Какие нормы нужно использовать при списании гсм. Какие нормы нужно использовать при списании гсм Постановление минтранса о нормах расхода топлива

Когда организация владеет и распоряжается одним или несколькими служебными автомобилями, стоящими на ее балансе, перед ней постоянно стоит задача покупки топлива, обоснования его использования и списания на расходы.

Действующие правила налогообложения позволяют уменьшать за счет этого списания базу налога на прибыль, но только в том случае, если они правильно обоснованы в соответствующей отчетной документации.

Поэтому крайне важно корректно вести учет истраченных горюче-смазочных материалов и соблюдать нормы списания, устанавливаемые Министерством транспорта Российской Федерации.

Рассмотрим, какие нормы по ГСМ актуальны на сегодняшний день, как они зависят от сезона, а также нюансы, которые могут возникнуть при обосновании их списания в неоднозначных случаях. Покажем на примере, как правильно произвести нормативный расчет списания ГСМ.

Понятие норматива ГСМ

Расход топлива на служебном автотранспорте не может происходить бесконтрольно и ненормированно, иначе не избежать перерасходов, а возможно, даже слива. Для контроля и учета количества ГСМ выведено понятие нормы расхода топлива – экономически обоснованного показателя, отражающего среднюю надобность в горючем (бензине, газе, солярке) для служебного автотранспорта различных разновидностей на определенный километраж.

Общепринятым и наиболее удобным является расчет расхода ГСМ на 100 км пробега.

Кто устанавливает нормы ГСМ

Министерство транспорта РФ дает рекомендации по нормированию топлива. Однако они оставались неизменными с 2015 года (последнее распоряжение Минтранса РФ относительно норм топлива № АМ-23-р датируется 14 июля 2015 года), что на сегодня не вполне отражает актуальную ситуацию.

Министерство финансов РФ сделало по этому поводу официальное разъяснение: в Письме от 19 августа 2016 года № 03-03-06/1/48789 сообщается, что следование нормам, установленным Минтрансом – это право, а не обязанность предпринимателя. Налоговые органы не вправе настаивать на соблюдении именно этих показателей при списании ГСМ.

Нормы расхода и списания топлива, действующие для каждой конкретной компании, должны быть приняты, утверждены и зафиксированы во внутренней документации.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Для автотранспортных фирм, в отличие от других юридических лиц и предпринимателей, учет расходов на топливо по рекомендациям Минтранса обязателен.

Бухгалтерский учет нормативов ГСМ

При составлении баланса показатель расхода топлива для списания бухгалтер вносит:

  • в графу «Материальные расходы», если количество вписывается в установленные на предприятии нормы;
  • частично – в графу «Внереализационные расходы», если истраченные ГСМ превышают лимиты (в эту графу вписывается количество, вышедшее за пределы нормы).

Для этого применяется счет 10 «Основные средства» с соответствующими субсчетами.

Подтверждающим документом, на основании которого делается расчет фактически истраченного топлива, является путевой лист , форму которого предприятию разрешено разрабатывать самостоятельно, а также талоны, чеки, сертификаты и т.д., подтверждающие закупку топлива по определенной цене.

Зачем нужны показатели норм ГСМ

Цели учета нормативов топлива достаточно очевидны:

  • контроль расходов организации на топливо для транспортных средств;
  • профилактика перерасхода, слива и т.п.;
  • ведение соответствующей отчетности;
  • уточнение себестоимости перевозок;
  • снижение налогооблагаемой базы;
  • основание для расчета с сотрудниками, использующими для служебных целей личный автотранспорт.

От чего зависит величина показателя ГСМ

  • вида транспорта (легковое авто, грузовик, фура, транспорт спецназначения и т.д.);
  • конкретной марки авто;
  • его пробега;
  • срока, в течение которого автомобиль находится в эксплуатации;
  • базового расхода ГСМ;
  • некоторых установленных коэффициентов – сезонных, территориальных, дорожных, грузоподъемных и т.п.

Что утверждает Минтранс

Документ-распоряжение Минтранса, устанавливающее рекомендованные нормы, носит методический характер. В нем приведены базовые показатели расхода газа, солярки, бензина для конкретных марок транспортных средств, дифференцированных также по классам и моделям. С помощью этих таблиц можно удобно вести топливный учет.

