Душа по библии. Бессмертные ли дух и душа человека? Жизнь после смерти

Продолжает ли жить после физической смерти человеческая личность? Библия очень противоречива в ответе на этот сложный и вечно актуальный вопрос.

То, что в Библии говорит против существования личности после смерти тела

На основании отрывка из книги археолога А. А. Опарина, автора книг по креационистской библейской археологии и священной истории христианства. "И камни возопиют"

Вопросы, задаваемые жизнью

Посещая какой-нибудь собор, церковь или монастырь люди, порой даже не отдавая себе отчета, покупают свечи и ставят их за упокой души своих умерших близких и родных. Нередко люди отдают список имен своих почивших близких церковным служителям, чтобы священник с кафедры помянул их перед Богом. Многие, посещая кладбища, рассказывают у могил близких о своих переживаниях, радостях, считая, что души родственников их обязательно услышат. То и дело слышишь рассказы о том, как во сне к живым являются их умершие родные и дают им некоторые советы, или рассказывают о своем житье-бытье в других мирах. Как-то по телевизору один известный оперный певец рассказал о том, что с Богом он общается через свою умершую мать, которая и после смерти поддерживает его так же, как делала это при жизни. Другие ходят на специальные спиритические сеансы, чтобы встретиться и пообщаться с душами своих умерших близких. Мы читаем рассказы людей, находившихся когда-то в состоянии клинической смерти, в которых они вспоминают о путешествии своей души, о встрече с Богом. Многие сегодня увлекаются чтением книг, которых появилось великое множество, о путешествиях душ, перевоплощениях. Нередко эти книги написаны людьми, не имеющими никакого отношения к восточным религиям. Несколько лет назад корреспондент газеты «Аргументы и факты» задал вопрос одному священнику о том, что происходит с душой только что умершего человека, на что тот ответил, что в первое время душа в сопровождении ангелов путешествует по земле, приходит в свою семью, а потом отправляется к Богу, который определяет ее участь - в раю или аду ей уготовано пребывать (что, якобы, происходит на 9-й день после смерти), а на 40-й день душа возносится от земли.

В несчастьях люди утешаются тем, что теперь наши близкие в раю, где им не грозят беды и скорби. Традиционным стало отмечать поминовение души на 9-й и 40-й дни.

Многих страшит ад, где по учению многих религий, вечно суждено мучиться в неугасимом пламени душам грешников. Часто именно этот не осознанный до конца страх влечет даже неверующего человека в церковь, особенно по праздникам, выполнить те или иные обряды, сделать пожертвования храму, подать милостыню, постоять на службе. Подобными же действиями мы пытаемся обезопасить души наших умерших близких от вечных мук. Порой скрупулезно соблюдая обряды погребения, поминовения на 9-й и 40-й дни после смерти, по праздникам ставя свечи за упокой души в церкви, люди не знают, что Сам Бог в Своем Слове - Библии говорит о душе, о том, есть ли жизнь после смерти, полагаясь при этом на мнения, представления и знания других людей. А ведь насколько более важно знать мнение Бога, чем мнения других людей, пусть очень мудрых и имеющих, быть может, высокий духовный сан, но, тем не менее, всего лишь людей, таких же, как и мы с вами.

Что же Бог на страницах Библии говорит о бессмертии души?

Библейский ответ

1. Вначале рассмотрим, как Библия объясняет, что же такое душа.

Душа - это жизнь.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:1).

«И побили все дышущее, что было в нем, мечом, предав заклятию; не осталось ни одной души…» (И. Навин 11:11).

«Ибо не вечно буду Я вести тяжбу и не до конца гневаться; иначе изнеможет предо Мною дух и всякое дыхание, Мною сотворенное» (Ис. 57:16).

Как видим, в этих текстах душа представлена как символ жизни, как символ живого человеческого организма.

Душа - это отдельная личность, человек.

«Скажи сынам Израилевым: если мужчина или женщина сделает какой-либо грех против человека, и чрез это сделает преступление против Господа, и виновна будет душа та…» (Числа 5:6).

«…во дни Ноя, во время строения ковчега, в котором немногие, то есть, восемь душ, спаслись от воды» (1-Петра 3:20).

«Итак охотно принявшие слово его крестились, и присоединилось в тот день душ около трех тысяч» (Деян. 2:41).

«Было же всех нас на корабле двести семьдесят шесть душ» (Деян. 27:37).

Из этих текстов мы видим, что душа равнозначна понятию человек .

Душа - как символ чувств, мышления, настроения.

«Когда кончил Давид разговор с Саулом, душа Ионафана прилепилась к душе его, и полюбил его Ионафан, как свою душу» (1 кн. Царств 18:1).

«Когда же пришла… на гору… И подошел Гиезий, чтобы отвести ее; но человек Божий сказал: «Оставь ее; душа у нее огорчена…» (4 кн. Царств 4:27).

«Душа моя истаевает от скорби: укрепи меня по слову Твоему» (Пс. 118:28).

«Твердо помнит это душа моя, и падает во мне» (Плач Иеремии 3:20).

Душой в Библии именуются не только люди, но и животные.

«И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее…» (Быт. 1:21).

Слово «нэфэш», переведенное на русский язык, как «душа», обозначает в дословном переводе слово «дышать». В книгах Нового Завета, написанных изначально по-гречески, слову «нэфэш» соответствует слово «псюхэ», также дословно переводящееся на русский язык как глагол «дышать». Именно в этом понимании понятие «душа» упоминается в Библии, иными словами, как символ жизни. Ни в одном месте Библии мы не встретим упоминания о том, что душа человека бессмертна и после смерти продолжает жить. Согласно Библии, бессмертием обладает только Бог. Нередко приходится слышать о том, что ангелы бессмертны - да, если Бог их наделяет вечной жизнью. Но Бог имеет право и отнять эту жизнь, и ангелы в этом случае могут потерять бессмертие. В Библии ясно сказано, что в конце времени Бог уничтожит навеки сатану - родоначальника греха, а ведь всем известно, что он изначально был сотворен как ангел Люцифер.

«…единый сильный Царь царствующих и Господь господствующих, Единый имеющий бессмертие, Который обитает в неприступном свете…» (1-Тим. 6:15-16).

2. Единство духа, души и тела:

«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока…» (1-Фес. 5:23).

3. Библия о состоянии человека после смерти:

«Живые знают, что умрут, а мертвые ничего не знают, и уже нет им воздаяния, потому что и память о них предана забвению; И любовь их и ненависть их, и ревность их уже исчезли, и нет им более части вовеки ни в чем, что делается под солнцем» (Еккл. 9:5-6).

«Все, что может рука твоя делать, по силам делай; потому что в могиле, куда ты пойдешь, нет ни работы, ни размышления, ни знания, ни мудрости» (Еккл. 9:10).

«А человек умирает, и распадается; отошел, и где он? … Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего… В чести ли дети его, он не знает; унижены ли, он не замечает» (Иов 14:10, 12, 21).

«Выходит дух его, и он возвращается в землю свою; в тот день исчезают все помышления его» (Пс. 145:4).

Как видим, вопреки учению многих церквей, говорящих о жизни после смерти и о бессмертии души, о радости душ в раю, о страдании их в аду, об их переживаниях об оставленных на земле близких, Господь со страниц Библии все это полностью отвергает. Со смертью человека, как мы увидели в Священном Писании, исчезают все его помышления, привязанности, любовь, ненависть. Что же такое смерть, и что происходит с человеком, когда он умирает? Вот как Сам Христос пояснил Своим ученикам, что такое смерть: «Сказав это, говорит им потом: «Лазарь друг наш уснул, но Я иду разбудить его». Ученики Его сказали: «Господи! Если уснул, то выздоровеет». Иисус говорил о смерти его; а они думали, что Он говорит о сне обыкновенном. Тогда Иисус сказал им прямо: «Лазарь умер…» (Ин. 11:11-14).

Нам Библия говорит, что после грехопадения Господь лишил человека вечной жизни, бессмертия: «И сказал Господь Бог: «Вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно… И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:22-24).

Воскресение произойдет только при Втором Пришествии Христа, причем не бесплотной души, а всего человека, во плоти: «А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию; И я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам; мои глаза, не глаза другого, увидят Его…» (Иов 19:25-27).

«И многие из спящих в прахе земли пробудятся, одни для жизни вечной, другие на вечное поругание и посрамление» (Дан. 12:2).

«Так человек ляжет и не встанет; до скончания неба он не пробудится, и не воспрянет от сна своего» (Иов 14:12).

«…все находящиеся в гробах, услышат глас Сына Божия, и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло в воскресение осуждения» (Ин. 5:28-29).

«Оживут мертвецы Твои, восстанут мертвые тела! Воспряните и торжествуйте, поверженные в прахе: … ибо… земля извергнет мертвецов» (Ис. 26:19).

«А сподобившиеся достигнуть… воскресения… умереть уже не могут… ибо они… суть сыны Божии, будучи сынами воскресения. А что мертвые воскреснут, и Моисей показал при купине…» (Лк. 20:5-37).

Итак, сделаем обобщения, что же такое душа и смерть в свете Библии :

1. Душа (дыхание) - это символ жизни, живого человека, человеческих мыслей, чувств, желаний.

