Деяния 20 глава толкование. Деяния святых апостолов

Путешествие Павла в Македонию и Грецию и обратно до Триады (1–6). Воскрешение Павлом Евтиха в Триаде (7–12). Дальнейшее путешествие до Милита (13–17). Прощальная беседа Павла с пресвитерами Ефеса (18–38)

. Пройдя же те места и пре­подав веру­ю­щим обильные наставле­ния, при­шел в Елладу.

«Прошедши те места» , в которых прежде основаны были Павлом христианские общины в Македонии – см. .

«Пришел в Елладу» , т. е. Грецию, которую выше дееписатель назвал Ахаиею (). "Ахаия" – официальное название Греции по римскому разделению провинций, "Еллада" – древнее народное название Греции.

. Там про­был он три месяца. Когда же, по случаю воз­муще­ния, сделан­ного про­тив него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то при­шло ему на мысль воз­вратиться через Македонию.

«Пробыл три месяца» – вероятно, значительную часть этого времени апостол провел в Коринфе, где впервые должен был встретиться с Аполлосом. Не видно, чтобы он заходил и в Афины; тяжелое впечатление от этого города, вероятно, удерживало его от вторичного посещения (Деян.17и д.).

«Возмущение иудеев» против апостола было, вероятно, также в Коринфе, откуда апостол и решил отправиться в Сирию, избрав туда путь через Македонию и Малоазийские общины.

. Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.

«Сосипатр Пирров» – сын Пирра, "Вериянин" , из Верии – первого города, в который апостол должен был прийти по переходе из Ахаии в Македонию, – вероятно, есть упоминаемый Павлом в .

«Из Фессалоникийцев Apиcтарх и Ceкунд» . "Аристарх" упоминается выше – ; о "Секунд е» нигде более в Писаниях апостольских не говорится.

«Гаий Дервянин» – из Дервии Ликаонской, которого по сему, кажется, надо отличать от Гаия "Македонян ина», упоминаемого выше – .

"Тимофей" – см. .

«Асийцы – Тихик и Трофим» – первый упоминается еще ; ; ; ; второй – урожденный ефесянин () упоминается во . Все эти семь спутников – трое урожденные македоняне, остальные малоазийцы – «сопровождали» Павла "до Асии" , т. е. проконсульской Азии (ср. к Деян.16прим.). Этим не исключается, что некоторые из перечисленных спутников сопровождали Павла и далее – до Иерусалима и потом в Рим. Так, "Трофим а» мы видим с Павлом в Иерусалиме (), "Аристарх а» – на пути в Рим с Павлом (). В Филиппах Македонских () присоединился к спутникам Павла писатель Деяний Лука, остававшийся, вероятно, там (прим. к ), почему теперь он снова начинает вести речь от лица – "мы" (ср. , 17и д.), а не "они" .

. Они, пойдя вперед, ожидали нас в Троаде.:

"Они" , т. е. упомянутые семь спутников, «ожидали нас» , т. е. Павла и Луку, в Троаде (см. прим. к ).

Почему спутники Павла были отправлены вперед, не указывается; вероятно, для приготовления удобнейшего плавания Павла от Троады далее, из описания чего можно догадываться, что у Павла был нарочито приготовленный для путешествия корабль.

. А мы, по­сле дней опресночных, отплыли из Филипп и дней в пять при­были к ним в Троаду, где про­были семь дней.

«После дней опресночных» , – т. е. после праздника иудейской Пасхи (ср. Лк.22и паралл.), которую Павел праздновал по-своему, в духе христианской свободы и верований, оставаясь в покое по заповеди ().

«Дней в пять прибыли... в Троаду» В первый раз – из Троады в Филиппы, вызванный видением, апостол совершил этот переезд еще скорее (ср. Деян.16и дал.).

. В первый же день недели, когда уче­ники собрались для пре­ломле­ния хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следу­ю­щий день, беседовал с ними и про­должил слово до по­луночи.

«В первый день недели» , – т. е. первый по субботе ­­ наше воскресенье, в глубокое утро которого воскрес Господь (Мф.28и паралл.).

«Когда ученики» , – т. е. троадские христиане, «собрались для преломления хлеба» Хотя св. Златоуст считает упоминаемое здесь «преломлени е хлеба" простой трапезой, однако, другие полагают, что это было Богослужебное собрание , в котором совершалось установленное Господом в Его воспоминание таинство евхаристии, после чего бывали известные вечери любви (см. ). Что именно «в первый день недели» (т. е. воскресенье) совершалось это Богослужебное действие в Церкви апостольской (и после), видно отчасти из данного места Деяний, отчасти из послания Павла , а главным образом из постоянного предания Церковного (ср. также ).

«Продолжил слово до полуночи» . Причина такой продолжительности собрания указывается в спешности Павла, в намерении отправиться в дальнейший путь на другой же день. Это была беседа любящего и любимого отца и учителя с любящими и любимыми чадами и учениками при расставании навсегда (ср. ). Ни учителю, ни ученикам, очевидно, не хотелось прерывать этой беседы, затянувшейся после полуночи до рассвета, после случая с Евтихом и совершения евхаристии ().

. В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

«Было довольно светильников» – для придания особой торжественности собранию, а не только для простого освещения места собрания.

. Во время про­должи­тель­ной беседы Павловой один юноша, именем Евтих, сидев­ший на окне, по­грузил­ся в глубокий сон и, по­шатнув­шись, сон­ный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

Богослужебное собрание происходило в горнице "третьего" этажа, «ибо Церкви, замечает Златоуст, еще не было».

«Юноша... Евтих... погрузился в глубокий сон» , – как замечает Златоуст, «не по лености, а по естественной необходимости», которую не превозмогло внимание к столь необычно продолжительной беседе.

«Поднят мертвым» , т. е. осмотр упавшего заставил признать его мертвым.

. Павел, сойдя, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь, ибо душа его в нем.

«Пал на него и обнял» . Подобным образом некогда воскрешен был пророком Илиею сын вдовы сарептской () и пророком Елисеем сын суманитянки ().

«Душа его в нем» – это выражение означает не то, что душа отрока еще в нем, и что он, следовательно, не умирал , но то, что душа его опять в нем, он опять жив, воскрешенный силою Божиею через апостола, который по смирению своему не выражается так прямо, избегая похвал за совершенное им величайшее чудо (ср. Златоуст).