Ниже приводятся нормы топлива по самым распространенным представителям служебного автопарка. Полное перечисление всех предусмотренных Минтрансом России автотранспортных средств (около 800 марок) с соответствующими нормативами расходов ГСМ можно скачать по ссылке ниже.

ФАЙЛЫ

Сезонные нюансы для ГСМ

Общеизвестно, что расход топлива зимой и летом существенно отличается. Для холодного времени года действует специальная надбавка по нормам ГСМ, действующая в интервале от 2 до 20%, в зависимости от региона РФ. Документ, предлагаемый к использованию Минтрансом РФ, регулирует этот вопрос в приложении № 2.

Расход топлива, подсчитываемый самостоятельно

Несмотря на то что организация вправе пользоваться нормами Минтранса, что иногда оказывается предпочтительнее, поскольку рекомендуется налоговиками, можно производить собственные расчеты, исходя из установленных внутренними актами нормативов ГСМ.

Упрощенный вариант предусматривает нахождение частного от количества потраченного топлива и пройденного километража (для установления процентного соотношения цифра умножается на 100). В результате получится показатель в «привычной» форме, отражающий необходимое количество ГСМ для 100 км пути на данном авто. Далее к ней можно при необходимости применить соответствующие коэффициенты.

Более сложная формула , применяемая для исчисления данного показателя, учитывает конкретную марку авто и установленный для нее топливный норматив (из таблицы Минтранса или внутренних актов самой организации). Также принимается в расчет количество груза или пассажиров, находящихся на борту транспортного средства, режим движения, некоторые другие погрешности (зимний коэффициент, поправка на тип дороги и пр.).

N расх. = 0,01 х N предусм. х (1 + х К х 0,01)

  • N расх. – исчисляемая норма расхода ГСМ для произведения списания (измеряется в литрах);
  • N предусм. – норматив, предусмотренный в документах организации или Распоряжением Минтранса РФ;
  • S – километраж, пройденный данным авто;
  • К – коэффициент, принимаемый во внимание при учете различных поправок.

Пример конкретного расчета

Служебный автомобиль, принадлежащий ООО «Вольта», марки Тойота Королла с объемом двигателя 1,6 л совершил поездку, отмеченную в путевом листе расстоянием 650 км. При этом он затратил 62 л бензина. Груза на борту не было (доставлялись документы). Поездка была произведена зимой, зимняя надбавка, установленная в ООО «Вольта», составляет 5%. Фирма использует для расчета показатели из таблицы Минтранса РФ.

Рассчитаем расход топлива для списания. По данным Распоряжения Минтранса, нормы расхода топлива для автомобиля данной марки, идущего без груза, составляет 9 л на 100 км пробега. Зимний коэффициент принимаем за 5. Других надбавок данная поездка на авто этой марки в приведенных условиях не предусматривает. Произведем исчисление по формуле: 0,01 х 9 х 650 (1 + 5 х 0,01) = 0,09 х 650 х 1,05 = 61,4 л.

Как видим, водитель служебного авто практически не превысил расхода бензина, требующегося по нормативу.

Данная статья предназначается для представителей тех организаций, которые вынуждены, для достижения своих профессиональных целей использовать транспортные средства. В этом случае в обязательном порядке фигурирует статья расходов по ГСМ. Перед списанием, все затраты, необходимые для приобретения топлива, должны быть актуализированы в экономическом плане.

Чтобы это реализовать, представители организации должны определиться в первую очередь с типом самого топлива, и потом установить норму по списанию. Кстати, крайне редко этим делом занимаются непосредственно водители транспортных средств. Начальство прекрасно осознает, что их сотрудники могут вписывать в путевой лист любые цифры, и потому ему приходится этим заниматься собственноручно.

Нормы расхода топлива на 2016 год

Что касается вопроса по приобретению топлива, то здесь каждая организация выбирает свой путь. Некоторые предпочитают платить наличными, а другие пользуются специальными сертификатами, а именно, картами или талонами. Если организация выбрала путь оплаты наличными, тогда приказом устанавливают, кто именно получает деньги, а также определяются сроки. Как только после окончания срока истекают три дня, со стороны водителя предоставляется подробный отчет о расходах. Если же организация пользуется картами или талонами, в этом случае принимается в расчет момент передачи прав собственности на топливо. Делается это для того, чтобы максимально точно определить все финансовые операции по данному вопросу.