2. Существует единство духа, души и тела. Умирает тело, и вместе с ним умирает душа, иными словами, вместе с телом умирают чувства, желания, память, интеллект человека. После смерти от человека не остается ничего (!).

3. Смерть - это сон, который прервется при Втором Пришествии Христа, когда умершие праведники воскреснут и получат от Бога дар вечной жизни.

4. Воскреснут люди во плоти, это будут они сами, вернутся их память, мысли, чувства и т. д.

5. Человек лишился дара вечной жизни после грехопадения.

6. Бессмертием обладает только Бог.

7. При Втором Пришествии Христа воздаяние получат все - и праведники, и грешники.

Таким образом, Бог на страницах Библии опровергает лжеучение многих церквей о бессмертии души. Как же это лжеучение вкралось в христианство?

История отступления

Как свидетельствует Священное Писание, евреи на протяжении сотен лет придерживались библейского понимания смерти души и тела. «Учение о бессмертии души опущено в Моисеевом законе… хотя… Казалось бы, что столь существенный для религии принцип мог быть поведан путем откровения избранному народу Палестины в самых ясных выражениях и что он мог бы быть безопасно вверен наследственной священнической расе Аарона» .

Однако положение начало меняться после Вавилонского пленения и утверждения канона (списка Ветхозаветных книг) при Ездре, после последнего ветхозаветного пророка Малахии (около 400 года до Р. Хр.). Тогда «в Иерусалиме мало-помалу образовались две знаменитые секты - саддукеи и фарисеи. Первые из них, состоящие из самых зажиточных и самых выдающихся членов общества, строго придерживались буквального смысла Моисеева закона и из чувства благочестия отвергали бессмертие души как такое учение, которое не имеет поддержки в содержании священных книг, считавшихся ими за единственное основание веры. А фарисеи присовокупляли к авторитету Священного Писания авторитет преданий, и под именем преданий принимали некоторые умозрительные положения, заимствованные от философии или от религии восточных народов… так как фарисеи, благодаря строгости своих нравов, успели привлечь на свою сторону большинство иудейского народа, то бессмертие души сделалось преобладающим убеждением синагоги» . Итак, понятие бессмертия души пришло в ветхозаветную церковь из философии и религии языческих народов, ее окружавших. Но благодаря появлению и деятельности Христа и апостолов, молодая новозаветная христианская церковь отвергла это языческое учение, не имеющее под собой никаких оснований в Ветхом Завете. Однако, по мере распространения проповеди Евангелия в церковь пришло много греков, через которых начинает действовать дьявол, который еще первым людям Адаму и Еве в Едеме пообещал: «…нет, не умрете… но… будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:4-5). С тех пор лжеучение о бессмертии души врагом рода человеческого продолжало насаждаться с невероятным упорством. Понятие бессмертия души было сильно развито в греческой философии, последователи которой хотели научить людей не бояться смерти, которую они называли «роковым ударом, прекращающим нашу жизнь и избавляющим нас от житейских невзгод». «Они пришли к убеждению, что, так как ни одно из свойств материи не может быть применено к деятельности ума, то, стало быть, человеческая душа есть такая же субстанция, которая отлична от тела, чиста, несложна и духовна, что она не может подвергаться разложению и доступна для гораздо более высокой степени добродетели и счастия после того, как она освободится от своей телесной тюрьмы… философы, шедшие по стопам Платона, вывели весьма неосновательное заключение: они стали утверждать не только то, что человеческая душа бессмертна в будущем, но и то, что она существовала вечно, и стали смотреть на нее как на часть того бесконечного и существующего самим собою духа, который наполняет собой и поддерживает вселенную» . Воспитанные на этой философии греки, приняв христианство, привнесли в него понятие о бессмертной душе. И если в первые 100-200 лет это вызывало многие протесты, то к 4 веку по Р. Хр. даннаядоктрина окончательно вошла в церковь. Это также облегчалось тем, что, кроме греков, все народы - от населения Африки до славян - верили в бессмертие души как в один из неотъемлемых элементов язычества. У каждого народа были и свои понятия о царстве мертвых, аде : у египтян - Дуат, у вавилонян - «Страна без возврата», у греков - царство Аида; рае : у хеттов - Куммии, у скандинавов - Валгалла и т. д. В мифах народов мира описываются понятия ада и рая таким образом, что их трудно отличить от христианских. Учение об аде окончательно утвердилось в 533 году по Р. Хр. на церковном соборе в Византии под руководством императора Юстиниана Первого. Позже католическая церковь разрабатывает учение о чистилище, о котором мы уже писали. Можно было бы много писать о языческих корнях догмата о бессмертии души у разных народов, но мы остановимся на русских. К тому же это, думаю, представляет больший интерес, чем, скажем, у англов или франков.

Древняя Русь приняла христианство от Византии, а вместе с ним и положение о бессмертии души, уже утвердившееся в христианской религии. Это понятие не только не вызвало вопросов, но напротив, было принято с радостью как вполне привычное для языческой Руси. Вскоре эта доктрина приобрела черты, присущие русским обычаям. Вот что пишет о русском язычестве крупнейший исследователь славян, археолог академик Рыбаков Б. А. в своей книге «Язычество древних славян»: «Одно из таких погребений наблюдал на Волге у средневековых славян в 922 году арабский дипломат Ибн-Фадлан. Он оставил очень подробное описание этого… ритуала и записал диалог арабского переводчика с одним из русских купцов, выявляющий идеологическое обоснование сожжения покойников… Русский обратился к арабу-переводчику: «Вы, о, арабы, глупы! Воистину вы берете самого любимого для вас человека и из вас самого уважаемого вами и бросаете его в землю, и съедают его прах и гнус и черви… А мы сжигаем его во мгновение ока, так что он входит в рай немедленно и тотчас». Рай русских, обиталище душ умерших… где-то высоко-высоко… Рай (крий, вырий) - это чудесный сад, находящийся где-то в далекой солнечной стране… Оказавшись в раю-вырии, души умерших могут невидимо для людей прилетать оттуда к друзьям и врагам и напоминать о себе» . «Общеизвестны… обряды, связанные с культом предков и поминовением усопших на радуницу. К приему душ предков торжественно готовятся: топят им баню (это отмечено еще источниками 12 века), моют хату, готовят обрядовые кушанья и вспоминают умерших… Душам предков откладывают часть ритуальной еды» . «С другой стороны… представление о душах умерших, которые могут кружиться над близкими людьми, над местом погребения (до сорокового дня после смерти)».

Как видим, поминовение усопших на сороковой день, оставление еды на могилах для их душ, рассказы о встречах с душами умерших близких - все это пришло к нам из язычества и не имеет с Библией ничего общего. Мы также знаем, что при отправлении обряда погребения усопших «на лоб умершего возлагается венчик с изображением Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи с надписью «Святый Боже» в знак того, что умерший как христианин… умер с надеждой… получить венец на небесах… на руки ему полагается крест или какая-нибудь икона…» . Кроме того, в гроб кладется молитва к Богородице. Этот обряд, хотя и считается сугубо христианским, также пришел из язычества, из Египта». Подготовленное таким образом тело тщательно бинтовалось крест-накрест невероятно длинными бинтами из королевского льна. На них, а также на капюшонах и на саванах из керамической нити, размещались магические надписи и амулеты, чтобы не дать телу последовать за душой» . «На лоб покойного клали магические папирусные свитки» .

Учение о бессмертии души открыло широкие двери спиритизму, магии, колдовству, не имеющих, на первый взгляд, никакого отношения к церковным отступлениям. Сколько людей были обмануты бесами, являвшимися к ним под видом их умерших близких! Сколько ложных чудес совершалось и совершается с помощью этого! От учения Христа к спиритизму привело многие церкви отступление от Евангельской истины о душе и смерти. Сегодня нередко пытаются библейскую основу подвести под лжеучение о бессмертии души, ссылаясь на описанный в Библии случай, когда отошедший от Бога царь Саул приходит ночью к колдунье: «И вопросил Саул Господа; но Господь не отвечал ему… тогда Саул сказал слугам своим: сыщите мне женщину волшебницу, и я пойду к ней и спрошу ее. И отвечали ему слуги его: здесь в Аэндоре есть… волшебница» (см. 1 кн. Царств 28 глава). Саул отправился тайно к волшебнице и попросил вывести ему тень Самуила, чтобы спросить его, что же будет с ним, с Саулом. И далее описан спиритический сеанс: явился дух, похожий на Самуила, и предрек смерть Саулу и его сыновьям. Если вырвать этот текст из общего контекста Библии, то действительно, создается впечатление, что душа Самуила явилась к Саулу. Что же Библия говорит об этом, и как понимать приведенный случай? В книге Откровение 21:8 записано, что Бог уничтожит «…чародеев, и идолослужителей… в озере, горящем огнем и серою…». Чародеев, т. е. колдунов, волшебников, магов, которые с Богом ничего общего не имеют и иметь не могут, и которые являются представителями силы сатаны.

«Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его, чтобы… войти в город… А вне - псы и чародеи…» (Откр. 22:14-15).

Кто же явился Саулу под видом Самуила? Ответ вытекает из всего контекста Библии - бес, агент сатаны. То же происходит и на современных спиритических сеансах, когда люди вопреки воле Божьей, так ясно выраженной в Его Слове, добровольно идут на чужую территорию - территорию дьявола, и получают утешение при мысли, что беседуют со своими умершими родственниками или с Богом, Которого на этих сеансах нет и быть не может.