. Взойдя же и пре­ломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рас­света, и по­том вышел.

«Взошедши же и преломив хлеб» . Значит, преломление и вкушение хлеба, как Богослужебное действие, еще не было совершено по причине продолжительности беседы, предложенной Павлом, и только теперь, в начале возобновления беседы, прерванной случаем с Евтихом, апостол совершает преломление и вкушение хлеба, который вкушали с ним, конечно, и прочие верующие, хотя упоминается только об одном Павле, потому что речь ведется собственно о нем.

«И потом вышел» – точнее слав.: «и тако изыде» – «и так», т. е. не дав себе отдыха.

. Мы по­шли вперед на корабль и по­плыли в Асс, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так при­ка­за­л нам, намереваясь сам идти пешком.

"Мы" , т. е. спутники Павла, «пошли вперед» на корабле в Ассу, куда Павел отправился пешком. Хотя историк не объясняет ни цели, ни причины этого намерения Павла, однако можно с вероятностью полагать, что Павел чувствовал потребность уединиться на день-другой, чтобы наедине с Богом подготовить душу свою к ожидавшим его вскоре великим событиям.

"Асс" – гавань при Троадском море в 8 милях от Троады, к югу.

. Когда же он сошел­ся с нами в Ассе, то, взяв его, мы при­были в Митилину.

"В Ассе" , соединившись со спутниками, все вместе отплыли и прибыли «в Митилину» (ныне Кастро), главный город на о. Лесбосе, на восточном берегу.

. И, отплыв оттуда, в следу­ю­щий день мы остановились про­тив Хиоса, а на другой при­стали к Самосу и, по­бывав в Трогиллии, в следу­ю­щий день при­были в Милит,

«Хиос», «Самос» – острова в виду Малоазийских берегов.

"Трогилли я» – прибрежный город к югу от Ефеса.

"Милит" – приморский город (ныне Палатия), милях в 9 к югу от Ефеса.

. ибо Павлу рас­судилось мино­вать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии; по­тому что он по­спешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

Боязнь замедления в Ефесе была для Павла весьма основательна, так как с этим главным Малоазийским христианским обществом апостол стоял в особо тесных отношениях и здесь же имел много и противников (), что все неизбежно увлекло бы его на промедление здесь более, чем ему было можно. Посему он минует Ефес вызывая к себе для сведения (в Милит) лишь предстоятелей-пресвитеров ефесских, с которыми и ведет столь трогательную беседу.

. Из Милита же по­слав в Ефес, он при­звал пре­свитеров церкви,

«Призвал пресвитеров церкви» – по свидетельству Иринея (против ерес. 111, 14, 2), не только ефесских, но и других соседних церквей, что не невероятно, ввиду того, что апостол в последний уже раз был в этих пределах ().

. и, когда они при­шли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который при­шел в Асию, все время был с вами,

Апостол начинает свою речь засвидетельствованием своих апостольских подвигов, бывших его главною и почти единственною заботою, с которою тесно связаны были и все его приключения, лишения, труды и тяготы. Цель такого откровенного заявления не та, чтобы поразить слушателей изображением своего духовного величия, а проповедание Христа и желание вызвать в других ту же ревность и ту же любовь ко Христу и делу Его.

"Вы знаете" – «Достойно удивления, говорит Златоуст, как он (Павел) был поставлен в необходимость сказать о себе что-либо великое, старается сохранить смирение... Так же поступает и Бог: не без причины говорит о Самом Себе, но когда не веруют Ему, тогда и исчисляет свои благодеяния (). Смотри, что и здесь делает Павел: во-первых, он ссылается на их свидетельство, дабы ты не подумал, что он хвалит сам себя, называет слушателей свидетелями сказанного в удостоверение того, что он не лжет пред ними. Вот истинная добродетель учителя, когда он может представить учеников свидетелями добрых дел своих!»

. работая Го­с­по­ду со всяким смирен­но­мудрием и многими слезами, среди искуше­ний, при­ключав­шихся мне по зло­умышле­ниям Иудеев;

«Со всяким смиренномудрием» . Не просто «со смиренномудрием» , но "со всяким" , ибо «есть много видов смиренномудрия: смиренномудрие бывает и в слове, и в деле, в отношении к начальникам и в отношении в подчиненным» (Златоуст).

«И многими слезами» , (ср. ), «среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям от Иудеев» . По толкованию Златоуста, «здесь он (Павел), по-видимому, выражает свое сострадание; ибо он страдал за погибающих, за самих виновников (напастей), а о случившемся с ним самим радовался; он был из лика тех, которые радовались, «яко за имя Господа Иисуса сподобишася безчестие прияти» ().

. воз­вещая Иудеям и Еллинам по­каяние пред Богом и веру в Го­с­по­да нашего Иисуса Христа.

«Покаяние пред Богом и веру в Господа» – сущность апостольской проповеди в практическом ее приложении (ср. ).

. И вот, ныне я, по влече­нию Духа, иду в Иерусалим, не зная, чтó там встретит­ся со мною;

Апостол предсказывает ожидающую его участь, «чтобы научить их быть готовыми на опасности, и явные и тайные, и во всем повиноваться Духу» (Златоуст).

«По влечению Духа... не зная, что там случится со мною» . Неведение относится собственно до частностей имеющего приключиться с апостолом; в общем же , по откровению Духа, он знает, что «узы и скорби ждут его там». «Я знаю, что меня ждут искушения, но какие – не знаю» (Злат., ср. Феофил.).

. только Дух Святый по всем городам свиде­тель­ствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

«Дух Святый по всем городам свидетельствует» – вероятно, чрез пророков в роде Агава, который в последнем пред Иерусалимом городе Кесарии предрек апостолу узы ().

. И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, про­поведуя Царствие Божие.

«Я знаю, что уже не увидите лица моего все вы» – не только здесь присутствующие, но и те, которых вы являетесь представителями. Эта уверенность основывалась на свидетельствах Духа по городам, а может быть, и на собственных внутренних предчувствиях, коими сопровождалось неуборимо увлекавшее его в Иерусалим понуждение Духа .

