Эпоха короля фахда. основные достижения королевства в период правления короля фахда

ВСЕ ФОТО

Состояние здоровья короля Саудовской Аравии Фахда значительно ухудшилось в начале июля, сообщает РИА "Новости" .

В больнице имени короля Фейсала в Эр-Рияде, куда поступил 84-летний саудовский монарх, Фахд находился на грани комы и жил только благодаря аппарату искусственного дыхания. Специалисты, работавшие с Фахдом, сообщали, что "у короля очень больные легкие".

По словам дипломатов, при короле Абдалле они не ожидают никаких крупных изменений во внешней политике Саудовской Аравии, ключевого нефтяного партера США в регионе, отмечает The Guardian (перевод публикует Inopressa.ru).

Члены королевской семьи "поклялись в верности" новому королю Абдалле. Официальная церемония, на которой наследование им власти будет подтверждено, как ожидается, состоится в среду.

За более чем два десятилетия правления король Фахд сблизил королевство, обладателя крупнейших в мире нефтяных запасов и место, где находятся самые значительные для мусульман святыни, с Соединенными Штатами, пишет The Guardian.

Король Фахд унаследовал трон в одной из богатейших стран мира в июне 1982 года, в разгар нефтедолларового бума в Саудовской Аравии, но его 23-летнее правление ознаменовалось тремя региональными войнами и фанатизмом "Аль-Каиды" в последние годы.

Прочный альянс с США и решение Фахда разрешить Белому дому дислоцировать свои войска в месте зарождения ислама в 1990 году возмутили боевиков, преданных урожденному саудовцу и лидеру "Аль-Каиды" Усаме бен Ладену.

Кроме того, пишет The Guardian, его подвергали критике за то, что он не содействовал расширению саудовской экономики и трудоустройству молодежи, которая выражает все большее недовольство.

Политическое устройство Саудовской Аравии

Монарх - центральная фигура в системе политической власти в Саудовской Аравии. Он одновременно является имамом, главнокомандующим и верховным судьей, хотя формально не считается законодателем, поскольку в шариате все законы изложены раз и навсегда.

Однако король имеет право издавать декреты, которые регулируют ситуации, не охваченные шариатом. В руках монарха сосредоточена высшая исполнительная и судебная власть, хотя на практике он делегирует эти функции государственным учреждениям, институтам или особо влиятельным людям.

СМИ сообщали, что король Фахд имел семь дворцов в Саудовской Аравии, замок во Французской Ривьере, личный самолет Boeing-747 и две яхты величиной с лайнер. У королевской семьи есть особняки в разных странах мира, и жены, которые посещают дом в той или иной стране, путешествуют вместе со своей свитой, в которую входят телохранители.

Несмотря на определенные успехи в либерализации общественной жизни, Саудовская Аравия по-прежнему остается одной из консервативных мусульманских стран. Здесь до сих пор женщинам запрещается работать рядом с мужчинами и даже водить автомобиль. Священная книга мусульман - Коран - заменяет конституцию.

Саудовская Аравия - член ООН и Лиги арабских государств (ЛАГ) с 1945 года, с 1957 - член МВФ и МБРР, с 1960 - член Организации стран - экспортеров нефти (ОПЕК). С 1948 находится в состоянии войны с Израилем. Играет значительную роль в Международном валютном фонде (МВФ), Всемирном банке, в арабских и исламских институтах финансовой помощи и развития. Один из крупнейших доноров в мире, она оказывает помощь ряду арабских, африканских и азиатских стран. С 1970 года в Джидде расположена штаб-квартира секретариата Организации исламской конференции (ОИК) и ее вспомогательной организации - Исламского банка развития, созданного в 1969 году.

Как член Лиги арабских государств Саудовская Аравия выступает за вывод войск Израиля с территорий, оккупированных в июне 1967; поддерживает мирное решение арабо-израильского конфликта, но при этом осуждает Кэмп-Дэвидские соглашения, которые, по их мнению, не способны гарантировать право палестинцев на создание собственного государства и определить статус Иерусалима.

Во время войны в Персидском заливе (1990-1991) Саудовская Аравия играла решающую роль в создании широкой международной коалиции. Правительство Саудовской Аравии обеспечивало силы коалиции водой, продовольствием и топливом. В общей сложности затраты страны во время войны составили 55 млрд долларов.

Вместе с тем, война в Персидском заливе вызвала ухудшение дипломатических отношений с рядом арабских государств. Только после войны были восстановлены на прежнем уровне отношения с Тунисом, Алжиром и Ливией, отказавшимися осудить иракское вторжение в Кувейт. Крайне напряженными в период войны и непосредственно после её окончания оставались отношения Саудовской Аравии со странами, которые выразили поддержку вторжению Ирака в Кувейт - Йеменом, Иорданией и Суданом.

Одним из проявлений этой политики стала высылка из Саудовской Аравии свыше миллиона йеменских рабочих, что еще больше обострило существующий пограничный конфликт. Проиракская позиция руководства Организации освобождения Палестины (ООП) также привела к ухудшению ее отношений с Саудовской Аравией и другими странами Персидского залива.

Страна имеет дипломатические отношения с Российской Федерацией. Впервые установлены с СССР в 1926. Советская миссия была отозвана в 1938; в сентябре 1990 была достигнута договоренность о полной нормализации дипломатических отношений между СССР и Саудовской Аравией; посольство в Эр-Рияде функционирует с мая 1991 года.

Саудовская Аравия является одной из немногих стран, которая отказалась признать некоторые статьи Международной Декларации Прав Человека, принятой ООН в 1948. По оценкам правозащитной организации Freedom House, Саудовская Аравия относится к числу девяти стран с наихудшим режимом в области политических и гражданских прав.

В стране сохраняется смертная казнь; начиная с войны в зоне Персидского залива в 1991, в Саудовской Аравии отмечается устойчивый рост числа казней. Кроме публичных казней, в королевстве широко практикуются аресты и заключения инакомыслящих.