И еще одно место в Библии используют сторонники лжеучения о бессмертии души, ада и рая: притча, записанная в Евангелии от Луки 16:19-31. Прочитайте ее, уважаемые читатели. Мы же поясним, что сам жанр притчи - это аллегория, а не историческое реальное повествование, например, в ней представлен рай и ад таким образом, что люди с обеих сторон могут общаться и обращаются с просьбой не к Богу, а к Аврааму. Также в притче упомянута просьба мучащегося богача к Лазарю, чтобы тот «прохладил язык» ему. По учению ряда конфессий в аду мучаются души, как известно, не имеющие физического тела, следовательно, и языка. Почему Христос рассказал притчу с такой именно ситуацией? Может быть, Он хотел подчеркнуть, что ад и рай существуют, и бессмертные души мучаются в аду? Но гореть и мучиться, как уже было подчеркнуто, бесплотные души не могут. Эту притчу Иисус рассказал, чтобы показать, как это явствует из всего контекста главы, что после смерти человека его участь изменена быть уже не может, и что никакое чудо не заставит человека принять в свою жизнь Спасителя, если у него нет веры.

Археология мертвых городов

Как нам показывают история и археология, на заре человечества народы земли следовали библейскому учению о смерти и душе. И лишь со временем учение о бессмертии души вместе с язычеством восторжествовало среди народов мира. Из огромного количества данных мы приведем по этому вопросу свидетельства о раскопках в Междуречье и в России.

«Скорченные погребения появляются еще в мустьерское время и распространены на протяжении всего каменного и бронзового веков… Скорченность костяков (скелетов. - А.О. ) в древних погребениях давно уже поставлена в связь с позой эмбриона во чреве матери… Думаю, что это правильно… Идея превращения покойника в неродившегося эмбриона связана, очевидно, с представлением о том, что умерший человек может родиться вторично…» .

«Здесь можно угадывать идею сна, спящего (усопшего) человека, временно неподвижного и безжизненного. Но, судя по многочисленным… вещам, сопровождающим покойника (пища, оружие, украшения) проснуться должен сам человек и именно в том обличье, в котором он «уснул» .

«Интересно отметить положение тела. Если в могилах Эль-Обейда умерших укладывали на спину, а в гробницах царского кладбища на бок, в позе спящего с чуть согнутыми в коленях ногами, здесь скелеты были буквально скрючены: голова свешивалась на грудь, ноги подогнуты так, что бедра образовывали с телом прямой угол, в отдельных случаях колени подтянуты прямо к лицу, а пятки касались крестца: перед нами эмбриональное положение, и как вышел человек из чрева матери, так пусть и уходит в тот мир, из которого пришел. Такая поза покойного связана с торжественным ритуалом, продиктованным религией» .

Последствия отступления

Лжеучение о бессмертии души стало причиной:

1. Появления учения об аде и рае, где, соответственно, вечно мучаются или вечно радуются души умерших.

Догмат о рае и аде лишает смысла Второго Пришествия Христа и Последнего Суда, ибо каждый из людей после смерти получает воздаяние и участь его уже определена (ад или рай). Здесь уместно пояснить, что раем в Библии назван Едем, в котором жили Адам и Ева до своего грехопадения, следовательно, рай - это утраченный безгрешный мир, но который Бог возвратит спасенным при Втором Пришествии Христа. Еще раз подчеркнем, что нигде в Библии не говорится о том, что в раю находятся души умерших. Адом в Библии названа могила, а также стесненные тяжкие обстоятельства в жизни людей: «…и смерть и ад отдали мертвых…» (Откр. 20:13).

«…Цепи ада облегли меня…» - говорит Давид при трудных обстоятельствах (2 кн. Царств 22:6). Но нигде не сказано, что ад - это вечное мучение душ умерших грешников.

2. Понятия бессмертия греха в мире и бессмертия грешника.

Вне зависимости от того, как вы живете, вы никогда не умрете, а будете бессмертными, опять же вопреки Слову Божию, которое утверждает, что «возмездие за грех смерть». Это положение словно говорит: ну зачем менять свою жизнь и отказываться от излюбленных грехов, все равно вы не умрете.

3. Спасения за деньги.

На Западе в католической церкви был принят догмат о чистилище, где находятся души тех, кто имеет надежду на рай, но еще к нему не готов, и только претерпев определенное количество мук, может туда попасть. Более быстрому переходу души в рай могут способствовать родственники умершего, пожертвовав определенные деньги. Заплати, и твои умершие близкие сразу очутятся в раю.

4. Основы спиритизма.

Сегодня многие церкви пытаются заявить, что они со спиритизмом не имеют ничего общего, но ведь именно они, приняв положение о бессмертии души, способствовали его процветанию. В результате люди, думая, что на этих сеансах они встретятся с душами близких, встречаются на деле с сатаной и его бесами и с ними общаются. Если бы люди, подвергающие себя такому страшному обману, знали, что душа умирает вместе с телом, они никогда не стали бы подвергать себя подобному риску и приходить на территорию врага Иисуса Христа.

5. Извращения характера Бога.

Давая ложную трактовку понятиям ада и рая, многие церкви порочат характер Бога, представляя его жестоким и кровожадным. Неужели Бог, Который есть любовь, как говорит Библия, допустит, чтобы кто-то даже очень грешный, горел вечно, и притом те, которые будут находиться в раю, будут лицезреть мучения своих близких? Захотите вы попасть в такой рай, из которого сможете наблюдать за вечными мучениями вашей матери или детей? Или даже просто знать, что где-то сейчас ваши близкие невыносимо страдают, и страдания их продлятся без конца? Вряд ли! И стали ли бы вы доверять Богу, готовому мучить людей вечно? По счастью, наш Господь - всемилостивый и человеколюбивый! Но сколько же все-таки продлятся страдания людей в огне, и есть ли тому пример в истории? Да, такой пример есть: гибель городов Содома и Гоморры: «Как Содом и Гоморра и окрестные города… подвергшись казни огня вечного, поставлены в пример…» (Послание апостола Иуды 1:7). «Огонь вечный», который здесь упоминается, что он обозначает? Действительно ли он вечен? Но всем сегодня хорошо известно, что на месте этих городов образовалось Мертвое море, а раскопки, которые пытались проводить археологи под водой с помощью водолазов, помогли найти обугленные кирпичи, сгоревшие дома. Города были уничтожены очень быстро, раз и навсегда. Но горят ли они сегодня вместе с жителями? Нет! Почему же тогда огонь назван вечным? В переводе с еврейского слово «вечный» означает «вечный, то есть, пока идет процесс», иными словами, вечным огнем были уничтожены города, то есть раз и навсегда! Они уничтожены навечно, их никогда не будет, но это не означает, что они и сегодня горят. Как же долго продлится наказание нечестивых, которые, как указывает Библия, будут уничтожены вечным огнем? Очень быстро, и тоже раз и навсегда, их уже никогда не будет, поэтому наказание названо вечным. «Ибо вот, придет день, пылающий как печь; тогда все надменные и поступающие нечестиво будут, как солома, и попалит их грядущий день… так что не оставит у них ни корня, ни ветвей» (Малахия 4:1). Сколько времени нужно гореть соломе, чтобы сгореть полностью? Очень немного. Так же и люди будут быстро уничтожены, подобно сухой соломе. Так говорит Библия, вопреки утверждениям людей.

Вавилонское вино

Среди многочисленных вавилонских вин, которые сегодня сатана предлагает людям, вино марки «бессмертие души» является самым крепким и самым привлекательным, воздействуя на тонкие струны человеческой души. Люди пьют это вино, если:

1. Участвуют в спиритических сеансах.

2. Вступают в контакт с якобы явившимися к ним душами умерших родственников.

3. Молятся за умерших, ставят свечи за упокой их души, поминают в церкви.

4. Признают существование ада, чистилища и рая.

5. Отмечают 9 и 40-й дни как дни определения участи и проводов души умерших.

6. Выполняют языческие ритуалы, хороня близких с иконой и венчиком, в надежде, что это обеспечит им «пропуск» в рай.

(Конец отрывка из книги Опарина)

То, что в Библии говорит в пользу существования личности после смерти тела

Алексей Анатольевич, как и члены группировки т.н. "Свидетелей Иеговы", очень убедителен, однако, мы не можем отмахнуться и от слов в Библии совершенно обратного толка. Начнем с истории вызова духа Самуила опальным царем Саулом:

… И сказал Самуил Саулу: для чего ты тревожишь меня, чтобы я вышел? И отвечал Саул: тяжело мне очень; Филистимляне воюют против меня, а Бог отступил от меня и более не отвечает мне ни чрез пророков, ни во сне; потому я вызвал тебя, чтобы ты научил меня, что мне делать. И сказал Самуил: для чего же ты спрашиваешь меня, когда Господь отступил от тебя и сделался врагом твоим? Господь сделает то, что говорил чрез меня; отнимет Господь царство из рук твоих и отдаст его ближнему твоему, Давиду. (1 Цар. 28:15-17)

Каким же образом царь Саул вызывал мертвую личность Самуила, которая просто-напросто исчезла вместе со смертью тела, и почему Яхве Бог строго-настрого запретил ворожение? Сторонники неумирающей души считают, что это вовсе не Бог устами воскресенного священника Самуила, а демон изрекал пророчества относительно будущего Саула. Крайне сомнительно, чтобы до христианства кто-нибудь трактовал этот фрагмент таким довольно экстравагантным образом.