Речь идет о фиксации заправки или самих талонов. Реализуется это, исходя их информации в договоре с поставщиком топлива. Если используются сертификаты, необходимо вести учет о приеме и передаче талонов и карт. Таким образом определяются все действия, касательно последних. Стоимость талона также определяется в договоре. Например, один талон может стоить 10 рублей, или же по договору определяют определенную стоимость. После перечисления денег, представители организации оформляют заявки на кассовый расход для того, чтобы перечислять средства за выпуск сертификатов и за покупку топлива. Водитель получает все эти чеки и впоследствии обязательно должен приложить их к путевым листам.

На самом деле примеров довольно много, потому все перечислять просто нет смысла. А вот что касается основных, то давайте рассмотрим, что к ним относится.
Повышение расхода увеличивается, если транспортное средство эксплуатируется:

  • в зимний период. Надбавка составляет от 5 до 20 процентов. Все зависит от региона, в котором эксплуатируется автомобиль.
  • в горах. Надбавка составляет от 5 до 20 процентов. Все зависит от того, как располагается район или город по отношению к уровню моря.
  • в городах. Надбавка составляет от 5 до 25 процентов, зависимо от количества местных жителей. Например, в Екатеринбурге норма повышается на 20 процентов при работе автомобиля, когда количество населения составляет до 1.5 млн.

Вопрос

У нас автотранспортная организация. Обязательны ли для нас нормы Минтранса для автомобилей

Ответ

Минфин указывает: следовать рекомендациям или нет — право налогоплательщика. Большинство арбитражных судов разделяют мнение ведомства о том, что НК РФ не содержит требования нормировать расходы на содержание транспортного средства, и признают за налогоплательщиками право учитывать затраты на приобретение ГСМ в полном объеме. Ранее Минфин считал рекомендации Минтранса обязательными, а значит, сверхнормативные затраты на топливо организации не должны были включать в расходы по налогу на прибыль.

Поскольку налоговые органы не всегда разделяют точку зрения финансового ведомства, налогоплательщикам при учете затрат на топливо для автотранспорта безопаснее принимать во внимание нормы, рекомендованные Минтрансом.

Приказом Минтранса России от 24.06.2003 N 153 утверждена Инструкция по учету доходов и расходов по обычным видам деятельности на автомобильном транспорте. Согласно данному документу положения Инструкции необходимо применять при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль с учетом требований гл. 25 НК РФ (п. 2 Инструкции). Пунктом 40 разд. 3 Инструкции установлено, что расходы на топливо для автотранспортных средств учитываются в пределах Норм, утверждаемых Минтрансом России, что указывается в учетной политике организации.

Эти Нормы были утверждены Минтрансом России 29.04.2003 со сроком действия до 1 января 2008 г. В период с 01.01.2008 по 14.03.2008 нормирование установлено не было. Новые нормы введены в действие 14.03.2008 (Распоряжение Минтранса России N АМ-23-р «О введении в действие Методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»). Указанные Рекомендации предназначены для автотранспортных предприятий, организаций, занятых в системе управления и контроля, предпринимателей и др., эксплуатирующих автомобильную технику и специальный подвижной состав на шасси автомобилей на территории России (п. 1 указанных Рекомендаций).

Однако Налоговый кодекс РФ не содержит условия о нормировании расходов на содержание транспортного средства. Нормируются только расходы на выплату компенсации за использование личного транспорта в служебных целях (пп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Минтранс России не относится к органам исполнительной власти, уполномоченным осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в области таможенного дела. Поэтому согласно п. 1 ст. 4 НК РФ он не может издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и со сборами.

Возникает вопрос: должен ли налогоплательщик нормировать расходы на приобретение ГСМ в соответствии с нормами, утвержденными Минтрансом России?

По данному вопросу есть три точки зрения.

Согласно разъяснениям Минфина России при определении расходов на ГСМ налогоплательщик вправе учитывать Нормы расхода топлив, введенные в действие Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р.

Также есть письма Минфина России и УФНС России по г. Москве, согласно которым при определении расходов на ГСМ налогоплательщику необходимо учитывать указанные Нормы (ранее — Нормы расхода топлив, утвержденные Минтрансом России 29.04.2003). Аналогичное мнение высказано в судебных актах и авторской консультации.