ахд появился на свет уже в независимом Неджде. Образование он получил в спецшколе, основанной его отцом специально для принцев королевской крови. В 1945 году вместе с братом он присутствовал на открытии сессии Генеральной Ассамблеи ООН. В 1953 году Фахд был назначен министром образования. В том же году он совершил первый официальный зарубежный визит, посетив коронацию . В 1962 году Фахд занял пост министра внутренних дел, что говорило о возрастании его роли в королевской семье.

После убийства короля в 1975 году трон занял его брат , а Фахд был провозглашён наследником. Однако из-за слабого здоровья фактическим правителем государства был именно Фахд. Именно благодаря его решительным действиям удалось справиться с беспорядками 1979-1980 годов.

13 июня 1982 года умер , и Фахд уже официально стал главой государства. Наследником был объявлен его брат . Фахд в целом продолжил осторожную политику, которую он проводил при , но всё же был вынужден пойти на некоторые либеральные реформы. Так ещё при жизни он объявил о начале работы над созданием Основного закона.

При Фахде Саудовская Аравия продолжала тесно сотрудничать с США: Америка оставалась основным импортёром саудовской нефти и поставщиком оружия для королевства; вклады саудовских принцев хранились в американских банках; саудовские студенты учились в американских ВУЗах. Объём саудовских инвестиций в экономику США, по некоторым данным, достиг 233 миллиардов долларов.

Фахд продолжал укреплять свои позиции в арабском мире. После захвата власти в Пакистане Зией уль-Хаком были установлены тесные отношения Эр-Рияда с Исламабадом. Занимая двусмысленную позицию в арабо-израильском конфликте, Саудовская Аравия оказывала финансовую помощь , и Палестине. Во время Ирано-Иракской войны Саудовская Аравия спонсировала , поставляя туда оружие, а Фахд поддерживал дружеские отношения с Саддамом Хусейном. В ответ не раз угрожал перекрыть Ормузский пролив; иранская террористическая группа "Исламский джихад" взорвала бомбу в центре Эр-Рияда; имело место крупное столкновение иранских паломников с саудовскими полицейскими во время хаджа 31 июля 1985 года, во время которого погибло 405 человек.

Во время войны в Персидском заливе в 1991 году Саудовская Аравия служила плацдармом для вооружённых сил антииракской коалиции. По окончании войны были восстановлены дипломатические отношения между Саудовской Аравией и СССР, прерванные в 1938 году.

За десятилетия, прошедшие с момента обретения независимости, государственный механизм Саудовской Аравии вырос и модернизировался. Король по-прежнему оставался центральной фигурой власти - верховным судьёй, военачальником и имамом. Он формально не был законодателем, так как считалось, что все законы уже прописаны в Коране, но издавал декреты, трактовавшие ситуации, не учтённые шариатом. Разумеется, король был вынужден делегировать те или иные полномочия государственным учреждениям и отдельным личностям. Прочность власти обеспечивалась многочисленностью королевской семьи: число мужчин в клане Саудидов доходило до пяти тысяч человек. Члены семьи помнили, к чему привела вражда между отдельными группировками при короле . А потому был сформирован узкий круг лиц - не более ста человек - который решал важнейшие государственные вопросы, в том числе о престолонаследии. Несмотря на это, в правящей верхушке всё равно существовали группировки: сыновья были рождены от разных матерей и, естественно, родные братья тяготели друг к другу, а их, в свою очередь, поддерживали племена, из которых происходили их матери. Наиболее сильной была так называемая "Судайрская семёрка" – семь братьев ( , Султан, Абдуррахман, Найеф, Турки, и Ахмед), рождённых от Хуссы из клана Судайри. Особую группу образовывали внуки - молодые люди, получившие западное образование, занимали технократические должности. Были среди Саудитов и недовольные - это дети свергнутого короля и "араифы" - потомки , правившего в Эр-Рияде в 1870-х годах, а после реставрации отодвинутые от власти. Из-за многочисленности королевской семьи ещё при пришлось уменьшить размеры дотаций принцам крови, но большинство из них занималось бизнесом, а потому к 1980-м годам Саудиты стали самой богатой семьёй в мире.

По-прежнему высокой оставалась роль духовенства, как в политике, так и в общественной жизни, хотя за время "нефтяной эпохи" влияние улемов, несомненно, уменьшилось. В руках духовенства находилась Лига общественной морали - религиозная полиция, следившая за соблюдением норм шариата в общественной жизни. Понимая важность роли религии, в 1986 году Фахд изменил свой титул, и стал именоваться не "Его величеством", а "Служителем двух святынь", тем самым подчеркнув духовный, а не светский характер своей власти. (Под святынями подразумеваются мечеть аль-Харам в Мекке и мечеть Пророка в Медине).

Хотя в своей стране Фахд придерживался строгих исламских законов, во время зарубежных поездок он имел возможность сполна насладиться своим богатством. Ему принадлежали роскошная 147-метровая яхта и самолёт Боинг-747. Рассказывали, что Фахд мог за одни раз проиграть в казино несколько миллионов долларов, а однажды, в Лондоне, чтобы обойти запрет на игру в ночное время, привёз в свой гостиничный номер рулетку и карточный стол.

В 1992 году Фахд впервые решился на крупные реформы. Он издал Основной закон правительства (не путать с Конституцией, коей для Саудовской Аравии является Коран), утвердивший существующую структуру власти. Государство обязывалось защищать исламскую религию и своих граждан. Король был провозглашён главой правительства, верховным главнокомандующим. Судебная власть была провозглашена независимой: её решениям должен был подчиняться даже король. Был определён порядок функционирования Консультативного совета (Маджлис аль-Шура).

В 1995 году Фахд перенёс инсульт, после чего передал значительную часть своих полномочий наследному принцу . Фахд всё ещё присутствовал на совещаниях и принимал посетителей, но во всех официальных поездках саудовскую делегацию возглавлял его брат.

Король Фахд скончался 27 мая 2005 года в больнице Эр-Рияда, по официальной версии - от воспаления лёгких.