Блаж. Феодорит (толк. на 1 Цар, вопр. 63) расценивает случай с вызовом духа Самуила как "божье чудо":

"…1 Цар.28:11. Грозный, обличающий вид Самуила подсказал женщине, что пред ней не кто иной, как непримиримый враг пророка - еврейский царь Саул.
…1Цар.28:12-14. Вопреки ожиданиям самой волшебницы, произошло не призрачное, а действительное чудо: Бог облек бесплотную душу Самуила подобием тела, дабы еще раз выразить отступнику свою непременную волю о нем и его доме"
(цит. по "Толковая Библия Лопухина")

Еще более выразительно описываются мытарства грешной души в книге пророка Ионы:

… И повелел Господь большому киту поглотить Иону; и был Иона во чреве этого кита три дня и три ночи. И помолился Иона Господу Богу своему из чрева кита и сказал: к Господу воззвал я в скорби моей, и Он услышал меня; из чрева преисподней я возопил, и Ты услышал голос мой. Ты вверг меня в глубину, в сердце моря, и потоки окружили меня, все воды Твои и волны Твои проходили надо мною. И я сказал: отринут я от очей Твоих, однако я опять увижу святый храм Твой. Объяли меня воды до души моей, бездна заключила меня; морскою травою обвита была голова моя. До основания гор я нисшел, земля своими запорами навек заградила меня; но Ты, Господи Боже мой, изведешь душу мою из ада. (Ионы, 2:1-7)

Книга пророка Ионы была настолько почитаема и популярна в религиозных кругах Израиля, и особенно была авторитетна среди первых христиан (последователей "назорейской ереси"), что легла в основу мифа о воскресении Иисуса Христа и спускании его в царство мертвых для проповеди там Благой Вести, ее упроминает как прототип этой евангельской фабулы автор Евангелия от Матфея :

… как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи (Мф. 12:40)

Псалом Давида, отождествленный христианами с"воскресением Христа", в Деяниях апостолов комментируется так:

… Будучи же пророком и зная, что Бог с клятвою обещал ему от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его, Он прежде сказал о воскресении Христа, что не оставлена душа Его в аде, и плоть Его не видела тления. (Деян. 2:30-31)

Таким образом, Библия дает совершенно противоречивые толкования о состоянии человеческой личности после смерти физического тела, что дает пищу для верующего любой конфессии или направления - как секстанского так и традиционного. Подавляющее количество христиан выбирает "жизнь после смерти". Отношение к смерти изменилось с приходом христианства. В христианстве понимание смысла жизни, смерти и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: "День смерти лучше дня рождения" и новозаветной заповеди Христа "… я имею ключи от ада и рая ". С одной стороны - смерть - это извечное наказание, которое каждый из нас вынужден нести за совершенный некогда грех. Но с другой стороны смерть - это освобождение человека от оков бренного тела, от юдоли земных печалей, выпускающее на свободу его вечную душу. "Станем трепетать не перед смертью, а перед грехом; не смерть родила грех, но грех произвел смерть, смерть же стала исцелением греха " (36, 739).Человек по христианскому вероучению становится бессмертным - путь к бессмертию открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение.

Архиепископ Таврический и Херсонский Иннокентий пишет: «те, кто были при кончине людей праведных, видели, что они не умирают, а как бы засыпают и уходят с миром куда-то от нас. Наоборот, смерть грешников мучительна. У праведников есть вера и надежда, у грешников – страх и отчаянье» . По образному выражению одного из иерархов: "Умирающий человек - заходящее светило, заря которого уже блещет над другим миром ".

После смерти душа выходит из тела, ни на секунду не прерывая своего существования, и продолжает жить той полнотой жизни, которую начинала жить на земле. Но уже без тела. Но со всеми мыслями и чувствами, со всеми добродетелями и пороками, достоинствами и недостатками, которые были свойственны ей на земле. «Жизнь души за гробом есть естественное продолжение и последствие ее жизни на земле », пишет архиепископ Антоний Женевский. "Если человек при жизни был истинным христианином (соблюдал заповеди, посещал Церковь, молился), то душа ощутит присутствие Бога и обретет покой. Если же человек был великим грешником, то душа его будет тосковать по Богу, ее будут мучить желания, к которым привыкла плоть, т.к. удовлетворить их будет нельзя, будет страдать от близости злых духов ".

Душа, выйдя из тела способна рассуждать, воспринимать, осознавать, но она лишена оболочки и поэтому не может совершать поступки, она уже не сможет что-то изменить, приобрести то, чего она не имела, находясь в теле. «За гробом нет покаяния. Душа живет там и развивается в том направлении, которое начала на земле », пишет Антоний Женевский.

Архимандрит Киприан пишет: "Кроме мучений и власти ада, еще нечто смущает нас в смерти: это невыясненность той нашей жизни. С моментом телесной смерти для души перерыва не будет: душа, как жила до последней минуты земной жизни, так и будет продолжать жить до Страшного Суда. (…) В Православии нет смерти, ибо смерть лишь узкая межа между жизнью здесь и смертью в будущем веке, смерть есть лишь временное разлучение души и тела. Нет смерти ни для кого, ибо Христос воскрес для всех. Там вечность, вечный покой и вечная память у Бога и в Боге ".

Согласно католическому вероучению души некоторых грешников по пути на небо попадают в Чистилище, поскольку не получили при жизни отпущения наказания за грехи (не выполнили епитимью). Срок пребывания в чистилище может быть сокращен молитвами близких, а также добрыми делами, совершенными в память об умершем. Представления о чистилище начали складываться с I веке н. э, а учение о чистилище было подробно разработано в трудах Фомы Аквинского. Догмат о чистилище принят на Флорентийском соборе в 1439 и подтвержден в 1562 Тридентским собором.

Вы сами то читаете, что пишите? Душа "бессмертна", но можно ее погубить согласно Мат. 10:28 - это как? Числа 23:10 или Судей 16:30 где говориться о смерти души? Надеюсь, Вы найдете вразумительный ответ и осмелитесь ответить хотя бы по почте.

Отвечает священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыря:

Словом душа в славянской и русской Синодальной Библии переведено еврейское нефеш (в греческой Библии –психе ; в Вульгате – анима ). Все эти слова этимологически близки, поскольку связывают жизнь человека с образом дыхания. Слово «душа» в Священном Писании употребляется в нескольких значениях: 1. Как духовное начало, богоподобная сущность. В этом значении понятие это синонимично понятию дух (евр. руах ): «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7). В том же значении, в каком понятие дух употребляется в процитированном стихе, понятие душа , используется в 48-м псалме: «Но Бог избавит душу мою от власти преисподней, когда примет меня» (Пс.48:16). Душа неразрушима и бессмертна: «Ты не оставишь души моей в аде и не дашь святому Твоему увидеть тление, Ты укажешь мне путь жизни: полнота радостей пред лицем Твоим, блаженство в деснице Твоей вовек» (Пс.15:10-11). В этом же значении говорит Господь Иисус Христос: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф.10:28). Люди могут убить тело, но не могут, если бы даже захотели, умерщвлять душу, лишить ее жизни. Господь же может ее погубить в геенне , т.е. поместить в место вечных мук. Когда в новозаветных священных книгах говорится об избавлении души от смерти, то имеется ввиду не физическая смерть, не уничтожение души, а потеря вечной жизни, томление в аде. Только жизнь с Богом может быть названа жизнью в точном значении этого слова. «И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая» (Откр.20:14). 2. Слово душа в Библии нередко означает орган чувств. В этом значении оно тождественно понятию сердце . Поэтому говорится, что душа любит (Песн.3:1-2), страдает (Быт.42:21), проявляет желания (Мих.7:1), томится (Пс.83:3), веселится (Пс.85:4), утешается: «При умножении скорбей моих в сердце моем, утешения Твои услаждают душу мою» (Пс.93:19). 3. Часто священные писатели словом душа называют живого человека, т.е. человека в целом: «Всех душ, пришедших с Иаковом в Египет, которые произошли из чресл его, кроме жен сынов Иаковлевых, всего шестьдесят шесть душ» (Быт.46:26); «Да умрет душа моя смертью праведников, и да будет кончина моя, как их!» (Числ.23:10). Поэтому говорится, что душа жаждет, голодает, насыщается пищей: «Не спускают вору, если он крадет, чтобы насытить душу свою, когда он голоден» (Притч.6:30); «И как голодному снится, будто он ест, но пробуждается, и душа его тоща; и как жаждущему снится, будто он пьет, но пробуждается, и вот он томится, и душа его жаждет» (Ис.29:8). В этом смысле 3-м смысле и говорится о смерти души (человека): «Проклят, кто берет подкуп, чтоб убить душу [и пролить] кровь невинную!» (Вт.27:25), истребить ее: «истребится душа та из народа своего» (Лев.7:20). В книге Судей то же говориться о смерти человека: «И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами! И уперся [всею] силою, и обрушился дом на владельцев и на весь народ, бывший в нем. И было умерших, которых умертвил [Самсон] при смерти своей, более, нежели сколько умертвил он в жизни своей» (16:30).