. Посему свиде­тель­ствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех,

«Чист я от крови всех» – неповинен ни в чьей погибели (), так как для предотвращения ее он не упустил ничего из своих обязанностей учителя. «По-видимому, оправдывая себя, он однако же заставляет их остерегаться. Чист, говорит, я от крови всех, если вы будете отягчены сном и умрете от рук убийцы душ, потому что я исполнил обязанность учителя» (Феофил., ср. Златоуст).

. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый по­ставил вас блюстителями, пасти Го­с­по­да и Бога, которую Он при­обрел Себе Кровию Своею.

«Внимайте себе» – это не потому, что спасение себя предпочтительнее спасения стада, а потому, что когда мы внимаем себе, тогда и стадо получает пользу» (Феофил).

«Дух Святый поставил вас» – не человеками поставлены вы, но Духом Святым через избрание и рукоположение (), и в этом особенное побуждение внимать себе и всему стаду.

«Блюстителями» – επισκόπους – епископами. Речь говорится к пресвитерам, но называются они епископами по тождеству некоторых их обязанностей, и обязанностей существенных, лучше выражаемых словом епископ , нежели пресвитер . Это не значит, чтобы епископы и пресвитеры не различались тогда по своему значению, обязанностям и правам в церкви, хотя несомненно, что не различались иногда по названию (ср. Феофил.). Тот же апостол строго различает их, когда присвояет только епископу власть и право рукополагать пресвитера и судить его (; ).

Под образным выражением «пасти церковь» – стадо Божие (Ин.10и д.; ) означаются обязанности пресвитеров, как учителей веры и нравственности вверенного им частного христианского общества (; ; ), вообще – как надзирателей и охранителей стада от волков и всего, что вредно для стада.

«Которую Он приобрел кровию Своею» . Ср. ; ; ; . «Много убеждения в словах, которые показывают драгоценность предмета, и немалой мы подвергаемся опасности, если Господь для Церкви не пощадил собственной крови, а мы не имеем никакого попечения о спасении братии» (Златоуст).

. Ибо я знаю, что, по отше­с­т­вии моем, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада;

«По отшествии моем» . Представляется, что пребывание апостола среди малоазийских христиан было препятствием для волков вторгнуться в стадо, что они не смели напасть на это стадо, когда Павел был тут. Теперь апостол предсказывает «двоякое бедствие: и его не будет, и другие станут нападать...» (Златоуст).

«Не просто сказал – "волки" , но прибавил "лютые" , желая выразить их силу и свирепость, а что всего тяжелее, эти волки, говорит, «от вас самих восстанут» : это особенно тяжко, когда бывает междоусобная брань...» (Златоуст). Под именем лютых волков здесь разумеются лжеучители , лжеучение которых хуже всякого внешнего гонения будет расхищать стадо Божие, развращая и погубляя не тела, а самые души верующих.

Нет сомнения, что Боговдохновенный взор апостола мог проникать в будущее без всяких указаний или признаков его в настоящем. Но, возможно, было и то, что само это настоящее уже носило в себе признаки тревожного будущего, что, может быть, еще укрывалось от других, менее проницательных, но не укрывалось от Павла. Он мог уже в это время примечать те семена, незаметные для других, из коих со временем должны были вырасти опасные плоды. Ефес был одним из центральных малоазийских пунктов, в котором приходили в соприкосновение важнейшие религиозные и философские системы востока и запада. Появления лжеучителей посему здесь естественнее всего было ожидать, особенно имея в виду то, что апостолу всего через каких-нибудь три года после сего уже пришлось писать против появившихся волков в Колоссах, а затем и в Ефесе (посл. к Тимофею). Следы появления лжеучителей в Ефесе в ближайшее к данному время подтверждаются также апокалипсическими письмами Иоанна Богослова, посланием Иуды и первым посланием Иоанна Богослова. Очевидно, предречение Ап. Павла исполнилось в точности.

. Посему бодр­с­т­ву­йте, памятуя, что я три года день и ночь непрестан­но со слезами учил каждого из вас.

«Бодрствуйте...» , – то же, что "внимайте" (). Как лучшее воодушевление к этому, апостол снова указывает на свои непрестанные усиленные труды и тяготы в устроении христианских обществ.

"Три года" – круглое общее число вместо определенного: собственно «три месяца» в синагоге ( более и дать вам наследие со всеми освящен­ными.

«Предаю вас Богу» () «и слову благодати Его» , (– заключенному во Св. Евангелии), которые, хотя имеют самодовлеющую силу спасти вас, но не без вашего бодрствования и труда.

«Со всеми освященными» – т. е. благодатью Господнею и предназначенными к вечной славе в Царствии небесном ().

. Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не по­желал:

. сами знаете, что нуждам мо­им и нуждам быв­ших при мне по­служили руки мои сии.

. Во всем по­ка­за­л я вам, что, так трудясь, надобно поддержи­вать слабых и памято­вать слова Го­с­по­да Иисуса, ибо Он Сам сказал: «блажен­нее да­вать, нежели при­нимать».

В заключение своей сердечной речи апостол, опять призывая во свидетели присутствующих, указывает на свое полное бескорыстие, способствовавшее ему в успехах проповеди , и других увещевает к тому же.

Полнота бескорыстия апостола простиралась до того, что он не только не брал ничего самого необходимого от других, но и не желал брать , и не только сам себя, но и спутников своих пропитывал трудами рук своих (), чтобы ничем не быть в тягость обществу и не подать повода к нареканию в своекорыстии ( и д.,; 2Кор.11и д.; 2Кор.12и д.; 2Сол.3и д.).

«Поддерживать слабых» – собственно "немощны х" – ασθενούντων под коими в данном случае разумеются немощные духовно , которые могли бы соблазняться, если бы видали апостола, живущего на счет поучаемых, и заподозревать не только искренность учителя, но и достоинство его учения. Павел в этом показал высокий пример, хотя Господь и сам апостол не считали делом несправедливости, чтобы трудящийся получал мзду и пропитание ( и парал.) от трудов своих, и проповедник Евангелия жил от благовествования ( и парал.).