В то же время ранее УФНС России по г. Москве придерживалось иной точки зрения: затраты на приобретение ГСМ можно учитывать исходя из пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях. Есть судебные акты с выводами о том, что нормирование расходов на приобретение ГСМ не предусмотрено Налоговым кодексом РФ. Некоторые авторы придерживаются такой же точки зрения.

Смежные вопросы:


  1. Генеральный директор организации использует личный легковой автомобиль в служебных целях ежедневно. Можно ли оформить использование автомобиля директором в рамках договора аренды с ним же самим (директором)? Какой договор аренды…...

  2. как отражается в бухгалтерском учете условная корректировка таможенной стоимости? можно ли уменьшить прибыль на эту сумму?
    ✒ Корректировка ТС на увеличение таможенных пошлин и сборов Для целей бухгалтерского учета…...

  3. Продаем ОС. в 2014г. перешли на УСН (доход-расход)с ОСНО ОС внесли по ост.стоимости. (срок полез. использ. до 15лет) в 2014г. списали в расход 50% стоимости в 2015г.…...

  4. ИП на УСН 15 %х очет сдать в аренду свое помещение организации. 1.Может ли он включить с расходы содержание жилья, именно коммунальные платежт, свет. 2. Пришлите пожалуйста заявление…...

Право организаций выбирать нормы для списания ГСМ - собственные или утвержденные Минтрансом - осталось в 2016 году неизменно. Однако определиться с предпочтениями надо еще в начале года. При этом важно знать обо всех тонкостях использования автотранспорта на своем предприятии, а кроме того - учитывать изменения, вносимые в госнормативы.

Обе системы имеют свои нюансы. И выбор какой-то одной может быть обусловлен как удобством использования, так и выгодой для предприятия.

К преимуществам норм, предложенных Министерством транспорта РФ, относится унифицированность параметров их расчета: марка автомобиля, пробег, базовый расход топлива, а также повышающих коэффициентов по типу дороги, величины груза, времени года и пр.

Не стоит, правда, забывать, что в июле 2015 года Минтранс обновил свое распоряжение о нормах расхода ГСМ. Ведомство внесло коррективы в систему коэффициентов, дополнило реестр автомобилей некоторыми легковыми и грузовыми моделями, автобусами как отечественных, так и иностранных марок.

«Н а повышение ко эффициентов по ряду позиций стоит обратить особое внимание. Министерство увеличило цифры, например, для машин, где есть система климат-контроля; для автомобилей с пониженной средней скоростью движения; для АТС, которые работают в густонаселенных городах, и пр. Нужно очень скрупулезно рассчитывать ГСМ, даже если за основу вы взяли предложенные ведомством нормы. Корректируйте их исходя из индивидуальных особенностей самой машины и условий ее эксплуатации », — комментирует ситуацию Юлия Вольхина, менеджер проекта «Путевые листы и ГСМ».

Решение об изменении норм списания ГСМ для того или иного автомобиля утвердите соответствующим приказом. Вы можете составить его в произвольной форме, но обязательно включите ссылку на распоряжение Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р с обновленными нормативами.

Разрабатывать собственные нормы списания ГСМ гораздо трудозатратнее, однако для крупных автотранспортных предприятий может быть выгоднее. Расчет требует обкатки каждой машины по традиционному маршруту, в традиционное время, с обычной для нее загрузкой. Специальная комиссия вместе с руководителем организации фиксирует расход топлива. Результаты замеров оформляются специальными актами, чтобы в дальнейшем проверяющие не сомневались в обоснованности цифр. Проведите такую работу по каждому автомобилю в отдельности.

«Чтобы подстраховать себя, в регламентирующих документах укажите, что собственные нормативы вы разработали на основе норм, которые предлагает Минтранс РФ », — советует Юлия Вольхина.

Нормой расхода топлива называется величина, отражающая среднюю потребность в ГСМ для разных видов автотранспорта на определенный километраж. Как правило, расчет нормы производится из расчета литров затрачиваемого горючего на сто километров пути.

Данный показатель актуален для компаний, имеющих в распоряжении служебные автомобили, которые обеспечиваются горючим. Нормы расхода ГСМ дают возможность вести учет расходов на топливо, контролировать его перерасход и списывать бензин со счетов организации в соответствии с действующим законодательством.