Приведенные нами значения слова душа является общепринятой точкой зрения библейской науки. Можно открыть любую специальную энциклопедию или словарь. Письмо, на которое мы отвечаем, ценно тем, что оно ярко иллюстрирует опасность буквализма при чтении Священного Писания. Читающий Библию должен обращать внимание не только на отдельные стихи, но и на контекст. Это важнейшее правило экзегетики. Иначе легко можно ошибиться.

Мы употребляем это слово в различных значениях, например, "чего душа пожелает", или "душа болит" и пр. Многие христиане верят, что в момент смерти душа возносится на небо. Однако Библия свидетельствует о другом. Что же такое человеческая душа и какова ее участь?

Греческие мыслители провозглашали, что тело имеет материальную природу, а душа - нематериальную. Они верили, что эти два элемента соединяются только на период земной жизни человека, и хотя в момент смерти физическое существование прекращается, душа никогда не умирает.

Однако, согласно Священному Писанию, душа - не составная часть человека, а человек вообще. "Человек" и "душа" - это два отдельных слова для обозначения одного и того же понятия. В Библии слово "душа" впервые встречается в книге Бытие, где оно используется для определения первого человеческого существа: "И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице Его дыхание жизни, и стал человек душею живою". Быт. 2:7. Некоторые считают, что словом "душа" назван только человек. Однако выражение "душа живая" используется также для обозначения животных: "И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую... да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их". Быт. 1:20-21,24. А поскольку люди и животные имеют одно "дыхание", то "участь сынов человеческих и участь животных - одна; как те умирают, так умирают и эти". Еккл. 3:19. В Библии говорится, что "душа согрешающая, она умрет..." Иез.18:20.

Согласно Бытие 7:23, потоп уничтожил "всякое существо": "от человека до скота, и гадов, и птиц небесных". Итак, душа - живой организм, оживотворенный Божественным дыханием. Когда дыхание жизни возвращается к Богу в момент смерти, душа умирает.

Итак, в Библии слово "душа" означает не часть человеческой природы, и тем более не ее бессмертную часть, а человек в целом. С наступлением смерти существование каждого человека (души) прекращается. Последние научные открытия также подтверждают, что тело и разум настолько неимоверно сложно и тесно связаны между собой, что нельзя даже представить себе, как выглядело бы существование человека вне тела.

Согласно Божьему замыслу, люди должны были быть бессмертными. Однако это не означает, что мы обладаем врожденным бессмертием. Библия учит, что душа может умереть; когда жизнь человека близится к концу, он умирает. Смерть - это следствие греха: "Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили" (Римл. 5:12). Мы смертны, однако сердце каждого подсказывает, что когда-то было по-другому и со временем все изменится. Священное Писание утверждает: "Дар Божий - жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем!" (Римл. 6:23). Она начинается с момента воскресения мертвых во время Второго Пришествия Христа (1 Фес. 4:14-17). Наше существование обретет особенный смысл, достигнет своей полноты только в вечности.

Человек - "душа живая", во многом ограничена, смертна и зависима от Бога, Который дает жизнь. Однако она и исключительна. Будучи живыми существами, мы имеем возможность неограниченного существования. Слово "душа" говорит об огромной ценности каждой человеческой жизни. Библия дает понять, что Христос умер бы на Голгофском кресте даже ради одной души (см. Иоан. 3:16). Посему говорить о душе - значит говорить о конкретном человеке, сыне или дочери Бога, гражданине Неба, кандидат в Вечное Царство.