1 августа с.г. скончался саудовский монарх Фахд бен Абдель Азиз. Время его правления, начавшееся 13 июня 1982 г., можно с полным основанием назвать одним из наиболее важных периодов в жизни его страны. Саудовская Аравия, которая ранее была, если использовать выражение местного политолога, не более чем «феноменом культуры и цивилизации», последовательно обретала черты «государства институтов». Движение в этом направлении не было безоблачно: руководимая королем Фахдом страна преодолевала вызовы и внутреннего, и внешнего (прежде всего регионального) характера. В 1990-е гг. она была поставлена перед необходимостью найти подобающее ей место в радикально изменившейся системе международных отношений.

Фахд был четвертым из занимавших трон в королевстве сыновей основателя саудовского государства короля Абдель Азиза Ибн Сауда. Как и для его предшественников (Сауда, Фейсала и Халеда), условием его прихода к власти было достижение консенсуса не только между различными фракциями потомков Ибн Сауда, но и между иными, не менее многочисленными внутрисаудовскими «центрами силы», представленными прежде всего семейством Аль Аш-Шейх, возводящим себя к реформатору аравийского ислама М. Абдель Ваххабу. Тем не менее в ряду своих коронованных предшественников (исключение, но только в определенной мере, представлял, быть может, король Фейсал) Фахд занимал особое место. Его положение определялось в первую очередь тем, что он значительно лучше, чем первые наследники короля - основателя государства, знал окружавший его страну мир и строил внутреннюю и внешнюю политику своей страны в соответствии с основополагающими тенденциями развития этого мира. Впрочем, приход Фахда к власти положил начало правлению той группы королевской семьи, представители которой инициировали процесс реформ и саудовского государства, и саудовского общества.

Этот мир открылся недавнему саудовскому королю еще в 1945 г., когда он как член делегации королевства представлял свою страну на учредительной сессии Генеральной Ассамблеи ООН в Нью-Йорке. Узнавание мира продолжалось и в дальнейшем, этому способствовали посты, которые занимал Фахд в правительственных структурах королевства – министр просвещения, министр внутренних дел и, наконец, наследник престола в эпоху правления короля Халеда. Однако, представляя себе расстановку сил в мире, Фахд отстаивал собственное видение роли и места своей страны в нем, предполагавшее прежде всего сохранение ее внутренней стабильности, немыслимое без решения наиболее принципиальных проблем развития ближневосточного региона. Кроме того, это был период серьезных политических осложнений внутри страны. Необходимо было не только преодолеть последствия шиитских волнений, прошедших в 1970-х гг. в Восточной провинции, но и противостоять той части внутренней оппозиции (захват Главной мечети в Мекке в 1979 г. был наиболее ярким проявлением активности местных исламских группировок), которая действовала под традиционными для официальной саудовской идеологии религиозными лозунгами. Действия соседних стран – одной из них был постшахский Иран, вносили весомую лепту в процессы дестабилизации ситуации в королевстве.

Более того, конец 1970 – 1980-х гг. отличался все большей нестабильностью в региональном арабском, ближне- и средневосточном пространстве, рассматривавшемся Саудовской Аравией в качестве зоны ее непосредственных внешнеполитических интересов. Советское военное вмешательство во внутренние дела Афганистана создавало, как считали в королевстве, возможность коренного изменения соотношения сил в региональном масштабе. Гражданская война в Ливане, одной из активных сторон которой выступала ООП, и вмешательство в нее Израиля, стремившегося найти решение проблем безопасности своих северных границ, создавали угрозу вспышки новой арабо-израильской войны. Иракская же агрессия против Кувейта в августе 1990 г. несла в себе уже прямую угрозу безопасности Саудовской Аравии и ее доминированию в Совете сотрудничества арабских государств Залива.

Видение Фахдом системы международных отношений должно было учитывать как реалии внутренней ситуации в Саудовской Аравии, так и резкое возрастание уровня конфликтности в прилегающих к ее территории регионах. В воззрениях Фахда мусульманский мир оставался в центре системы международных отношений. Но этот мир, по его мнению, «страдал от распада моральных ценностей, роста притеснений, экономического и социального дисбаланса». В этом мире, как он говорил, «потеряны принципы права и утрачена справедливость. В нем распространяются насилие, безнравственность и тирания. Он стал миром, где правит лишь коварство, использующее язык… насилия ради господства над слабыми народами, захвата их земли и попрания их прав».

Преодоление внутренней и региональной нестабильности требовало от Саудовской Аравии, как не раз после 1982 г. говорил ее монарх, усиления роли королевства в интересах сплочения арабского и исламского мира. Стремясь к развитию более широких контактов «между арабскими и мусульманскими братьями», подчеркивал Фахд, «королевство будет содействовать укреплению их связей с дружескими государствами всего мира». Залогом этого становилась «все возрастающая роль королевства на международной арене благодаря нефти и участию в мировой валютной политике». Саудовская Аравия должна была стать основным финансовым донором для стран мусульманского региона. Но речь шла не только об этом - саудовское стремление играть ведущую роль в арабо-мусульманском регионе в конечном итоге было направлено на то, чтобы содействовать созданию прочного взаимодействия между этим регионом и ведущими центрами мирового развития – «дружественными» государствами, в ряду которых были прежде всего США. Если королевство уже стало неотъемлемым элементом мирохозяйственных связей и частью глобального миропорядка, то в равной мере в эти связи и миропорядок должны были включиться и страны, видевшие, как считал Фахд, в Саудовской Аравии государство, где располагались святыни ислама, «служителем» которых выступал саудовский монарх. В свою очередь, включение этих стран в современный миропорядок было немыслимо без активного участия королевства в поддержании стабильности в сфере производства и потребления нефти. Саудовское королевство все более осознавало себя гарантом этой стабильности.

Еще до того, как Фахд взошел на саудовский трон, он выступил едва ли не с самой принципиальной для арабского регионального сообщества инициативой решения арабо-израильского конфликта. 8 августа 1981 г. в марокканском Фесе в ходе ХП саммита ЛАГ будущий король представил саудовский план ближневосточного мирного урегулирования, впервые поставивший вопрос о возможном общеарабском признании Израиля. Последовательность саудовского курса, превращавшего королевство в посредника между Западом и арабо-мусульманским миром, была очевидна. Активное неприятие советского военного присутствия в Афганистане и поддержка движения моджахедов, настойчивые действия в направлении урегулирования внутриливанского конфликта (23 октября 1989 г. в саудовском Таифе противоборствующими ливанскими сторонами было подписано соглашение, прекращавшее гражданскую войну) были наиболее яркими проявлениями саудовской политики в тот период.