«Блаженнее давать, нежели принимать» . Этих слов, усвояемых Господу, нет в Евангелиях. Они заимствованы, вероятно, из устного предания и выражают ту мысль, что христианская благотворительность, делая человека лучшим в нравственном отношении и поставляя его в лучшие, определенные законом Божиим отношения к ближним и к Богу, служит наиболее надежным средством к привлечению благоволения Божия и к достижению земного счастья и небесного блаженства.

«Когда томимому голодом дают пищу, или дрожащему от холода теплую одежду: не чувствует ли он себя на то время счастливым? Но Господь уверяет нас, что в то же время блаженнее тот, кто дает. Где можно найти сие блаженство? В Боголюбивом и человеколюбивом сердце. В чем состоит сие блаженство? В чувстве делаемого и сделанного добра, в свидетельстве совести, в исполнении в нас воли Божией, в радости о ближнем, нами обрадованном. Человек, сохраняя в себе, хотя не в совершенстве, образ всеблагого Бога, по Которому сотворен, радуется о всем добром и тогда, когда только слышит о нем: посему естественно блаженствовать ему, когда делает оное» (Филарет, Митр. Моск.).

«Одна степень блаженства – отказаться от всего, другая – доставлять себе необходимое, третья – доставлять не только себе, но и другим, четвертая – не брать и тогда, когда проповедуешь и имеешь возможность брать. Не сказано, однако же, что брать – худое дело, но что лучше не брать». (Феофил., ср. Златоуст).

В применении к данному случаю – проповеди апостольской – разбираемое общее изречение Господа имеет следующий частный смысл: блаженнее давать духовные блага, чем принимать воздаяние за них временными благами; блаженнее – полное бескорыстие в деле проповеди, нежели – хотя и не несправедливое пользование воздаяниями поучаемых.

. Ска­за­в это, он пре­кло­нил коле­ни свои и со всеми ими по­молил­ся.

. Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,

. скорбя особен­но от ска­за­н­ного им слова, что они уже не увидят лица его. И про­вожали его до корабля.

Трогательное описание прощания возлюбленного учителя с учениками.


Отношение христиан к крови обусловлено библейскими указаниями, однозначно запрещающими ее употребление в пищу (Быт. 9:3,4; Лев. 7:26,27; 17:10-14; 19:26). Тем не менее, со стороны критиков то и дело звучат обвинения в адрес христиан, за то, что те отказываются не только употреблять кровь в качестве пищи, но и переливать ее внутривенно. Критики говорят следующее: «Конечно, Бог запретил ЕСТЬ или ПИТЬ кровь. Но разве Библия где-то содержит повеление НЕ ПЕРЕЛИВАТЬ кровь?» Оставляя отдельной темой вопрос крайней обеспокоенности врачей и специалистов относительно влияния гемотрансфузии на здоровье больного (http://sergeiivanov.blogspot.nl/2016/01/blog-post.html ) мы остановимся на библейской точке зрения.

Отвечая на подобные вопросы, христиане, разумеется, ссылаются на книгу Деяния, в которой трижды повторяется постановление апостолов "воздерживаться... от крови" (Деян. 15:20,29; 21:25). Излюбленной отговоркой критиков является утверждение, мол, здесь говорится о крови только, как пище, но где в этих словах основание для отказа от переливания крови? По их мнению, если в данном тексте нет фразы «переливание», значит, нет причин считать переливание крови не соответствующим библейским принципам.

Тем не менее такой аргумент звучит довольно странно. В Библии, например, описывается случай, когда Иисус отказался выпить одурманивающее снадобье, однако ничего не говорится о запрете на внутривенное введение наркотиков (Мф. 27:34; Мр.15:23). Можно ли тогда утверждать, что прием наркотика внутривенно не нарушает библейских принципов? Или классический пример с врачом, запрещающим больному употребление алкоголя: будет ли это означать, что внутривенно алкоголь вводить будет можно? Разумеется, нет. Показательно, что в подобных случаях критики достаточно умело руководствуются библейскими принципами, не делая различия между способами получения человеком в свой организм нежеланного вещества. Странно же то, что такое понимание моментально куда-то улетучивается, как только речь заходит о библейском запрете на употребление крови.

Вернемся непосредственно к тексту из Деяния 15:20,29, в котором христианам повелевается "воздерживаться... от крови". Приведенное там слово "воздерживаться" («απέχεσθαι» - «апэхэстхай» ) буквально означает "находиться далеко" или "держаться вдали" . То же слово мы встречаем и в других библейских текстах. Например, …

«Вот, страх Иеговы — это мудрость, и удаляться от зла — в этом понимание» (Иов 28:28).

«Дорогие, увещаю вас, как пришельцев и временных жителей, воздерживаться от плотских желаний, которые воюют против души» (1 Пет. 2:11).

«Воля Бога есть ваше освящение, чтобы вы воздерживались от блуда» (1 Фес. 4:3).

Не трудно понять, что выражение "воздерживаться" («апэхэстхай» ) имеет категоричную форму, подразумевая состояние абсолютной удаленности или отказа от чего-либо в любой его форме. Точно так же, как христианину нужно быть всячески удаленным («апэхэстхай» ) от зла, блуда и греховных желаний, без каких-либо исключений и оправданий, служитель Бога должен удаляться («апэхэстхай» , Деяния 15:20,29) и от крови. Так же без каких-либо исключений и оправданий!


В Нагорной проповеди Иисус дал наглядный пример понимания принципа Божьих указаний. Рассматривая повеление «Не убивай!», Иисус пояснил, что оно касается не только убийства как такового, но куда более широкого спектра действий, включая гнев и словесные оскорбления. То же касалось и повеления «Не прелюбодействуй!». Было недостаточно следовать лишь прямой букве закона, избегая непосредственно измены или блуда – от служителя Бога требовалось даже в своем сердце не питать неподобающих грязных мыслей (Мф. 5:21-31).

В Деяния 15:20,29 помимо прочего упоминается блуд. Будут ли критики утверждать, что указание «воздерживаться от блуда» подразумевает только сами недозволенные сексуальные действия, но при этом не осуждает прочего проявления нечистого поведения, просмотра порнографии и иного непотребства? Вряд ли. Это повеление так же носит универсальный характер. Почему же тогда упомянутая в том же стихе кровь вызывает у критиков абсолютно противоположную оценку и заставляет утверждать обратное? Увы, повеление из Деяния 15:20,29 не делает в этом отношении никаких оговорок, нравится это критикам или нет.