Быт 1:30 ...и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая,..
Быт 12:13 ...и дабы жива была душа моя чрез тебя...
Быт 17:14 ...истребится душа та из народа своего,..
Быт 27:4 ...чтобы благословила тебя душа моя, прежде нежели я умру...
Быт 27:19 ...чтобы благословила меня душа твоя...
Быт 27:25 ...чтобы благословила тебя душа моя...
Быт 27:31 ...чтобы благословила меня душа твоя...
Быт 32:30 ...и сохранилась душа моя...
Быт 34:3 ...И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова,..
Быт 35:18 ...И когда выходила из нее душа , ибо она умирала,..
Быт 44:30 ...и не будет с нами отрока, с душею которого связана душа его,..
Быт 49:6 ...в совет их да не внидет душа моя,..
Исх 12:15 ...душа та истреблена будет из среды Израиля...
Исх 12:19 ...душа та истреблена будет из общества [сынов] Израилевых,..
Исх 15:9 ...насытится ими душа моя, обнажу меч мой, истребит их рука моя...
Исх 31:14 ...та душа должна быть истреблена из среды народа своего;..
Лев 2:1 ...Если какая душа хочет принести Господу жертву приношения хлебного,..
Лев 4:2 ...если какая душа согрешит по ошибке...
Лев 7:20 ...если же какая душа , имея на себе нечистоту,..
Лев 7:20 ...то истребится душа та из народа своего;..
Лев 7:21 ...и если какая душа , прикоснувшись к чему-нибудь нечистому,..
Лев 7:21 ...то истребится душа та из народа своего...
Лев 7:25 ...истребится душа та из народа своего;..
Лев 7:27 ...истребится душа та из народа своего...
Лев 17:11 ...потому что душа тела в крови,..
Лев 17:12 ...ни одна душа из вас не должна есть крови,..
Лев 17:14 ...ибо душа всякого тела есть кровь его, она душа его;..
Лев 17:14 ...потому что душа всякого тела есть кровь его:..
Лев 19:8 ...и истребится душа та из народа своего...
Лев 20:6 ...И если какая душа ...
Лев 22:3 ...то истребится душа та от лица Моего...
Лев 23:29 ...а всякая душа , которая не смирит себя в этот день,..
Лев 23:30 ...и если какая душа будет делать какое-нибудь дело в день сей,..
Лев 26:11 ...и душа Моя не возгнушается вами;..
Лев 26:15 ...и если душа ваша возгнушается Моими законами,..
Лев 26:16 ...от которых истомятся глаза и измучится душа ,..
Лев 26:30 ...и возгнушается душа Моя вами;..
Лев 26:43 ...и душа их гнушалась постановлениями Моими,..
Чис 5:6 ...и виновна будет душа та,..
Чис 9:13 ...истребится душа та из народа своего,..
Чис 11:6 ...а ныне душа наша изнывает;..
Чис 15:30 ...истребится душа та из народа своего,..
Чис 15:31 ...истребится душа та;..
Чис 23:10 ...Да умрет душа моя смертью праведников,..
Втор 12:15 ...Впрочем, когда только пожелает душа твоя,..
Втор 12:20 ...потому что душа твоя пожелает есть мяса, –..
Втор 12:23 ...потому что кровь есть душа :..
Втор 13:6 ...или друг твой, который для тебя, как душа твоя,..
Втор 14:26 ...и покупай на серебро сие всего, чего пожелает душа твоя,..
Втор 14:26 ...и всего, чего потребует от тебя душа твоя;..
Втор 23:24 ...можешь есть ягоды досыта, сколько хочет душа твоя,..
Втор 24:15 ...ибо он беден, и ждет ее душа его;..
Нав 2:14 ...душа наша вместо вас да будет предана смерти,..
Суд 5:21 ...Попирай, душа моя, силу!..
Суд 10:16 ...И не потерпела душа Его страдания Израилева...
Суд 16:30 ...И сказал Самсон: умри, душа моя, с Филистимлянами!..
1Цар 1:26 ...да живет душа твоя, господин мой!..
1Цар 2:16 ...и потом возьми себе, сколько пожелает душа твоя,..
1Цар 17:55 ...Авенир сказал: да живет душа твоя, царь;..
1Цар 18:1 ...душа Ионафана прилепилась к душе его,..
1Цар 20:3 ...но жив Господь и жива душа твоя!..
1Цар 20:4 ...чего желает душа твоя, я сделаю для тебя...
1Цар 25:26 ...И ныне, господин мой, жив Господь и жива душа твоя,..
1Цар 25:29 ...то душа господина моего...
1Цар 26:21 ...потому что душа моя была дорога ныне в глазах твоих;..
2Цар 1:9 ...ибо тоска смертная объяла меня, душа моя все еще во мне...
2Цар 3:21 ...и будешь царствовать над всеми, как желает душа твоя...
2Цар 14:19 ...и сказала: да живет душа твоя, господин мой царь;..
3Цар 11:37 ...и ты будешь владычествовать над всем, чего пожелает душа твоя,..
3Цар 17:21 ...да возвратится душа отрока сего в него!..
3Цар 17:22 ...и возвратилась душа отрока сего в него, и он ожил...
3Цар 20:39 ...если его не станет, то твоя душа будет за его душу,..
3Цар 20:42 ...душа твоя будет вместо его души, народ твой вместо его народа...
4Цар 1:13 ...да не будет презрена душа моя и душа рабов твоих –..
4Цар 1:14 ...но теперь да не будет презрена душа моя пред очами твоими!..
4Цар 2:2 ...Но Елисей сказал: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 2:4 ...И сказал он: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 2:6 ...И сказал он: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 4:27 ...душа у нее огорчена,..
4Цар 4:30 ...И сказала мать ребенка: жив Господь и жива душа твоя!..
4Цар 10:24 ...и сказал: душа того, у которого спасется кто-либо из людей,..
Иов 6:7 ...До чего не хотела коснуться душа моя,..
Иов 7:15 ...и душа моя желает лучше прекращения дыхания,..
Иов 12:10 ...В Его руке душа всего живущего и дух всякой человеческой плоти...
Иов 14:22 ...но плоть его на нем болит, и душа его в нем страдает...
Иов 16:4 ...если бы душа ваша была на месте души моей;..
Иов 23:13 ...Он делает, чего хочет душа Его...
Иов 24:12 ...В городе люди стонут, и душа убиваемых вопит,..
Иов 30:16 ...И ныне изливается душа моя во мне:..
Иов 30:25 ...не скорбела ли душа моя о бедных?..
Иов 33:20 ...и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи...
Иов 33:22 ...И душа его приближается к могиле и жизнь его – к смерти...
Иов 36:14 ...поэтому душа их умирает в молодости...
Пс 6:4 ...и душа моя сильно потрясена;..
Пс 10:5 ...а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его...
Пс 24:13 ...Душа его пребудет во благе,..
Пс 29:13 ...да славит Тебя душа моя и да не умолкает...
Пс 30:10 ...иссохло от горести око мое, душа моя и утроба моя...
Пс 32:20 ...Душа наша уповает на Господа:..
Пс 33:3 ...Господом будет хвалиться душа моя;..
Пс 34:9 ...А моя душа будет радоваться о Господе,..
Пс 41:2 ...так желает душа моя к Тебе, Боже!..
Пс 41:3 ...Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому:..
Пс 41:6 ...Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?..
Пс 41:7 ...Унывает во мне душа моя;..
Пс 41:12 ...Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?..
Пс 42:5 ...Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься?..
Пс 43:26 ...ибо душа наша унижена до праха,..
Пс 56:2 ...ибо на Тебя уповает душа моя,..
Пс 56:5 ...Душа моя среди львов;..
Пс 56:7 ...душа моя поникла;..
Пс 61:2 ...Только в Боге успокаивается душа моя: от Него спасение мое...
Пс 61:6 ...Только в Боге успокаивайся, душа моя!..
Пс 62:2 ...Тебя жаждет душа моя,..
Пс 62:6 ...Как туком и елеем насыщается душа моя,..
Пс 62:9 ...к Тебе прилепилась душа моя;..
Пс 70:23 ...и душа моя, которую Ты избавил;..
Пс 76:3 ...душа моя отказывается от утешения...
Пс 83:3 ...Истомилась душа моя, желая во дворы Господни;..
Пс 87:4 ...ибо душа моя насытилась бедствиями,..
Пс 93:17 ...вскоре вселилась бы душа моя в страну молчания...
Пс 102:1 ...Благослови, душа моя, Господа,..
Пс 102:2 ...Благослови, душа моя, Господа...
Пс 102:22 ...Благослови, душа моя, Господа!..
Пс 103:1 ...Благослови, душа моя, Господа!..
Пс 103:35 ...Благослови, душа моя, Господа!..
Пс 104:18 ...в железо вошла душа его,..
Пс 106:5 ...терпели голод и жажду, душа их истаевала в них...
Пс 106:18 ...от всякой пищи отвращалась душа их,..
Пс 106:26 ...душа их истаевает в бедствии;..
Пс 114:7 ...Возвратись, душа моя, в покой твой,..
Пс 118:20 ...Истомилась душа моя желанием судов Твоих во всякое время...
Пс 118:25 ...Душа моя повержена в прах;..
Пс 118:28 ...Душа моя истаевает от скорби:..
Пс 118:81 ...Истаевает душа моя о спасении Твоем;..
Пс 118:109 ...Душа моя непрестанно в руке моей,..
Пс 118:129 ...потому хранит их душа моя...
Пс 118:167 ...Душа моя хранит откровения Твои,..
Пс 118:175 ...Да живет душа моя и славит Тебя,..
Пс 119:6 ...Долго жила душа моя с ненавидящими мир...
Пс 122:4 ...довольно насыщена душа наша поношением от надменных...
Пс 123:7 ...Душа наша избавилась, как птица, из сети ловящих:..
Пс 129:5 ...надеется душа моя;..
Пс 129:6 ...Душа моя ожидает Господа...
Пс 130:2 ...душа моя была во мне, как дитя, отнятое от груди...
Пс 138:14 ...Дивны дела Твои, и душа моя вполне сознает это...
Пс 142:6 ...душа моя – к Тебе, как жаждущая земля...
Пс 145:1 ...Хвали, душа моя, Господа...
Притч 11:25 ...Благотворительная душа будет насыщена,..
Притч 13:2 ...душа же законопреступников – зло...
Притч 13:4 ...Душа ленивого желает, но тщетно;..
Притч 13:4 ...а душа прилежных насытится...
Притч 19:15 ...и нерадивая душа будет терпеть голод...
Притч 21:10 ...Душа нечестивого желает зла:..
Притч 27:7 ...Сытая душа попирает и сот,..
Еккл 6:3 ...но душа его не наслаждалась бы добром...
Еккл 6:7 ...а душа его не насыщается...
Еккл 7:28 ...Чего еще искала душа моя, и я не нашел? –..
Песн 1:6 ...Скажи мне, ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?..
Песн 3:1 ...На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя,..
Песн 3:2 ...и буду искать того, которого любит душа моя;..
Песн 3:3 ...не видали ли вы того, которого любит душа моя?..
Песн 3:4 ...как нашла того, которого любит душа моя,..
Песн 6:12 ...Не знаю, как душа моя влекла меня...
Ис 1:14 ...Новомесячия ваши и праздники ваши ненавидит душа Моя:..
Ис 15:4 ...душа его возмущена в нем...
Ис 26:8 ...к имени Твоему и к воспоминанию о Тебе стремилась душа наша...
Ис 29:8 ...но пробуждается, и душа его тоща;..
Ис 29:8 ...и душа его жаждет:..
Ис 42:1 ...избранный Мой, к которому благоволит душа Моя...
Ис 53:10 ...когда же душа Его принесет жертву умилостивления,..
Ис 55:2 ...и душа ваша да насладится туком...
Ис 55:3 ...послушайте, и жива будет душа ваша, –..
Ис 61:10 ...возвеселится душа моя о Боге моем:..
Ис 66:3 ...и душа их находит удовольствие в мерзостях их, –..
Иер 4:19 ...ибо ты слышишь, душа моя, звук трубы, тревогу брани...
Иер 4:31 ...о, горе мне! душа моя изнывает пред убийцами...
Иер 5:9 ...и не отмстит ли душа
Иер 5:29 ...и не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?..
Иер 6:8 ...чтобы душа Моя не удалилась от тебя,..
Иер 9:9 ...не отмстит ли душа Моя такому народу, как этот?..
Иер 13:17 ...то душа моя в сокровенных местах будет оплакивать гордость вашу,..
Иер 15:1 ...душа Моя не приклонится к народу сему;..
Иер 21:9 ...тот будет жив, и душа его будет ему вместо добычи;..
Иер 22:27 ...а в землю, куда душа их будет желать возвратиться,..
Иер 31:12 ...и душа их будет как напоенный водою сад,..
Иер 38:2 ...и душа его будет ему вместо добычи,..
Иер 38:17 ...то жива будет душа твоя, и этот город не будет сожжен огнем,..
Иер 38:20 ...и жива будет душа твоя...
Иер 39:18 ...и душа твоя останется у тебя вместо добычи,..
Иер 50:19 ...и душа его насытится на горе Ефремовой и в Галааде...
Плач 3:20 ...Твердо помнит это душа моя и падает во мне...
Плач 3:24 ...Господь часть моя, говорит душа моя,..
Иез 4:14 ...душа моя никогда не осквернялась,..
Иез 18:4 ...как душа отца, так и душа сына – Мои:..
Иез 18:4 ...душа согрешающая, та умрет...
Иез 18:20 ...Душа согрешающая, она умрет;..
Иез 23:17 ...и отвратилась от них душа ее...
Иез 23:18 ...тогда и от нее отвратилась душа Моя,..
Иез 23:18 ...как отвратилась душа Моя от сестры ее...
Иез 23:22 ...от которых отвратилась душа твоя,..
Иез 23:28 ...в руки тех, от которых отвратилась душа твоя...
Ос 4:8 ...и к беззаконию его стремится душа их...
Иона 2:8 ...Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе,..
Мих 7:1 ...ни спелого плода, которого желает душа моя...
Авв 2:4 ...Вот, душа надменная не успокоится,..
Зах 11:8 ...и отвратится душа Моя от них,..
Зах 11:8 ...как и их душа отвращается от Меня...

Мф 6:25 ...Душа не больше ли пищи, и тело одежды?..
Мф 12:18 ...Возлюбленный Мой, Которому благоволит душа Моя...
Мф 26:38 ...душа Моя скорбит смертельно;..
Мк 14:34 ...И сказал им: душа Моя скорбит смертельно;..
Лк 1:46 ...И сказала Мария: величит душа Моя Господа,..
Лк 12:19 ...душа ! много добра лежит у тебя на многие годы:..
Лк 12:23 ...душа больше пищи,..
Ин 12:27 ...Душа Моя теперь возмутилась;..
Деян 2:31 ...что не оставлена душа Его в аде,..
Деян 3:23 ...и будет, что всякая душа ,..
Деян 4:32 ...У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа ;..
Деян 20:10 ...не тревожьтесь, ибо душа его в нем...
Деян 27:22 ...потому что ни одна душа из вас не погибнет, а только корабль...
3Ин 1:2 ...как преуспевает душа твоя...
Рим 13:1 ...Всякая душа да будет покорна высшим властям,..
1Фес 5:23 ...и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока...
Евр 10:38 ...а если кто поколеблется, не благоволит к тому душа Моя...