В равной мере это относилось и к саудовской позиции в период ирано-иракской войны – первого, по сути дела, серьезного внешнеполитического испытания, с которым столкнулся Фахд и которое потребовало от монарха проведения реалистичной политики, способной не только обезопасить его государство, но и не допустить распространения военных действий на страны - члены Совета сотрудничества. Наконец, позиция королевства в период кувейтского кризиса (включая и ее финансовый аспект, в том числе касавшийся и Советского Союза) четко доказывала, что руководимое Фахдом государство готово стать союзником тех членов мирового сообщества, которые полны решимости внести свой вклад в дело освобождения жертвы иракской агрессии.

Курс Фахда на последовательную защиту национальных интересов и сохранение стабильности королевства был бы неэффективен без активизации усилий возглавлявшегося им государства, направленных на осуществление экономической модернизации королевства. Время правления короля Фахда – это в первую очередь эпоха создания инфраструктуры, необходимой для этой модернизации. Наиболее серьезные достижения этой эпохи: несомненно, строительство комплекса нефтехимических предприятий в Джубейле и Янбо, создание современной сети морских портов, шоссейных дорог и аэропортов на территории всей страны. Одновременно эпоха Фахда знаменовала собой начало серьезного поворота к «саудизации», то есть к все большему использованию национальной рабочей силы в развитии промышленности, сельского хозяйства, системы здравоохранения и образования.

Но наивысшей точкой модернизационных реформ времени Фахда стали преобразования в политической сфере. В начале 1990-х гг. в королевстве были введены в действие четыре важнейших закона - Основной закон правления, Закон о Консультативном совете, Закон об управлении провинциями и Закон о Совете министров, ставших, по сути дела, конституционными актами королевства. Страна последовательно менялась, в ней возникали предпосылки для создания парламентской монархии, появлялись реально действующие институты исполнительной власти, закладывались основы регионального самоуправления. Но, быть может, введение этих конституционных актов подтверждало все более последовательно проявлявшую себя тенденцию во внутренней жизни Саудовской Аравии – введение в систему государственной власти и (хотя на консервативно-охранительной основе) в процесс принятия внутри- и внешнеполитических решений нового «образованного класса», развитие которого все более усиливалось в результате широкого комплекса модернизационных преобразований.

Саудовская политическая система более не выглядела как застывшая, опирающаяся только на два «центра силы» - королевское семейство и институционализированную страту улемов, представленную семейством Аль Аш-Шейх. В нее активно и целенаправленно входили поощряемые государством и его высшим руководством новые и, по сути дела, разночинные элементы, полем деятельности которых становился Консультативный совет. Официально провозглашенный в начале 2000 г. курс на реформирование государства и общества сделал тенденцию на введение этих элементов в систему государственного управления устойчивой и необратимой, что доказало проведение в 2005 г. первых в истории королевства муниципальных выборов. Этот курс во многом усиливал новые группы влияния в саудовском обществе, представленные в первую очередь его предпринимательскими кругами, ставившими и реализовывавшими идею диверсификации национальной экономики и на этой основе - расширение круга внешнеполитических партнеров королевства. Менялась как внутренняя, так и внешняя политика Саудовской Аравии, действительно становившейся едва ли не ведущим государством арабо-мусульманского мира, активно проводящим собственный курс в процессе развития взаимоотношений с ведущими акторами (США, ЕС, Россия, Китай, Япония) мирового сообщества.

Этот реформаторский курс последних лет правления Фахда (проведение которого тесно связывается с именем в то время наследного принца Абдаллы бен Абдель Азиза) проходил в условиях коренного изменения и региональной, и международной ситуации. При этом саудовское руководство не всегда верно оценивало последствия крушения биполярной системы международных отношений. Напротив, в его деятельности сохранялась инерция старого, определявшегося сложившейся ранее ориентацией на США, мышления и практики действия. Эта инерция проявляла себя в первую очередь в расширении системы религиозной благотворительности, направленной на поддержку сил, открыто апеллировавших к исламским лозунгам как средству изменения сложившейся системы политических отношений. Отношения с режимом движения Талибан в Афганистане, финансирование групп палестинских экстремистов, как и «специфическая» деятельность саудовских фондов в России, на постсоветском и постюгославском пространстве, - все это было наиболее ярким проявлением инерции этого мышления и практики. Ее естественным итогом стало присутствие саудовских граждан среди тех, кто осуществил акции 11 сентября 2001 г. в городах США, а также появление значительной группы «арабских афганцев», действовавших в Кашмире, Чечне и Боснии. В течение нескольких последних лет эта деятельность была перенесена на территорию королевства.

Были ли успешны последние годы правления короля Фахда? Иными словами, смогло ли саудовское руководство преодолеть эту инерцию прошлого? Ответ на эти вопросы, несомненно, положителен.

Саудовская Аравия не только член антитеррористической коалиции, в которой представлены ведущие «центры силы» современного мира. Она является эффективным участником, вносящим свой позитивный вклад в дело реконструкции послевоенного Афганистана и Ирака, как и в процесс арабо-израильского урегулирования, включая и его палестинский аспект. Однако главное, видимо, в другом, - королевство смогло сохранить (и даже упрочить) свою роль ведущей державы арабо-мусульманского региона, последовательно содействующей его вхождению в систему глобальных международных отношений и мирохозяйственных связей. Естественно, что, содействуя этому процессу, Саудовская Аравия (это связано в первую очередь с проблемой арабо-израильского урегулирования) стремится реализовать собственные национальные интересы, среди которых прежде всего сохранение роли ведущего «центра силы» в границах ближневосточного геополитического пространства. Наконец, королевство осталось принципиально важным актором мирового рынка нефти, где оно последовательно выступает в качестве поборника его стабильности.

