, как показать букву «Д» руками».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив на вид –
Это буква «Д» стоит.

Что мы сейчас делали?

XII. «Посмотрите, где «живёт» буква? На что похожа?».

XIII. «Вы запомнили, как «печатать» букву «Д»? Сможете в своих листочках дописать недостающие элементы, чтобы получилась целая строчка правильных ровных букв «Д»? Но сначала давайте возьмём правильно ручку»:

Для Оли (левша):

Мы ручку правильно берём.
Кладём на средний палец,
Теперь большим её прижмём,
А указательным ведём,
Чтоб буквы получались.

Я ручку правильно возьму:
На средний ноготь положу,
Теперь большим её прижму,
И указательным держу.
От точки вправо я пишу
По клеткам буквы вывожу.

(На букву справа я смотрю).

Что вы сейчас сделали?

Восстанавливаем деформированные буквы, недостающими элементами.

XIY. «А теперь читаем слоги по слоговой таблице с буквой «Д».

XY. «Найдите в пальчиковом бассейне с горохом буквы и покажите их руками».

Руки сложены в шалаш
Между ними – карандаш.
Мы закончили едва,
Получилась буква «А».

Распрямлённую ладошку
Наклони теперь немножко.
Карандаш затем возьми,
Между пальцами зажми.
Станет ясно самому,
Получилась буква «У».

Привезли огромный камень
И поставили фундамент.
Дом теперь красив стоит -
Это буква «Д» стоит.

Мы построили карниз,
А теперь посмотрим вниз.
Что такое? Вот те раз –
Это буква «Б» у нас!

Карандаш покрепче взяли
В кулачок его зажали.
Правую ладонь должны
Прижать с правой стороны
Вот и вышла буква «Ы».

Мы ладошку изогнём
(Только левую притом)
Что у нас за буква здесь?
Ну, конечно, буква «С».

Что мы сейчас делали?

XYI. «А теперь, внимательно посмотрите на вот эту строчку. Около цифры 1 – должно появиться слово САДЫ. Допишите, буковки в этом слове. Оля, какая первая буква в этом слове? Костя, какая вторая буква? Третья? Четвёртая? А около цифры 2, должно появиться слово ДУБЫ. Допишите буквы и этого слова. Какая первая?…»

Что мы сейчас делали?

XYII. «Давайте сделаем пальчикам, которые держали ручку, массаж, чтобы они были здоровыми.

Чтоб здоров был пальчик,
Сделаем ему массаж:
Посильнее разотрём
И к другому перейдём. (И опять играть начнём).

XYIII. «А со следующим заданием я уверенна, что вы справитесь! Прочитайте слова, и соедините слова и картинки друг с другом. Первое слово — ГУ-БЫ. Что это такое? (Губы – это часть лица). Найдите картинку для этого слова и соедините. Дальше читаем: ДУ-БЫ. Что такое дубы? (Дубы – это деревья). Видите картинку для этого слова? Соедините их. И последнее слово — ДУ-ХИ. Что это такое? (Духи – это ароматная вода). Соедините и это слово с его картинкой».

Что мы сейчас делали?

XIX. «Так с какой буквой мы сегодня познакомились? Научите, пожалуйста, своих родителей правильно «печатать» букву «Д» и раскрасьте после занятия рисунок с буквой в своих листиках. А ещё запомните, что вы Добрые, Душевные, Доброжелательные, Думающие, Дивные, Драгоценные, самые Дорогие Дети. Правда же, гости?»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Начальная общеобразовательная школа села Дурген Тандинского кожууна Республики Тыва

Конспект урока литературное чтение

(обучение грамоте)

1 класс

Тема: « Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д »

Учитель: Хуваа Чечек Санышировна

Литературное чтение 1 класс

Тема:« Согласные звуки [ д ] , [ д’ ] , буквы Д, д »

Тип урока: открытие новых знаний

Цель: познакомить учащихся с новой буквой Д, д, обозначающей согласные звуки [ д] , [ д" ], выделять в речи согласные звуки [д], [д’]

Задачи:

Образовательные: овладение умением давать характеристику звукам, формирование навыка чтения слов, предложений с изученными буквами.

Развивающие: развивать связную устную речь, память, навыки плавного слогового чтения с переходом к чтению целыми словами. Обогащать словарный запас учащихся.

Воспитательные: воспитывать положительному мотиву учения, усидчивости, чувству ответственности, трудолюбию, уважительному отношению к людям труда; повышать интерес к чтению.

Универсальныеучебныедействия:

Регулятивные: эмоционально-положительный настрой на урок, формулировать и удерживать учебную задачу, извлекать необходимую информацию из текста и иллюстраций.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника; моделировать различные языковые единицы (слово, предложение) , определять последовательность действий, контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.

Коммуникативные: задавать вопросы, договариваться, приходить к общему решению, формулировать собственное мнение и позицию, умение слушать и понимать других;

Предметные: дифференцировать звуки по твердости и мягкости [д], [д’] на основе работы по звукобуквенным схемам, чтение слогов, слов и текстов.