Вар 2:18 ...который ходит поникши и уныло, и глаза потусклые и душа алчущая...
Вар 3:1 ...стесненная душа и унылый дух взывает к Тебе:..
3Езд 3:29 ...видит душа моя многих грешников, – и изныло сердце мое,..
3Езд 5:14 ...и душа моя изнемогла, как будто исчезала...
3Езд 5:22 ...но душа моя прияла дух разумения,..
3Езд 6:37 ...ибо дух мой воспламенялся сильно, и душа моя томилась...
3Езд 8:4 ...Я отвечал и сказал: душа ! пожри смысл и поглоти мудрость...
3Езд 10:36 ...Чувство ли мое обманывает меня, или душа моя грезит во сне?..
Иудф 7:27 ...хотя мы будем рабами их, зато жива будет душа наша,..
Иудф 10:13 ...и ни одна живая душа ...
Иудф 12:4 ...Иудифь отвечала ему: да живет душа твоя, господин мой;..
Иудф 12:16 ...Подвиглось сердце Олоферна к ней, и душа его взволновалась:..
Иудф 14:19 ...то разорвали одежды свои, и душа их сильно смутилась,..
Прем 4:14 ...ибо душа его была угодна Господу,..
Сир 6:2 ...чтобы душа твоя не была растерзана, как вол:..
Сир 6:4 ...Душа лукавая погубит своего обладателя...
Сир 7:23 ...Разумного раба да любит душа твоя,..
Сир 9:11 ...чтобы не склонилась к ней душа твоя,..
Сир 14:2 ...Блажен, кого не зазирает душа его и кто не потерял надежды своей...
Сир 16:17 ...ибо что душа моя в неизмеримом создании?..
Сир 16:31 ...Душа всего живущего покрыла лице ее,..
Сир 19:3 ...гниль и черви наследуют его, и дерзкая душа истребится...
Сир 23:21 ...душа горячая, как пылающий огонь, не угаснет, пока не истощится;..
Сир 25:3 ...И три рода людей возненавидела душа моя,..
Сир 31:22 ...встал рано, и душа его с ним;..
Сир 34:15 ...Блаженна душа боящегося Господа!..
Сир 37:18 ...душа человека иногда более скажет, нежели семь наблюдателей,..
Сир 37:31 ...и не всякая душа ко всему расположена...
Сир 47:17 ...Душа твоя покрыла землю, и ты наполнил ее загадочными притчами;..
Сир 50:27 ...Двумя народами гнушается душа моя, а третий не есть народ:..
Сир 51:8 ...Душа моя близка была к смерти,..
Сир 51:25 ...Душа моя подвизалась ради нее, и в делах моих я был точен;..
Сир 51:34 ...и пусть душа ваша принимает учение;..
Сир 51:37 ...Да радуется душа ваша о милости Его, и не стыдитесь хвалить Его;..
Тов 6:18 ...и душа его крепко прилепилась к ней...
Тов 13:7 ...Превозношу я Бога моего, и душа моя – Небесного Царя,..
Тов 13:15 ...Да благословляет душа моя Бога, Царя великого,..
Тов 14:11 ...Когда он это сказал, душа его оставила его на ложе;

Душа
В Библии слово «душа» имеет различные значения. По мере развития библейского религиозно-философского мышления оно приобретало новый смысл.

I. В ВЗ душа обозначается древнееврейским словом нефеш – «дышащая», «воздыхающая»; в Синодальном переводе это слово (так же как и руах – дух) иногда передается как «дыхание» (сравните Иер 15:9 ; Иов 41:13 ). Под словом нефеш первоначально подразумевалась сущность человека, поддерживающая в теле жизненный процесс:
1) Из этого следует, что под душой в древнейшие времена понималось то начало, которое сообщает телу жизнь, постоянно поддерживает ее в нем;
2) а) В дальнейшем это слово применяется уже для обозначения самого живого существа (сравните → ) – как человека, так и животного (сравните Быт 1:20 ; Быт 2:7,19 ; Быт 9:10 ; Лев 17:11 ), – причем чаще всего оно встречается вместе со словом «живая». Таким образом, слово «душа» стало обозначать человека как такового, человека в целом (Быт 42:21 ; Быт 46:15 ; Чис 5:6 ; Иез 13:18 и следующие; смотрите также Быт 27:4,19,25,31 ; Чис 11:6 ; Ис 42:1 ; Плач 3:24 ). Выражение «душа моя» может выступать в значении «я» (Пс 41:2 ), что особенно ясно видно в тех случаях, когда человек молится о своем спасении (Пс 6:4 ; Пс 21:21 ). Слово «душа» может также иметь значение и «кто-то» (Быт 5:1,4 ; в Синодальном переводе – «если кто...»). Следовательно, и о мертвом человеке можно сказать как об умершей душе (Лев 19:28 ; Лев 21:11 ; Лев 22:4 ; Чис 6:6 ; Чис 9:6 ; в Синодальном переводе – «умерший», «мертвый»); б) выражения «душу мою», «душу его» и т.д. нередко имеют значение «себя», поскольку в древнееврейском языке возвратное местоимение отсутствует; в) если считать, что душа означает не только сущность, поддерживающую в человеке жизнь, но и человека в целом (→ ), то станет понятным смысл таких выражений, как «укреплять душу» (Пс 18:8 ; Пс 22:3 ), «хранить души» (Пс 96:10 ) или «сохранить душу» (Пс 120:7 ). В последнем случае очевидно тождество понятий «душа» и «человек в целом», которое показано с помощью обычного в библейском языке «параллелизма» – повторения одной и той же мысли в двух разных выражениях. «Человек в целом» подразумевается и тогда, когда говорится о том, что душа жаждет, алчет, насыщается (Пс 106:9 ; сравните с Пс 41:3 ; Притч 10:3 ; Притч 25:25 ), голодает, утомляется, скорбит (Притч 27:7 ; Иер 31:25 ) или подкрепляется (Плач 1:11,19 ), постится (Пс 68:11 ), отвращается (Чис 21:5 ; Иов 10:1 ) или оскверняется вкушением запрещенной пищи (Иез 4:14 ). Очевидно, что при этом подразумевается и весь человек, поэтому выражение «душой и телом» указывает не на разделение этих двух элементов, а на их целостность (сравните Пс 72:26 ; Пс 83:3 ; Откр 18:13 ). Даже после смерти о человеке говорится как о едином целом (Иов 3:17-19 ; Иов 10:21 и следующие; сравните 1Цар 28:11 и следующие о Самуиле);
3) Целостность личности предполагает тождество души и силы, формирующей жизненный процесс, то есть саму жизнь (сравните 3Цар 19:4 ). Эта жизнь находится в руках Божьих (Иов 12:10 ; Иез 18:4 ). Он может взять душа=жизнь, поэтому в случае угрозы для жизни люди опасаются за свою душу (Нав 9:24 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; сравните Иез 32:10 ). Спасти душу означает вывести из опасности свою жизнь (Быт 19:17 ); уловить душу иногда означает убить кого-либо (Пс 55:7 ). Таким образом, утрата души – это не что иное, как смерть человека: душа умирает (Чис 23:10 ; Суд 16:30 ), ее истребляют (Быт 17:14 ), обрекают на смерть (Суд 5:18 ). Известно, что Соломон не просил себе душ врагов своих (3Цар 3:11 ). Человек порой не дорожит своей душой (Суд 9:17 ; в Синодальном переводе – «не дорожить жизнью»), но душа может быть и избавлена, спасена (Пс 6:5 ; Пс 33:23 ; Пс 114:4 ). Поэтому возвращение души означает продолжение человеческой жизни или ее возрождение (сравните 3Цар 17:21 – «душа отрока»); об угрозе для жизни может свидетельствовать и выражение «воды дошли до души моей " (Пс 68:2 ). Здесь, как и в предыдущих случаях, имеется в виду человек в целом. Об исходе души из тела в ВЗ говорится по-разному: например, в Иер 15:9 сказано, что умирающий «испускает дыхание» (в соответствии с тем, что душу связывали с процессом дыхания; сравните Быт 35:18 ), а в Пс 140:8 ; Ис 53:12 говорится, что душа «вытряхивается», т.е. исторгается силой (в Синодальном переводе это передано другими словами). Носителем «животной», т.е. «жизненной», души (нефеш ) считалась кровь (Быт 9:4 и следующие; Лев 17:11 ). Кровь даже приравнивается к душе (Втор 12:23 ), поэтому кровопролитие и употребление крови в пищу запрещены человеку; сравните «голос крови» (Быт 4:10 ). Другое библейское название души – нешама , т.е. «дающая дыхание». Согласно этому понятию, при сотворении человека душа была «вдунута» в него Богом (Быт 2:7 , в Синодальном переводе – «дыхание жизни»); душа является «светильником Господним» в человеке, она испытывает «все глубины его сердца» (Притч 20:27 , в Синодальном переводе – «дух»). Душа также именуется «дыханием Вседержителя» (Иов 33:4 ). Именно нешама , согласно древней иудейской традиции, является бессмертной и независимой от тела сущностью, в то время как нефеш связан с телом и подвержен смерти;
4) Душа человека трактуется и как орган чувств, при этом слово «душа» может быть заменено словом «сердце», которое будет иметь то же значение. Душа страдает (Быт 42:21 ), томится и радуется (Пс 83:3 ; Пс 85:4 ), мучается (Ис 53:11 ), любит (Быт 34:3 ; Песн 3:1-4 ), она нуждается в утешении и получает его (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ), душа проявляет желания (Втор 12:20 и следующие; Мих 7:1 ), подвергается терзаниям и унынию (Иов 19:2 ; Пс 41:6 ), таит злые чувства или выражает их (Притч 13:2 ). Душа порой скорбит (Пс 118:81 ; в Синодальном переводе – «истаевает от скорби»), изливается (в слезах) (Иов 30:16 ), душа изливают пред Господом (1Цар 1:15 ). Иногда душа мыслит («говорит», 1Цар 20:4 ; в Синодальном переводе – «желает»), сознает (Пс 138:14 ) и волеизъявляет (Быт 23:8 ; в Синодальном переводе – «вы»);
5) Если душа обозначает данную Богом жизнь (Ис 57:16 , еврейское нешамот ; в Синодальном переводе – «дух и всякое дыхание»; Иер 38:16 ) и если она является результатом Божьего творения, значит ее существование неразрывно связано с Богом. Душа может оставаться здоровой и благополучной только в том случае, если она стремится к Богу, живет пред Ним (Быт 32:30 ; Пс 18:8 ; Пс 93:19 ); тогда и Бог защищает ее (Ис 38:17 ). Без Него душа тоскует, жаждет и алчет общения с Ним (Пс 41:3 ; Пс 62:2 ), томится по Нему (Пс 83:3 ), теряет покой (Плач 3:17 ), с Богом же она радуется (Ис 61:10 ) и утешается (Пс 76:3 ; Пс 93:19 ). Поэтому человеку надлежит полностью посвятить свою душу служению Богу, он должен всей душой искать Бога (Втор 4:29 ) и любить Его (Втор 6:5 ; Втор 10:12 ). Душа призвана благословлять, т.е. восхвалять, Господа (Пс 102:1,22 ; Пс 103:1,35 ), а человеку следует чутко внимать своей душе (Нав 23:11 ). Независимо от того, воспринимается ли слово «душа» в значении телесной или духовной жизни пред Богом, оно всегда подразумевает не какую-либо одну сторону человеческого существования, а всего человека в его жизни пред Господом.