В Деяниях 21:25 мы в третий раз встречаем упоминание решения апостолов о крови. В этом тексте стоит уже другое выражение «хранить себя от… крови». В греческом тексте здесь присутствует слово «φυλάσσεσθαι» («фюлассэстхай» ), что имеет буквальное значение «быть охраняемым», «остерегаться», «свято хранить себя» . В книге Иисуса Навина это слово подразумевает твердую беспрекословную решимость исполнять закон Бога. В Деяниях 23:35 то же выражение используется при описании содержания апостола Павла «под стражей в преторском дворце Ирода». Данные примеры лишь укрепляют нас в понимании смысла, заложенного в апостольском постановлении о крови – со всей твердостью свято хранить себя от нее.

Лучше понимая буквальный смысл используемых Библией в этих текстах слов, нам становится понятной универсальность новозаветного указания о крови. Христиане призываются Богом избегать крови, причем, не только в виде ее употребление в себя через пищевод, но и любым иным способом. В этих стихах вообще нет фразы «кушать» или «пить». Речь идет в принципе о том, чтобы быть в стороне от крови. Это логично, так как невозможно держаться от чего-то вдали и одновременно с этим как-то соприкасаться с тем, от чего ты предостерегаешься. Точно так же, как нельзя «держаться вдали» от зла, блуда и греховных желаний, при этом делая для себя в этих недопустимых вещах некоторые поблажки и исключения. Вот почему теряется всякий смысл в попытках манипулировать понятиями «кровь нельзя есть, но вливать внутрь можно». Библия на этот счет дает однозначное постановление – «быть в стороне» от крови.

В качестве дополнительного примера вспомним еще один случай – повеление Бога Адаму и Еве «не вкушать» от дерева познания добра и зла (Быт. 2:17). Означало ли это указание Бога, что первым людям нельзя было лишь непосредственно есть эти плоды? Не только. Как видно из Быт. 3:3, «не вкушать» означало не просто не есть, но даже «не прикасаться» к тем плодам. Первые люди прекрасно понимали смысл слов Бога «не ешь с дерева познания добра и зла». А теперь воспользуемся «логикой» защитников переливания крови: что бы они сказали Еве на месте змея? Возможно, следующее: «Разве Бог сказал что-либо еще, кроме "Не ешь"? Значит, нельзя лишь непосредственно кушать от этих плодов. Все остальное можно! Трогайте плоды, срывайте их с веток, нюхайте, облизывайте, играйтесь ими, выдавливайте сок, делайте джемы, кормите этими плодами зверей (не животным же сказано было не есть)… В общем, делайте с ними все, что хотите, только не ешьте. Ну, так Бог же о другом ничего конкретного не сказал…».


Подобную тактику критики активно используют сегодня. Как уже упоминалось ранее, в отдельных случаях они проявляют вполне разумное понимание библейских принципов, например, говоря о недопустимости причастности в любой форме к «оскверненному идолами» или «блуду» (которые, кстати, наряду с кровью упоминаются в Деянии 15:20,29; 21:25). Но как только речь заходит непосредственно о крови, эти же самые принципы критикам вдруг становятся почему-то «непонятными». Тут же начинается эквилибристика словами и терминами, смысл которых хорошо отражен в примере со змеем и Евой: «Нельзя только есть (или пить) кровь. Остальное можно»…

Конечно, можно было бы еще много говорить о том, почему библейский запрет о крови выходит за узкие границы ее употребления в качестве пищи. Но, собственно говоря, ключевой вопрос в теме крови несколько иной. В рассуждении над данной темой многие ошибочно ограничивают себя вопросом «Позволил ли Бог человеку вливать кровь в свой организм?» Но представляется, что изначальный вопрос должен звучать несколько иным образом: КАК ИМЕННО Бог позволил людям пользоваться кровью? ДЛЯ КАКИХ ТОЛЬКО ЦЕЛЕЙ ? В Библии Иегова дает ОДНО-ЕДИНСТВЕННОЕ УКАЗАНИЕ на этот счет – использовать кровь только для жертвоприношений (Исключением было помазание евреями в Египте в ночь на Пасху дверных косяков кровью агнцев, Исх. 12:5-7, 21-23).

«Ведь душа плоти в крови, и я предназначил её для жертвенника , чтобы вы совершали искупление своих душ, так как именно кровь совершает искупление, потому что в ней душа» (Лев. 17:11).

Причем, это повеление ограничивалось только временем действия скинии и храма в Иерусалиме. С жертвой Христа, своей кровью искупившего людей от греха, отпала и эта единственная возможность использования крови (Евр. 13:20; 1 Пет. 1:2,18,19).


В этой связи встает следующий вопрос : мог ли служитель Бога в какие-либо времена использовать кровь В ИНЫХ ЦЕЛЯХ? Например, в качестве красителя ткани? Как средство для рисования или письма? Набрать кровь в таз и дать детям пускать в ней кораблики, в конце концов? Ответ: НЕТ! Извлекаемую из организма кровь ВСЕГДА СЛЕДОВАЛО ВЫЛИВАТЬ НА ЗЕМЛЮ! (Втор. 12:16,23-25; 15:23). Ее нельзя было хранить в каких-то отдельных сосудах. Даже для жертвенника использовалась кровь лишь только что убитых животных.

О чем это говорит современным христианам? 1) Человек не может использовать кровь на свое усмотрение. Если ранее, в эпоху древнего Израиля служителям Бога полагался единственный способ использования крови – на жертвеннике, – то сегодня нет и этого основания. 2) Согласно указанию Библии, вышедшая из организма кровь должна быть выливаема, а не храниться где-либо отдельно. Решение, вынесенное апостолами относительно крови, ничего нового в этом смысле не добавило. Христианам по-прежнему надлежало хранить себя в стороне от крови. Все это с точки зрения Библии лишний раз доказывает несостоятельность мнения о некой допустимости для христианина переливания крови. «Имеющий уши, чтобы слушать, пусть слушает» (Мр. 4:9).

По прекращении мятежа Павел, призвав учеников и дав им наставления и простившись с ними, вышел и пошел в Македонию.