Личностные : осознание роли речи в общении людей; понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств;

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка для глаз, смена видов деятельности на уроке, работа в группах, парах.

Формы работы: групповая,индивидуальная, фронтальная.

Ресурсы:

Основные

Учебник Азбука, проектор, презентация

Дополнительные

Раздаточный материал(карточки, схемы слов) , карточки со словами для парной работы; буквы на магнитах, алгоритм исследования звука, алгоритм работы на уроке, листы рефлексии, иллюстрированные листы с печатной буквой Д.

Ход урока

п/п

Этапы урока

Содержание

Формирование УУД

1

Организационный момент

В школу мы пришли учиться,
не лениться, а трудиться.
Слушаемвнимательно,
работаемстарательно.

Личностные УУД:

самооценка готовности к уроку,

учебно-познавательный интерес к предмету, мотивация

2

3

4

Актуализация знаний

Игра

Характеристика звуков

Речевая разминка

подготовительная работа;

Открытие нового знания

формулирование темы и цели урока

создание проблемной ситуации

Знакомство с новыми звуками

[д], [ д/ ]

Ребята, обратите внимание на доску, что вы видите? (листья).

А это не просто листья, а они с секретом.

Давайте посмотрим, что за секрет? (листочки переворачиваются и на них появляются буквы)

У меня есть две корзинки, помогите мне разложить в них листочки с буквами.

Как вы считаете, почему мы будем раскладывать эти листочки в две корзинки?

(Потому, что в одной будут гласные звуки, а в другой - согласные)

Раскладывая буквы, вы должны назвать звук, который она обозначает.

(Дети показывают букву и называют звук)

Скажите, а листья, с какого дерева мы раскладывали в корзинки? (с дуба ) В процессе урока мы обязательно еще вернемся к такому могучему дереву.

А сейчас, давайте вспомним, в чем отличие звуков от букв.

Ученик. Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.

На какие две группы делятся все звуки?

ласные и согласные ).

Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
В темном лесу звать и аукать,
Но не желают свистеть и ворчать.

А согласные согласны:
Шелестеть, шептать, скрипеть,

Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.

Что вы можете сказать про гласные звуки, какие они бывают?

( Ударные и безударные ).

Что вы можете рассказать про согласные звуки, какие бывают согласные звуки? (Твёрдые, мягкие, звонкие, глухие )

Приведите примеры с согласным звуком вначале слова и скажите, какой он твердый или мягкий.

Листок рефлексии. (Кто не ошибался и отвечал правильно, раскрасьте листик на дубе зеленым цветом, а у кого не все получилось - желтым)

А сейчас мы проведем с вами речевую разминку. (слайд)

Внимательно слушаем, как я четко проговорю слова, а вы повторите за мной.

ДУ-ДО-ДА - ГУДЯТ ПРОВОДА.

ДЯТЕЛ ДУБ ДОЛБИЛ, ДА НЕ ДОДОЛБИЛ.

Ребята, кто был внимателен и может сказать, какой звук часто встречался у нас в речевой разминке? (новый звук [д] )

-Кто догадался, какая будет тема нашего урока?

( Знакомство с новыми звуками и буквой Д)

Звуки [д], [ д/ ] и буква Д д. (слайд)

Сегодня на уроке мы познакомимся с новыми звуками, будем исследовать эти звуки, охарактеризовать их.

Скажите, а для чего нам нужны эти знания и где могут пригодиться? (мы научимся читать слова с новым звуком,узнаем, какой буквой обозначаются эти звуки). А на уроке письма научимся писать эту букву.

Алгоритм работы (на доске)

    Знакомство с новымизвуками

    Знакомс тво с новойбуквой

    Чтениеслогов и слов

    Работанадпредложение м

    Чтениетекста

- Помогите мне закончить предложения. На слайде появляется картинка.

Тут наш... (дом).

Из трубы идёт... (дым).

У дома растёт… (дерево).

На дереве... (дупло).

У дупла сидит... (дятел).

К дому ведет... (дорожка).

У дома стоит … (дед).

( Проговаривая каждое слово дети дают характеристику звуку [д], [ д/ ], используя карточки синяя - зеленая)

(Алгоритм определения мягкости согласного звука на доске)

Проверяем, как мы выполнили задание (слайд)

Листок рефлексии . Оцени себя.

Регулятивные УУД:

принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные УУД: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные УУД:

Личностные УУД:

умение видеть, формулировать цель, проблему, тему урока

Регулятивные УУД: целеполагание, умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей

5

работа в парах

со схемами, исследование звуков

Физкультминутка

знакомство с новой буквой

Отгадайте загадки (слайд)

1. Крепок, строен и силён,

Ведь владыка леса он.

Из него добротен сруб. Угадали? Это ( дуб)

дуб и покажите ее.

(

Проведем исследование нового звука .

Что нам для этого понадобится? (алгоритм изучения звука - на доске)

2. Долго дерево долбил

Всех букашек истребил

Зря он времени не тратил

Длинноклювый пестрый … ( дятел)

Выберите схему соответствующую слову дятел и покажите ее.