II. В НЗ:
1) а) Здесь встречаются все известные в ВЗ понятия души [греческое псюхе ]. Душа является силой, поддерживающей жизнь (Деян 20:10 ; Откр 8:9 ) и означает саму жизнь (Мф 2:20 ; Мф 20:28 ; Ин 10:11,17 ; в Синодальном переводе – «жизнь»; Деян 15:26 ; Рим 11:3 ), которую Бог дает человеку и возвращает к Себе (Лк 12:20 ). Человек может любить свою душу (Откр 12:11 ) или ненавидеть ее (Ин 12:25 ), заботиться или не заботиться о ней, дорожить ею (Мф 6:25 ; Лк 12:22 ; Деян 20:24 ). В НЗ, как и в ВЗ, душа олицетворяет человеческую личность (Деян 2:41 : «душ около трех тысяч»; 1Пет 3:20 ; сравните Мк 3:4 ; 1Кор 15:45 : «душа живущая»); слово душа также употребляется в смысле «кто-то» или «всякий» (Деян 2:43 ; Рим 13:1 ); б) в НЗ, как и в ВЗ, душа воспринимает и чувствует: она скорбит и возмущается (Мф 26:38 ; Ин 12:27 ), бывает охвачена страхом и стеснением (Деян 2:43 ; Рим 2:9 ), раздражается (Деян 14:2 ; в Синодальном переводе – «сердца»), колеблется (Деян 15:24 ) и мучается (2Пет 2:8 ); душа может также и лелеять желания (сравните Лк 12:19 ; Откр 18:14 ). В НЗ, как и в ВЗ (Ис 1:14 ; Ис 42:1 ), говорится о душе Божьей (Мф 12:18 ; Евр 10:38 ); в) однако здесь в еще большей мере от человека требуется, чтобы он, как создание Творца, полностью руководствовался волей Божьей и возлюбил Его «всею душою» (Мф 22:37 ). Душа в НЗ также имеет двойное значение, подразумевая человека в его бренном существовании и в его подвластной воле Бога будущей жизни, над которой не властна смерть (сравните → , II). В этом смысле душа – это самое ценное, чем располагает человек (Мф 16:26 ). Душа, а значит, и человек в целом должна жить в согласии и в послушании своему Творцу и Господу (Мк 12:30 ; Лк 10:27 ; Еф 6:6 ). Если человек поступает вопреки этому, то Бог может «погубить» его душу (Мф 10:28 ), т.е. лишить его будущей жизни. Человек часто вредит своей душе (Мф 16:26 ), которая подвержена искушениям и поддается им (1Пет 2:11 ; 2Пет 2:14 ), но Бог желает, чтобы она спаслась (Иак 1:21 ; Иак 5:20 ; сравните 1Пет 1:9 ). Бог – Создатель души (1Пет 4:19 ), Он знает ее и призывается ею во свидетельство (2Кор 1:23 ), Он хочет очистить ее (1Пет 1:22 ). Христос – ее Пастырь и Блюститель (1Пет 2:25 ), желающий дать ей покой (Мф 11:29 ). Его ученики призваны заботиться о душах людей (2Кор 12:15 ; Евр 13:17 ; 3Ин 1:2 ). Человек всегда подвержен опасности потерять душу, если в своем желании сберечь ее исходит только из опыта земной жизни (Мф 10:39 ; Мф 16:25 ; Мк 8:35 ;
2) а) Душа отличается от духа [греческое пневма ] (1Фес 5:23 ) в том случае, когда человеческий дух понимается как сила, действующая посредством мышления и волеизъявления, в отличие от души как силы, поддерживающей жизнь, и как органа восприятия. В Евр 4:12 говорится о разделении души и духа, осуществляемом Словом Божьим. Наше мышление воспринимает скрытые, исходящие из глубины души намерения, которыми человек подсознательно руководствуется. В 1Фес 5:23 указывается, что и дух, и душа нуждаются в освящении, дабы подвигнуть человека к восхвалению Бога и служению Ему (сравните Лк 1:46 и следующие); б) о различии между душой и духом говорится и в 1Кор 15:44 и следующие, где душа обозначает сущность «перстного», т.е. земного, человека, отделенного грехом от Бога и поэтому обреченного на тление, в отличие от «небесного Адама», живущего духом и названного «духом животворящим» (1Кор 15:45 ). «Духовный» и «душевный» в данном случае – синонимы «небесного» и «перстного». Противопоставление «первого Адама» «второму» восходит к двум различным рассказам о сотворении человека, в первом из которых человек создается «по образу и подобию Бога», а во втором – «из праха земного» (Быт 1:26,27 ; Быт 2:7 ). В течение земной жизни душа полностью объединена с телом, т.е. с плотью, которая может подчинить себе душу и властвовать над ней (1Пет 2:11 ). Если подобное происходит с человеком, то чрево становится его богом, а крест Христов – врагом (Флп 3:18 и следующие). Божье освящение почиет на душу как на сущности, в наибольшей степени определяющей человеческую жизнь. Именно тогда человек переживает свое возрождение. Неосвященный человек ничего не принимает от Духа Божьего, ибо им управляет по-земному настроенная душа (1Кор 2:14 ; сравните с Ин 14:17 );
3) О том, что происходит с душой после смерти, в Писании говорится по-разному. Если учесть, что душа часто обозначает всего человека, становится ясно, что Библия не знает изобретенного философией и представленного в некоторых религиях понятия души как таковой, т.е. независимо от образа определенного человека. Это убедительно показано в 1Фес 5:23 , где говорится о сохранении человека во всей целостности духа, души и тела. Не только тело, но и душа нуждается в спасении и искуплении, и перед престолом Божьим предстают не только душа, но и люди в целостности их душ и тел (Откр 20:12,13 ). Для объяснения того, что происходит с душой после смерти, наших понятий и представлений оказывается недостаточно. Но как в ВЗ, так и в НЗ умершему человеку приписывается некое существование. Тем, кто не хранил заповедей Божьих, предстоит, расставшись с плотью, отправиться в царство мертвых (сравните Ис 14:9-11 ; Лк 16:22,23 ; → , II), пока их не призовут на последний (Страшный) суд по Втором пришествии Христа. Тем же, кто умирает в вере и послушании воле Божьей, обетовано общение с Богом (Лк 23:43 ; сравните Флп 1:23 ), и они не предстанут пред Его судом. То, что и в НЗ сохраняется представление о крови как о носителе души, подтверждается в Откр 6:9 , где говорится о душе мучеников у престола Божьего: они находятся там, куда, согласно ВЗ, стекается кровь жертв. Поскольку все они отдали свою жизнь за Бога, то она не потеряна, а сохранена. Но и здесь душа существуют не как некие абстракции, отделенные от своих телесных обликов, а предстают в новых телах, которыми их наделяет Божий Дух (сравните → ).