Прошед же те места и преподав верующим обильные наставления, пришел в Елладу;

Там пробыл он три месяца; когда же, по случаю возмущения, сделанного против него Иудеями, он хотел отправиться в Сирию, то пришло ему на мысль возвратиться чрез Македонию.

Его сопровождали до Асии Сосипатр Пирров, Вериянин, и из Фессалоникийцев Аристарх и Секунд, и Гаий Дервянин и Тимофей, и Асийцы Тихик и Трофим.

Они, прошедши вперед, ожидали нас в Троаде.

А мы после дней опресненных отплыли из Филипп и дней в пять прибыли к ним в Троаду, где пробыли семь дней.

Мы уже видели, как близка была Павлу мысль собрать пожертвования от всех церквей для Иерусалимской церкви. Для получения этих подаяний он направился в Македонию. И здесь перед нами иллюстрация того, сколь много осталось нам неизвестным о Павле. В стихе 2 сказано, что, пройдя те места, он пришел в Елладу. Должно быть, в это время он и посетил Иллирик (Рим. 15, 19). В этих строках подведен итог путешествия длительностью около года и связанных с ним приключений.

В стихе 3 говорится о том, что, когда Павел уже собирался отплыть из Эллады в Сирию, раскрыли иудейский заговор. По всей вероятности намечалось следующее: часто из иностранных портов отправлялись в Сирию иудейские пилигримы, ехавшие на Пасху, и Павел, по-видимому, хотел отплыть на одном из таких судов. На таком судне иудеям было бы очень просто устроить, чтобы Павел исчез за борт, с тем, чтобы больше никто о нем не услышал. Он всегда рисковал жизнью.

В стихе 4 приведен список сопровождающих его. Эти люди, очевидно, были посланы различными церквями для передачи их пожертвований Иерусалимской церкви. Уже тогда, на заре христианства, наглядно показывали, что Церковь едина, и нужда в одной обязывает других проявить свое участие и единство.

В стихе 5 Лука переходит от повествования от третьего лица к первому лицу. Это показывает, что он снова с Павлом и перед нами сообщения очевидца. Лука говорит, что они покинули Филиппы после опресночных дней. Они начинались со дня Пасхи и длились неделю, в течение которой иудеи ели исключительно пресный хлеб в память избавления из египетского плена. Пасха была в середине апреля.

Деяния 20,7-12 Юноша впадает в сон

В первый же день недели, когда ученики собрались для преломления хлеба, Павел, намереваясь отправиться в следующий день, беседовал с ними и продолжил слово до полуночи.

В горнице, где мы собрались, было довольно светильников.

Во время продолжительной беседы Павловой, один юноша, именем Евтих, сидевший на окне, погрузился в глубокий сон, и пошатнувшись сонный упал вниз с третьего жилья, и поднят мертвым.

Павел, сошед, пал на него и, обняв его, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем.

Взошед же и преломив хлеб и вкусив, беседовал довольно, даже до рассвета, и потом вышел.

Между тем отрока привели живого, и не мало утешились.

Этот живописный рассказ очевидца один из самых первых, дающий нам представление о том, как происходило христианское богослужение.

Здесь дважды говорится о преломлении хлеба. В раннехристианской Церкви соблюдались два тесно связанные между собой обряда. Один назывался пиром любви. Все приносили свою долю на эту трапезу, и она часто являлась единственной нормальной едой, которую рабы получали за всю неделю. На этом пиру любви христиане кушали вместе как любящие друзья. Другой обряд назывался Тайной вечерей, соблюдаемой сразу после пира любви или во время его. Может быть мы утратили что-то дорогое в чувствах счастливого единства, которые проявляются во время совместной еды. Как ничто другое, она проявляет семейный характер и дух христианской Церкви.

Все это происходило ночью. Может быть, это было связано с тем, что только ночью рабы были свободны от дневной работы и могли прийти к христианской братии. Этим же объясняется происшедшее с Евтихом. Было темно. В низкой комнате на третьем этаже было жарко. От многочисленных светильников воздух в комнате стал тяжелым. Евтих, несомненно, перед этим весь день тяжело работал и, поэтому устал. Он сидел у открытого окна, чтобы дышать прохладным ночным воздухом. Окна были не из стекла, а из дерева, решетчатые или сплошные и открывались как двери, почти прямо от пола и выходили во двор. Уставший Евтих в тяжелой атмосфере заснул и выпал с третьего этажа во двор. Не следует думать, будто Павел говорил без перерыва; его проповедь перемежалась разговорами и дискуссиями. Когда присутствующие спустились по внешней лестнице во двор и нашли юношу, лежащего без чувств, они стали, по восточному обычаю, громко кричать. Но Павел призвал их прекратить ненужные крики, потому что юноша дышал. Из дальнейших стихов мы узнаем, что Павел не пошел со всеми, он, несомненно, остался, чтобы убедиться в том, что Евтих полностью оправился от падения.

Описанная картина оставляет приятное впечатление, что состоялось скорее семейное собрание, чем современное церковное богослужение. Возможно ли, что мы достигли большего достоинства в церковной службе за счет семейной атмосферы?

Деяния 20,13-16 Этапы пути

Мы пошли вперед на корабль и поплыли в Асе, чтобы взять оттуда Павла; ибо он так приказал нам, намереваясь сам идти пешком.

Когда же он сошелся с нами в Ассе, то, взявши его, мы прибыли в Митилину.

И отплывши оттуда, в следующий день мы остановились против Хиоса, а на другой пристали к Самосу и, побывавши в Трогилии, в следующий день прибыли в Милит;

Ибо Павлу рассудилось миновать Ефес, чтобы не замедлить ему в Асии, потому что он поспешал, если можно, в день Пятидесятницы быть в Иерусалиме.

Так как Лука был вместе с Павлом, мы можем проследить за путешествием день за днем, этап за этапом. От Троады до Асса было более 30 километров, а по морю — почти пятьдесят, причем по морю нужно было огибать мыс Лектум, плывя против сильного северо-восточного ветра. У Павла было достаточно времени проделать путешествие пешком и сесть на судно вновь в Ассе. Возможно, он хотел провести это время наедине, чтобы собраться с духом для дней грядущих. Митилина находилась на острове Лесбос, Хиос — на острове Самоса. Милит находился в сорока пяти километрах к югу от Ефеса в устье реки Меандра.