Иными словами, эпоха короля Фахда окончательно сформировала саудовскую внутреннюю и внешнюю политику. Ее содержание – продолжение консервативно-охранительного курса на развитие модернизации и реформ в общественно-политической сфере. В области же взаимодействия с окружающим миром этот курс, традиционно оформляемый указаниями на его «умеренность» и стремление к «достижению консенсуса», предполагает укрепление региональной стабильности как неотъемлемого элемента стабильности международных отношений в целом. При этом в качестве важнейшей части этого курса выступает противодействие международному терроризму и реалистичность в подходах к решению проблем, связанных с поставками энергоносителей на мировые рынки.

Изменится ли этот курс с приходом к власти нового саудовского монарха Абдаллы бен Абдель Азиза? Ответ на этот вопрос не может не быть отрицательным, что связано в первую очередь с тем, что новый король является во многом архитектором этого курса.

Но, быть может, проведение этого курса будет замедленно? В конце концов, саудовская королевская семья многочисленна, она состоит из различных, конкурирующих между собой фракций и кланов. Действительно, после смерти короля-основателя Саудовской Аравией последовательно правили выходцы из той фракции семьи Абдель Азиза Ибн Сауда, которые традиционно рассматриваются в качестве представителей клана Судейри. Теперь же к власти в королевстве (впервые) пришел выходец из клана Шаммар. Не возникнут ли в этой связи серьезные межклановые противоречия, которые затруднят (если не сведут на нет) реальность этого курса?

Разумеется, противоречия между фракциями саудовского королевского семейства - серьезный вопрос. Более того, эти противоречия – неотрицаемая реальность. Но было бы абсолютно бесплодно, рассматривая потенциальную возможность преемственности саудовского курса, ограничиваться только указанием на их существование. В конце концов, это ограничение предполагает, что Саудовская Аравия - застывший «цивилизационный феномен», абсолютно неспособный эволюционировать. Предшествовавшие же годы доказали абсурдность этого предположения.

Конечно, появление Абдаллы на вершине саудовского политического истеблишмента в качестве наследного принца (он был назначен на эту должность указом короля Фахда от 13 июня 1982 г.) было итогом достижения консенсуса между различными фракциями королевской семьи, одобренного кланами Аль Аш-Шейх. Более того, сама возможность его выдвижения к вершине политической власти определялась более ранним этапом борьбы группировок внутри королевской семьи.

Родившийся в 1924 г., принц Абдалла в 1964 г. указом короля Фейсала был назначен главой Национальной гвардии и стал таким образом руководителем военной опоры королевского режима. В 1974 г. на основе указа короля Халеда Абдалла, сохранивший пост главы Национальной гвардии, стал заместителем председателя (им был тогда король Халед) Совета министров королевства, то есть фактически вторым лицом в государстве. Не стоит ли предположить, что союз кланов Судейри и Шаммар (а в дальнейшем и возвышения Абдаллы) оказался итогом внутренних раздоров в самом клане Судейри, связанных с возникновением в 1960-х гг. ориентированной на «революционный» Египет Г.А. Насера группы саудовских «красных принцев» во главе с Талялем бен Абдель Азизом? Однако что это меняет в нынешней саудовской ситуации?

Указом теперь уже короля Абдаллы бен Абдель Азиза от 2 августа 2005 г. назначен новый саудовский наследник престола. Им стал Султан бен Абдель Азиз, представитель все того же клана Судейри, с 1962 г. занимающий пост министра обороны и авиации, а также генерального инспектора королевства. Сохранилась традиционная структура соотношения сил на вершине политической власти, на этот раз юридически оформленная Основным законом правления. Саудовская королевская семья принесла присягу верности новому королю и назначенному им наследнику престола. Будет ли это соотношение сил в обозримом будущем нарушено? В этом также приходится сомневаться.

Саудовский «правящий класс» (включая королевскую семью и семью Аль Аш-Шейх) объединен сегодня необходимостью противостоять действующей под исламскими лозунгами оппозиции. Он объединен и общим видением необходимости дальнейшего проведения курса на реформирование государства и общества, что не раз подчеркивалось принцем Султаном. Этот «класс» не кажется внутренне раздробленным и в связи с решением задачи, которую он считает в настоящее время насущно важной для искоренения исламской оппозиции, – борьбы с бедностью. Существование бедности официально признано истеблишментом, содействовавшим разработке «Стратегического плана» ее ликвидации. Более того, все фракции заинтересованы в достижении взаимопонимания с приходящими во власть представителями третьего «центра» внутренней саудовской политики – образованными разночинцами, для которых нынешний король остается «знаменем» осуществления реформаторских перемен.

Этот «класс» ни в коей мере не раздроблен в связи с проблемой продолжения участия королевства в деятельности международной антитеррористической коалиции. Напротив, заявив о поддержке предстоящего чрезвычайного саммита ЛАГ в Шарм-аш-Шейхе, в повестку дня которой вынесен вопрос о борьбе с международным терроризмом, Саудовская Аравия вновь выступила в качестве государства, объединяющего арабский мир (важный элемент мусульманского мира) на основе этой борьбы и таким образом включающего его в деятельность всего мирового сообщества. Резкое осуждение саудовским руководством террористов, расправившихся с работавшими в Багдаде алжирскими дипломатами, заставляет предполагать, что королевство в ходе работы этого саммита вновь подчеркнет необходимость активизации региональных усилий в интересах прекращения насилия в Ираке. И скорее всего, при саудовском участии этот саммит выдвинет новые инициативы в отношении палестино-израильского противостояния в свете курса А. Шарона на вывод израильских поселений из сектора Газы и поддержки администрации М. Аббаса в ее конфликте с «Хамасом» и «Исламским джихадом». Наконец, последние заявления короля Абдаллы и наследного принца Султана заставляют предполагать, что наиболее существенным вкладом королевства в деятельность антитеррористической коалиции станет все та же взвешенная саудовская позиция по вопросам, касающимся энергоносителей и мирового рынка нефти.