Кроме этого, нормы расхода горючего необходимы:

  • для ведения отчетности;
  • определения себестоимости определенной поездки с участием служебного автотранспорта (или всех поездок в целом);
  • расчета налогообложения.

Показатели затрат ГСМ не нормированы: каждая организация может тратить на горючее столько, сколько считает необходимым, и сколько требует производственный процесс.

При этом следует помнить, что при расчете налога на прибыль учитываются исключительно обоснованные расходы. Инспекторы могут просить предоставить документы, которые подтверждают обоснованность затрат (к примеру, сведения о контрольных замерах затрат ГСМ).


Особенности расчета

Нормы затрат ГСМ рассчитываются исходя из расхода, указанного в паспорте автомобиля, который определялся в благоприятных условиях – на ровной дороге, при определенной скорости движения, без каких-либо препятствий. Поскольку реальные условия часто отличаются от идеальных, нормативный расход определяется математическим путем с учетом коэффициентов.

Коэффициенты учитываются следующие:

  • население района;
  • интенсивность движения на автодорогах, наличие пробок;
  • время года и погодные условия;
  • техническое состояние транспортного средства и его оснащенность (прицепом, кондиционером и т. д.).

Нормы расхода горючего можно рассчитывать самостоятельно, опираясь на рекомендации Министерства транспорта РФ, или не учитывая их.

Самый простой способ расчета: разделение литров топлива на пройденный километраж и умножение на сто (так определяется количество бензина, необходимое автомобилю для ста километров пути).

Следует учитывать, что если автомобиль будет ездить по городу на небольшой скорости, с загрузкой, в холод или жару, расход ГСМ будет намного выше рассчитанных норм. Именно для этого и нужны коэффициенты, перечисленные выше. К примеру, в городах с населением больше пяти миллионов человек для каждого автомобиля нормы увеличиваются на 35%. Подобных правил в рассматриваемом документе достаточно много.

Минтранс России еще в 2008 году выпустил рекомендации относительно расчета норм расхода топлива, которые были закреплены в распоряжении №АМ-23. Чтобы эти рекомендации соответствовали реальным условиям, документ постоянно обновляется и дополняется новыми значениями. К примеру, недавно таблица была дополнена такими марками, как Lada Granta 219020 1,6, Honda Accord IX 2,4, Toyota RAV4 2,0 2W, кроме того, было внесено много других дополнений.

Утвержденными в 2015 году. Именно тогда в документ вносились последние правки. Эти рекомендации не являются обязательными, но могут учитываться при проведении расчетов.

Чтобы узнать нормативные величины расхода ГСМ для конкретного авто, необходимо открыть таблицу, соответствующую типу транспорта (легковой, грузовой, тягач, спецназначения) и выбрать нужную марку.

В перечень Минтранса РФ входит более 800 автомобилей.

Для каждого из них указан ориентировочный расход топлива и перечень повышающих коэффициентов. К примеру, для авто Lada Granta норма расхода ГСМ на сто километров пути определена в объеме восьми литров. Для этого же расстояния для автомобиля «Шевроле Нива» из-за большей мощности норма составляет уже 10,6.

Для таких автомобилей как КАМАЗ, «Газель», УАЗ, установлены свои нормы. К примеру, для УАЗ-3159 они составляют 15,9 литров, для «Газели» – от 19 до 21 литра, для КАМАЗа – от 20 до 31 литра.

  • предприятия, деятельность которых направлена на осуществление грузоперевозок, списывают ГСМ с использованием путевых листов, в которых фиксируется пробег автомобилей;
  • для ведения бухучета используются специальные счета и субсчета (приходное топливо учитывается в дебете счета 10, списанное – в кредите этого же счета);
  • налоговый учет предусматривает списание в материальных либо прочих расходах (затраты ГСМ для автомобилей, перевозящих грузы, учитываются в материальных затратах, а расходы топлива для служебных авто – в прочих расходах);
  • налоговый учет может выполняться как с использованием норм, так и с фактическим количеством ГСМ;
  • для автотранспорта, не прописанного в рекомендациях Минтранса РФ, нормы могут рассчитываться индивидуально.

В холодное время года нормы затрат ГСМ возрастают на 5%-20%. Аналогичная надбавка прибавляется при передвижении в горной местности. Повышающие коэффициенты применяются и с учетом возраста автомобилей. Чем дольше эксплуатируется авто – тем больше повышающие коэффициенты.