Мы видим, как Павлу хотелось попасть в Иерусалим на Пасху и как заговор иудеев помешал этому. Пятидесятница праздновалась семь недель после Пасхи, и Павел старался своевременно прибыть туда на этот великий праздник. Хотя Павел и порвал с иудеями, праздники предков были дороги его сердцу. Он был апостолом язычников, за что его народ мог даже ненавидеть его, но в его сердце была лишь любовь к своему народу.

Деяния 20,17-38 Скорбное прощание

Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви,

И, когда они пришли к нему, он сказал им: вы знаете, как я с первого дня, в который пришел в Асию, все время был с вами,

Работая Господу со всяким смиренномудрием и многими слезами, среди искушений, приключавшихся мне по злоумышлениям Иудеев;

Как я не пропустил ничего полезного, о чем вам не проповедовал бы и чему не учил бы вас всенародно и по домам,

Возвещая Иудеям и Еллинам покаяние пред Богом и веру в Господа нашего Иисуса Христа.

И вот, ныне я по влечению Духа иду в Иерусалим, не зная, что там встретится со мною;

Только Дух Святый по всем городам свидетельствует, говоря, что узы и скорби ждут меня.

Но я ни на что не взираю и не дорожу своей жизнью, только бы с радостью совершить поприще мое и служение, которое я принял от Господа Иисуса, проповедать Евангелие благодати Божией.

И ныне, вот, я знаю, что уже не увидите лица моего все вы, между которыми ходил я, проповедуя Царствие Божие.

Посему свидетельствую вам в нынешний день, что чист я от крови всех;

Ибо я не упускал возвещать вам всю волю Божию. Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый " поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею.

Ибо я знаю, что по отшествии моем войдут к вам лютые волки, не щадящие стадо;

И из вас самих восстанут люди, которые будут говорить превратно, дабы увлечь учеников за собою.

Посему бодрствуйте, памятуя, что я три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас.

И ныне предаю вас, братия, Богу и слову благодати Его, могущему назидать вас более и дать ва наследие со всеми освященными.

Ни серебра, ни золота, ни одежды я ни от кого не пожелал:

Сами знаете, что нуждам моим и нуждам бывших при мне послужили руки мои сии.

Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать слабых и памятовать слова Господа Иисуса, ибо Он Сам сказал: блаженнее давать, нежели принимать.

Сказав это, он преклонил колена свои и со всеми ими помолился.

Тогда немалый плач был у всех, и, падая на выю Павла, целовали его,

Скорбя особенно от сказанного им слова, что они уже не увидят лица его. И провожали его до корабля.

Невозможно полностью описать эту прощальную речь, которая настолько переполнена чувствами. Но выделим некоторые моменты. Во-первых, Павел утверждает нечто о себе:

1) Он говорил без страха, возвещая людям всю волю Божию, не потворствуя ни страхам, ни благосклонностям людей.

2) Он жил независимо. Своими руками он удовлетворял все нужды свои. Но он трудился не только для удовлетворения своих нужд, но и для других, которые были в худшем положении, чем он.

3) Он смело смотрел в будущее. Будучи пленником Святого Духа и, доверяя Ему, он был в состоянии встречать все, что ждет его в будущем.

Павел также предъявляет требования к своим друзьям:

1) Он напоминает им об их долге. Они были блюстителями и пастырями в стаде Господа Бога. Эту обязанность не они выбрали себе, а Бог избрал их для нее. Слуги доброго Пастыря также должны быть пастырями Церкви Его.

2) Он напоминает об угрожающей опасности. Зараза мира всегда близка. Где истина, там ложь может нападать. Их ждет постоянная борьба за веру и за чистоту Церкви.

Прощание Павла исполнено чувством глубокой любви. Это чувство любви должно бы править каждой церковью, ибо, если в церкви остынет любовь, то неизбежно увянет и вера.

б. Павел оставляет Македонию и Ахаию (20:1-6)

Деян. 20:1-2 . Об этой части третьего миссионерского путешествия Павла Лука Говорит вкратце. В 2-Кор. 2:12-13; 7:5-7 можно почерпнуть дополнительные подробности о нем (прочесть об остановке апостола в Троаде с целью евангелизации и о его желании увидеть Тита и через него узнать о положении дел в Коринфской церкви). Потом Павел пришел в Македонию, где встретил Тита и написал 2-Коринфянам. В этот промежуток времени апостол, вероятно, дошел до Иллирика, примерно соответствовавшего современной Югославии (Рим. 15:19; сравните 2-Кор. 10:13).

Деян. 20:3 . Снова посетил Павел Грецию (Елладу, древнее название Греции; она же - Ахаия). Оставаясь там три месяца, он написал оттуда (из Коринфа) Послание Римлянам (Рим. 15:23 - 16:2). В это время (вероятно, в Коринфе) Иудеями составлен был заговор против Павла - с целью убить его, по-видимому, на корабле, и тело сбросить в море.

Каким-то образом этот зловещий план стал известен апостолу, и он решил не в Сирию плыть (куда вознамерился было отправиться), но возвратиться чрез Македонию. Возможно, в его планы входило прибыть в Иерусалим к Пасхе, но теперь, в виду изменившихся обстоятельств, мог надеяться попасть туда не ранее праздника Пятидесятницы (Деян. 20:16).

Деян. 20:4-6 . Перечислением здесь этих семи учеников и сотрудников апостола подтверждается то, что следует из других мест: Павел стремился доставить пожертвования святым в Иерусалиме. Представители различных церквей, эти семеро пришли от них с помощью для иерусалимлян. Трое были из Македонии (Сосипатр, Аристарх и Секунд) и четверо - из Малой Азии (Гаий… Тимофей… Тихик; Еф. 6:21; Кол. 4:7; 2-Тим. 4:12; Тит. 3:12) и Трофим (Деян. 21:29; 2-Тим. 4:20). Они сопровождали Павла до Асии, и местом их встречи со спутниками апостола до Иерусалима была назначена Троада.