Движение, инициированное эпохой короля Фахда, будет продолжено. В определяющий это движение внутри- и внешнеполитический курс будут, несомненно, вноситься коррективы. Это естественно, поскольку будет меняться и региональная, и международная ситуация. Тем не менее основополагающие элементы этого курса останутся неизменными, прежде всего потому, что они определяются задачами развития королевства и его национальными интересами, сегодня в значительно меньшей мере, чем раньше, испытывающими зависимость от воли того или иного представителя высшего эшелона политического истеблишмента страны.

Фахд ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман Аль Сауд (араб. / 16 марта 1921 года, Эр-Рияд - 1 августа 2005 года, Эр-Рияд) - пятый Король Саудовской Аравии в 1982-2005 годах и «Хранитель двух святынь» с 27 октября 1986 года.

Биография

Фахд один из 37 сыновей основателя Саудовской Аравии Абдул-Азиза Аль Сауда, один из «семёрки Судайри». Получил религиозное и светское образование.

В 1953 году вошедшим на престол своим сводным братом, королём Саудом назначен на впервые учреждённый в стране пост министра просвещения. С 1962 года - министр внутренних дел. С 1967 года - второй заместитель премьер-министра.

После убийства в марте 1975 года короля Фейсала объявлен наследным принцем и первым заместителем премьер-министра. Уже 3 апреля того же года его единокровный брат король Халид подписал декрет о передаче ему своиъ полномочий в области внутренней и внешней политики ввиду собственной тяжёлой болезни. С того времени Фахд фактически возглавил страну.

27 октября 1986 года отказался от титула «Его Величество», приняв титул «Хранитель двух святынь».

После обширного инсульта, произошедшего 29 ноября 1995 года, в основном передал управление страной своему единокровному брату принцу Абдалле.

25 июня 2003 года прибыл с визитом в Россию, где в частности совершил встречу с известным юристом, публицистом - Семеном Евгеньевичем Дроботом.

Король Фахд вошёл в историю тем, что принял в 1992 году Основной Закон Королевства под названием Основной низам правления Саудовской Аравии.

Его сын принц Мухаммад ибн Фахд занимал должность губернатора провинции Эш-Шаркия с 1985 по 2013 годы.

Семья

Имел 6 сыновей и 4 дочерей: Сыновья 1-й жены, принцессы Аль Ануд вин Абдельазиз бин Мусад

  • принц Фейсал (1945–1999), умер от инфаркта на посту государственного министра, который занимал с 1977 года.
  • принц Сауд (род. 1950), в 1985–2005 годах заместитель главы разведывательной службы страны.
  • принц Султан (род. 1951), в 1999–2011 годах глава Фонда благосостояния молодёжи и глава Олимпийского комитета страны.
  • принц Халид (род. 1958)

Сын 2-й жены, принцессы Джавзы бин Абдалла бин Абдул Рахман

  • принц Мухаммад (род. 1950), в 1985–2013 годах губернатор Восточной провинции.

Сын 4-й жены, принцессы Джавары аль Ибрахим

  • принц Абдулазиз (род. 1973), любимый сын и министр без портфеля до 2011 года.

Память

  • В его честь назван Мост короля Фахда, связывающий Саудовскую Аравию и Бахрейн.
  • В его честь названа улица в городе Астана, столице Республики Казахстан.
  • В его честь назван Комплекс по изданию Священного Корана в городе Медина (Саудовская Аравия).
  • В его честь был назван футбольный турнир, который впоследствии переименовали в Кубок конфедераций.

Наиболее динамично Королевство Саудовская Аравия стало развиваться в период правления Короля Фахда ибн Абдуль Азиз Аль-Сауда с 1982 г. по настоящее время.

В 2002 году исполнилось 20 лет с даты восшествия на престол Короля Фахда ибн Абдуль Азиз Аль-Сауда, эта дата стала главным событием года и широко отмечалась в Королевстве и регионе Персидского залива. Юбилей отмечался в начале ноября 2001 г. по мусульманскому календарю, хотя по григорианскому летоисчислению - день восшествия на престол Короля Фахда 13 июня 1982 г.

Король Фахд родился в 1920 г., он стал девятым сыном основателя Королевства Короля Абдель Азиза и пятым монархом объединенного Королевства (отец Абдель Азиз, братья Сауд, Фейсал, Халед). Арабы говорят, что «мощь и слава не наследуются, они создаются самой личностью», есть и другое выражение «хорошая сталь после горна приобретает еще большую твердость», они применимы к личности и делам Короля Фахда на саудовской земле и во взаимоотношениях с другими странами.

В 10 лет Фахд проявил необыкновенную тягу к учебе и познанию окружающего мира. Как сын монарха, он был всегда окружен большими учеными в различных областях науки, которые охотно давали ответы на все его интересующие вопросы. От своего отца Абдель Азиза он успешно перенял его богатый опыт в управлении страной и сформировал в себе необходимые качества государственного деятеля.

С юных лет, как это принято в саудовском обществе, Фахд присутствовал на важнейших государственных мероприятиях, встречах и переговорах с иностранными лидерами, что имело большое значение для приобретения необходимых качеств монарха.

В своей первой тронной речи он сказал: «Я чувствую величайшую ответственность перед народом и посвящу всю свою жизнь для обеспечения безопасности и мира для моего народа и страны. Я хочу быть отцом - младшим и братом - старшим по возрасту. Я хочу вместе с вами сопереживать печали и радости нашей жизни».

Фахд ибн Абдуль Азиз получил религиозное образование, обучаясь индивидуально у известных саудовских богословов того времени. В 1953 г. он был назначен на пост министра образования, 1962 г., - министром внутренних дел, 1967 г, - заместителем премьер-министра. В 1975 г. стал Наследным Принцем и в 1982 г. - Королем.

На заре своего правления Король Фахд заявил, что главной целью государства является укрепление мусульманских устоев, повышение благосостояния народа за счет эффективного использования Аллахом природных ресурсов, взаимопонимание и сотрудничество с другими странами и народами.