( схема прикрепляется на доске)

Проведем исследование нового звука .

(При произнесении звука [д] воздух проходит через горлышко, встречая преграду. Значит, он согласный . При его произнесении слышится голос и шум. Значит, он звонкий . Звук [д] может быть твердый или мягкий .)

Листок рефлексии . Оцени себя.

Следим только глазками.

Выполняется упражнение для глаз.

На что похожа буква Д ? (слайд)

( карточка на доске )

Д – это домик аккуратный

С высокой крышею двускатной

Вот стоит дымок пуская,

Буква Д труба печная

(Указать на план работы: знакомство с новой буквой)

Звуки [д], [ д’ ] обозначаются буквой Д .

С какими буквами рядом стоит буква Д в алфавите?

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других

Познавательные УУД:

умение представлять информацию в виде схемы, использовать знаково-символические средства;

умение на основе анализа объектов делать выводы;

умение обобщать и классифицировать по признакам.

Предметные УУД: знакомство с алгоритмом исследования звуков .

Личностные УУД: ценностное отношение к здоровому образу жизни

Познавательные УУД : поиск и выделение необходимой информации, выделение существенных признаков,

привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям.

6

Обводка по шаблону

самостоятельная работа

Обвести по шаблону букву Д печатную

Образец на доске (схема буквы)

Сначала, посмотрите, как правильно нужно выполнить задание.

(Учитель показывает на доске)

П равила просадки при письме (напомнить)

    Обвести по воздуху

    Обвести пальцем

    Обвести по шаблону по направлению стрелок.

Сравните, какая из букв написана правильно в соответствии с образцом?

Листок рефлексии . Оцени себя.

Регулятивные УУД:

умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей ,

анализировать свою работу, находить ошибки

7

Первичное закрепление

Работа с учебником

Азбукой

    рассматривание иллюстрации

    составление рассказа

    словарная работа

(ключевые слова на доске)

    чтение, анализтекста

    озаглавливание

Работа в парах

(чтение по одному, хором) с.105

Рассматривание иллюстрации «Клад найден» с.104

Кто хочет рассказать по иллюстрации? (выслушиваются несколько вариантов)

Чтение слов, записанных на доске. Анализ слов (водолазы, подводные, клад, морские, обитатели)

По иллюстрации и ключевым словам давайте попробуем определить

О чём будет текст? (выслушиваются варианты ответов - предположения)

Давайте проверим предположение, прочитав текст с.105

Чьи предположения подтвердились?

Повторное чтение текста с анализом.

Где работают водолазы?

Кем работают папы Нади и Димы?

Что они делали на дне реки?

Листок рефлексии . Оцени себя.

А сейчас мы проведём ещё одно небольшое исследование и узнаем

- От чего зависит мягкость и твердость звуков [д], [ д’ ]

Продолжим работу в парах.

Правила работы в парах (назвать).

Послушайте внимательно задание, обсудите и договоритесь, как вы будете работать. Обязательно выслушайте друг друга.

Задание : - Посчитайте, сколько слов написано на карточке, прочитайте слова на карточках, которые у вас лежат на партах.

Проанализируйте внимательно слова, обозначьте в каких словах звук Д – твердый, в каких – мягкий

(дети, Дима, дело, кактус, домик, дым)

- Подумайте, от чего зависит мягкость и твердость согласных звуков [д], [ д’ ] ?

(От того, какая гласная буква стоит после них. Схема.)

Слова, в которых, звук д – твёрдый,обведите синим цветом, а слова, в которых звук д’ – мягкий, зеленым цветом

Проверка . Чтение слов (слайд)

Кто догадался, какое слово лишнее, почему?

- Поднимите руку у кого так же, как на слайде. Молодцы! Вы сделали задание правильно.

Кто допустил ошибки?

Листок рефлексии . Оцени себя.

- Итак, проведя исследование, к какому выводу вы пришли?

Мягкость и твердость согласных звуков [д], [ д’ ] зависит от того, какая гласная буква стоит после них.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание (оценивание усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающие личностный моральный выбор)

Познавательные УУД :

о риентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Коммуникативные УУД: оформлять свою мысль в устной и речи (на уровне одного предложения )

Метапредметные УУД: учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Познавательные УУД:

поиск и выделение информации, анализ с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для сравнения, установление причинно-следственных связей, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

определение способов взаимодействия, оценка действий партнера, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Регулятивные УУД:

планирование, контроль, оценка, волевая саморегуляция;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок ,

анализировать свою работу

8

Итогурока

Наш урок подходит к завершению .

Какая была тема урока?

Какие цели ставили? Чему научились?

Кто достиг поставленных целей?

Посмотрите на ваш листок.

Каких листочков у вас больше?

Молодцы! (слайд)

Регулятивные УУД: удерживать цель деятельности до получения её результата

Познавательные УУД: ориентировать ся в своей системе знаний