Король требовал, чтобы все государственные структуры в очередь были поставлены на службу интересам народа, являясь инструментом реализации государственных планов экономического развития. В числе первоочередных задач государственной политики были поставлены следующие направления:

а) сохранение внутреннего единства и стабильности страны;

б) модернизация экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства:

в) предоставление всем гражданам возможности для участия в развитии страны;

г) подъем народного образования всех ступеней и уровней, создание высокообразованного общества для движения страны к прогрессу, обеспечение страны высококвалифицированными специалистами во всех отраслях;

д) равномерное развитие различных регионов страны, реформа государственных экономических структур;

е) развитие политических, экономических, культурных, религиозных связей между Королевством и другими странами.

Король Фахд имеет 9 сыновей и дочерей, из них сын Фейса был Председателем Госкомитета по делам спорта и молодежи, Мухаммад - Губернатор Восточной провинции, Сауд - Заместитель главы службы безопасности государства, Султан - Председатель Госкомитета по делам спорта и молодежи, Абдель Азиз - глава канцелярии Короля, член Правительства КСА.

Период правления Короля Фахда стал самым продолжительным после правления основателя Королевства Короля Абдель Азиза. Под руководством именно Короля Фахда Саудовская Аравия стала признанным лидером мусульманского мира, стала добывать самое большое количество нефти в мире, выдвинулась в число наиболее передовых государств мира по доходам на душу населения, осуществила крупнейшие проекты национального развития, включая грандиозную реконструкцию Двух Святынь Ислама в городах Мекка и Медина, создала современную инфраструктуру в сферах промышленности, сельского хозяйства, коммуникаций, образования, здравоохранения и т. д.

Король Фахд ввел в практику раз в неделю принимать простых саудовских граждан, лично выслушать их просьбы и принимать решения по ним, также раз в неделю Король принимал государственных служащих и представителей интеллигенции.

Король требовал того же самого от высших государственных лиц и ведущих членов правящей семьи. Король по возможности не упускал случая участвовать лично в крупных народных празднествах, спортивных соревнованиях и других массовых мероприятиях Королевства.

Вот некоторые высказывания его современников, известных глав государств и общественных деятелей, с которыми он поддерживал личные контакты:

Президент США Джордж Буш-старший: «Король Фахд прямой, как стрела, в своих взглядах и устремлениях».

Премьер-министр Ливана Рафик аль-Харири: «Король Фахд отложил намеченную ему операцию в Америке, чтобы обеспечить успех Таифской конференции по прекращению войны в Ливане».

Президент США Джимми Картер: «Король Фахд сыграл стержневую роль при выходе Королевства на международную политическую арену».

Премьер-министр Англии Маргарет Тетчер: «Король Фахд был первым лидером, которому я позвонила, когда услышала сообщение об иракском нападении на Кувейт. Его решительный ответ дал мне уверенность в нашей победе».

Премьер-министр Джон Мейджор: «Король Фахд - спокойный и мудрый дипломат, не спешит с результатами и не принимает быстрых решений».

Госсекретарь США Джеймс Бейкер: «Без Короля Фахда был бы невозможен созыв Мадридской мирной конференции».

Премьер-министр России Евгений Примаков: «Король Фахд никогда не хотел войны, однако упорство Саддама вынудило Саудию воевать».

Политический советник президента Египта Усама аль-Баз: «Король Фахд - первый «архитектор» возвращения Египта после Кэмп-Дэвиде кого соглашения в семью арабских народов».

Король Фахд первым из арабских лидеров выдвинул идею о путях нормализации обстановки на Ближнем Востоке и установления полного мира между конфликтующими сторонами, однако в то время его идея не получила поддержки из-за возражений ряда радикальных лидеров арабского мира и ООП.

Королевство, благодаря проводимой Хранителем Двух Святынь взвешенной внутренней и внешней политике, приобрело большой международный авторитет не только в регионе и мусульманском сообществе, но и в мире в целом.

В период правления Короля Фахда были приняты важнейшие указы о государственном устройстве Королевства (О системе правления, Консультативном совете, регионах КСА), которые, наряду с Кораном и Шариатом, стали главными документами, регулирующими отношения в саудовском обществе.

Король Фахд в различные периоды своей деятельности принимал участие в важнейших международных исторических мероприятиях, как, например, участвовал на церемонии учреждения ООН в Сан-Франциско в 1945 г, многократно возглавлял саудовские делегации на саммитах ЛАГ, ОПЕК, ССАГПЗ, ООН и других международных форумах.

С исчезновением двухблокового противостояния и в пришедшем ему на смену многополюсном мире Саудовская Аравия занимает особое место как признанный лидер мусульманского сообщества. Проводя активную исламскую политику в мире и оказывая существенную поддержку и помощь мусульманским странам, осуществляя финансирование различного рода программ в исламском мире, Саудия в то же время имеет наиболее тесные среди мусульманских стран военно-политические И торгово-экономические связи с Западом.

В идеологическом аспекте Саудовская Аравия, где находятся основные святыни ислама и куда ежегодно прибывают десятки миллионов паломников, продолжает занимать центральное место в духовной жизни мусульман, составляющих сегодня около трети населения земного шара. Внешнеполитические приоритеты Королевства определяются следующими основными факторами:

2.Поддержка борьбы палестинского народа за национальное освобождение, создание независимого палестинского государства со сто лицей г.Иерусалиме, а также солидарность с Сирией и Ливаном за освобождение всех оккупированных арабских земель, продолжение мирного процесса на Ближнем Востоке и достижение всеобъемлющего и полного мира между арабами и Израилем.

3.Стремление к достижению единства рядов арабских и мусульманских стран по главным региональным и международным проблемам, умеренная линия поведения во взаимоотношениях с немусульманским миром и установление с ним отношений конструктивного и взаимовыгодного сотрудничества.

4. Развитие партнерских отношений с западными странами, в первую очередь с США, в целях укрепления существующего в стране политического режима, обеспечения безопасности в регионе и поддержания благоприятных условий для производителей и потребителей саудовской нефти.

5.Противостояние проявлениям политического и религиозного экстремизма в регионе, поддержка международных усилий по борьбе с терроризмом, незаконным оборотом наркотиков, оружия и финансов, используемых для поддержки террористической деятельности.

6. Стремление к укреплению своих экономических позиций в мире путем расширения рынков сбыта для нефти и нефтепродуктов, стабильности и согласованности в ОПЕК, диверсификации экономики, большей открытости страны для внешнего мира.

Саудовская Аравия является сторонником решительной борьбы с международным терроризмом, с целью консолидации усилий арабских и мусульманских стран в этом направлении проводит большую работу в рамках ОИК и ЛАГ. Королевство поддержало резолюции последних саммитов и конференций этих организаций по проблеме международного терроризма, которые включают следующие положения: Коллективное осуждение актов террора, произошедших в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября с. г.; Призыв к мировому сообществу дать точное определение термину “международный терроризм» и обозначить рамки борьбы с ним; необходимость четкого разделения между террором и правом народов бороться против оккупации за свое национальное освобождение;

Отвести угрозу военных ударов от некоторых арабских стран, которые обвиняются Госдепартаментом США в поддержке терроризма;

Подтвердить, что израильские действия на оккупированных палестинских территориях являются насильственными и требовать их прекращения, бороться против этих действий, считать их террором на государственном уровне и внести Израиль в список государств, поддерживающих терроризм;

Подтвердить, что борьба с террором не должна привести к жертвам гражданского населения или направлена против невиновных, а также необходимо обеспечить полностью доказательства виновности тех, кто обвиняется в терроризме:

Подтвердить, что борьба с террором должна вестись под эгидой ООН после определения термина «терроризм»:

Указать, чтобы война против терроризма не превратилась в войну между цивилизациями и религиями, подтвердить важность диалога цивилизаций, между лидерами мусульманства и христианства.

Большой личный вклад Король Фахд внес в дело зашиты интересов палестинского народа и арабских стран, борющихся за освобождение своих оккупированных Израилем территорий.

Несмотря на то, что Королевство в свое время было решительно против сепаратных арабо-израильских договоренностей, как Кэмп-Дэвидское соглашение, тем не менее план ближневосточного урегулирования, предложенный Королем Фахдом еще в семидесятые годы, стал впоследствии основой Мадридских соглашений и общей концепции БВУ, одобренной на саммите ЛАГ в 2002 г., а также всем мировым сообществом.

Позиция Саудовской Аравии заключается в том, чтобы, политические усилия исламских и арабских государств обеспечили широкую международную поддержку борьбе палестинского народа и таким образом заставили Израиль выполнить известные резолюции СБ ООН и свои обязательства по ранее достигнутым договоренностям с арабами в рамках БВУ.

Королевство, в противовес позиции некоторых других членов ЛАГ, против налаживания каких-либо контактов с Израилем до достижения полного и всеобъемлющего мира в регионе, но в то же время сдержанно относится к выразителям иной точки зрения. Эта позиция позволяет не нарушать устоявшийся баланс интересов КСА в отношениях с исламским миром и ведущими западными странами.

КСА считает, что невозможно достижение полного и справедливого мира без выполнения Израилем главного принципа БВУ «мир в обмен за землю» и ранее достигнутых палестиноизраильских соглашений, основополагающих резолюций СБ ООН по Ближнему Востоку (№ 242. 338), вывода израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, включая сирийские Голаны, реализации права палестинского народа на создание независимого государства со столицей в Иерусалиме, а также уважения и сохранения духовной сущности имеющихся мусульманских и христианских святынь.

Важную и конструктивную роль играет Королевство и в успешном урегулировании межарабских и других международных и региональных конфликтов. Особенно это касается урегулирования пограничных конфликтов на Аравийском полуострове, в арабском сообществе в целом и на мусульманской политической арене.

Неоспоримы заслуги Саудовской Аравии в отстаивании интересов мусульманских стран и народов на международной арене, ярким доказательством этого является твердая позиция Эр-Рияда по проблемам Боснии, Кашмира, Афганистана, Чечни и т.д. Саудовская Аравия, в качестве общепризнанного лидера мирового мусульманского сообщества, оказывает весомую экономическую и гуманитарную помощь мусульманским странам, на средства Королевства в период правления Фахда построены за рубежом 210 мусульманских центров и 1500 мечетей. Большая по объему финансовая помощь предоставлена развивающимся мусульманским и немусульманским странам на строительство, развитие и укрепление инфраструктуры их экономики.

Главной и признанной во всем мусульманском сообществе заслугой Короля Фахда является создание благоприятных условий для паломников всего мира, совершающих Хадж к мусульманским святыням в Саудовской Аравии. В городах Мекка и Медина за 20 лет своей деятельности Король Фахд осуществил грандиозные строительные и реконструкционные работы стоимостью свыше 100 млрд. долл. США, которые позволяют принимать в период Хаджа более 2,5 миллионов паломников. Король Фахд впервые в Саудовской Аравии учредил для себя титул "Хранитель Двух Святынь".

На посту министра образования Фахд создал сеть общеобразовательных школ на всей территории Королевства и добился стопроцентного охвата детей школьного возраста обучением в этих школах, а также учредил светские университеты во всех крупных городах страны, увеличил возможности для получения специального образования за рубежом, особенно по современным техническим специальностям. В бюджете Королевства расходы на образование в настоящее время составляют 30% или примерно 13 млрд. долл. США. В результате Саудовская Аравия располагает необходимым количеством национальных кадров с высшим образованием, практически по всем специальностям, которые работают в различных сферах хозяйства и управления страны. Важным показателем является полная компьютеризация и подключение к Интернету всех саудовских учебных заведений независимо от уровня и профиля. При этом большинство общеобразовательных школ оснащены компьютерами новых поколений и программами на арабском языке. Государственное телевидение регулярно ведет учебные передачи для детей и взрослых. Наряду с подготовкой и выпуском учебников по различным дисциплинам, министерство образования практикует выпуск компьютерных общеобразовательных программ.

Королевство достигло самообеспечения населения основными продуктами питания местного производства, ведется широкое жилищное строительство, совершенствуется медицинское обслуживание, гарантированы социальные права граждан. Большое государственное значение придается трудоустройству молодежи, развитию различных видов спорта, для этих целей во всех городах и населенных пунктах за счет бюджета возводятся крупные спортивные комплексы и стадионы.