В Деян. 19:29 говорится о Гаие Македонянине; возможно, он и тот Гаий из Дервии, о котором читаем в 20:4, - разные люди (сравните с третьим Гаием, из Коринфа, в 1-Кор. 1:14). В Деян. 20:5-6 Лука начинает новый раздел повествования от первого лица. Очевидно, он, оставленный в Филиппах (глава 16), там и находился до этого момента. А затем присоединился к сопровождавшим Павла в Иерусалим. Дни опресночные приходились, как помним, на весну.

Лука пишет, что путь от Филипп до Троады (около 240 км.) они прошли морем дней в пять.

е. Беседа Павла с учениками в Троаде (20:7-12)

Деян. 20:7 . Нигде во всем Новом Завете не говорится яснее, чем в этом стихе, о том, что в апостольское время установленным днем церковных собраний было воскресенье. Павел оставался в Троаде семь дней (стих 6), но собрались (все прибывшие туда) для преломления хлеба… в первый… день недели. Лука пользовался не еврейским методом отсчета суток (от захода до захода солнца), а римским (от полуночи до полуночи).

Об этом можно судить по тому, что "рассвет" (стих 11) соответствует тут следующему дню (стих 7), в котором Павел собирался отправиться из Троады. Вероятно, христиане встречались в вечернее время, потому что днем большинство из них должно было работать. Апостол беседовал с ними… до полуночи, возможно, потому, что эта его встреча с ними была последней.

Деян. 20:8-10 . Из-за наличия многочисленных светильников (поглощавших при горенин кислород) в комнате, где было к тому же много народа, создалась навевавшая сон атмосфера. Юноша именем Евтих (что значит "счастливый") действительно оказался таковым. О том, что после падения с третьего этажа его нашли мертвым, свидетельствует врач Лука. Но, действуя тем же способом, что в свое время - пророк Илия (3-Цар. 17:21-22) и пророк Елисей (4-Цар. 4:34-35), апостол Павел оживил его силой, полученной от Бога.

Деян. 20:11-12 . В процессе совместной трапезы собравшиеся совершили и вечерю Господню (преломив хлеб и вкусив его; стих 7), после чего беседовали до самого рассвета. Евтих же, счастливый отрок, доставлен был домой живым - ко всеобщей радости.

г. Беседа с пресвитерами в Милите (20:13-38)

Деян. 20:13-15 . По всей видимости, Павел оставался в Троаде дольше, чем предполагал первоначально (сравните стих 7). Может быть с целью продлить свое пребывание там он и отправил своих спутников до Асса вперед, морем (а сам отправился туда же пешком, затратив на дорогу значительно меньше времени). Из Асса они вместе поплыли в Митилину… Хиос, побывали на Самосе и в Трогиллии. В каждом из трех последних пунктов они проводили по одному дню.

Деян. 20:16-17 . Павел решил не заходить в Ефес, потому что он спешил в Иерусалим, чтобы попасть туда на день Пятидесятницы. Он исходил из того, что прощание с многочисленными друзьми в Ефесе заняло бы у него слишком много времени. По суше Милит находился в 50 км. на юг от Ефеса, и апостол послал туда за пресвитерами церкви, зовя их к себе. Очевидно, его корабль стоял в порту Милита несколько дней.

Деян. 20:18 . Отсюда начинается еще один "образец проповеди" Павла (сравните 13:16-41; 14:15-17; 17:22-31), на этот раз обращенной к руководителям христиан, людям, которых он любил всем сердцем. Эта проповедь разделяется на три части: а) обзор прошедших трех лет Павлова служения в Ефесе (20:18-21), б) описание ситуации в настоящем (стихи 22-27) и в) наставления в свете ответственности на будущее (стихи 28-35).

Деян. 20:19 . В Ефесе, как и в других местах, Иудеи "злоумышляли" против апостола, хотя беспорядки, описанные в 19 главе, возникли по вине язычников. Конкретно на этих злоумышлениях Лука не останавливается (сравните со словами Павла в 1-Кор. 15:30-32; 16:9; 2-Кор. 1:8-10).

Деян. 20:20 . Павел не только служил всенародно (т. е. при большом стечении народа), но и по домам (сравните 2:46); тут, вероятно, имеются в виду домашние церкви, и, если это так, то пресвитеры, вызванные апостолом в Милит, были, возможно, главами таких домашних церквей. Служа, Павел как проповедывал, так и учил.

Деян. 20:21 . В греческом тексте слова покаяние и вера связаны одним артиклем, и это может означать желание автора подчеркнуть соответствие этих двух слов двум аспектам веры во Христа (сравните 2:38). Уверовав во Христа, человек кается в своем неверии в прошлом, отвращается от него. Это и возвещал Павел Иудеям и Еллинам (т. е. язычникам; сравните 19:10; Гал. 3:28).

Деян. 20:22 . Здесь Павел переходит к описанию ситуации в настоящем (стихи 22-27). Фразой по влечению Духа он лишний раз подчеркивает руководящую роль Святого Духа в своей жизни (сравните 4:1; Деян. 8:29; 10:19; 11:12; 16:6-7). Мы уже знаем, что в Иерусалим апостол шел, чтобы вручить тамошним святым пожертвования от братских церквей (24:17; толкование на 21:12-14).

Деян. 20:23 . Павел был предупрежден Духом Святым, т. е., очевидно, людьми, наделенными от Духа даром пророчества, что в Иерусалиме узы и скорби ждут его. Он предчувствовал, что они настигнут его там, когда писал Послание Римлянам (Рим. 15:30-31). И все-таки исполнен был решимости идти в Иерусалим.

Деян. 20:24-25 . Будучи прочитаны вместе, эти стихи не оставляют сомнения в том, что проповедь Евангелия благодати Божией и проповедь Царствия Божия взаимосвязаны. Действием Божией благодати уверовавшие язычники обретают как привилегию спасения, так и право войти в Тысячелетнее царство Христа. Предупреждения об ожидающих его бедах (стих 23) давали Павлу основания сказать ефесским пресвитерам, что больше они не увидят его. Но единственное, что по-настоящему занимало в этих обстоятельствах апостола, это совершить до конца порученное ему Господом Иисусом (сравните 2-Тим. 4:7).

Деян. 20:26-27 . Подразумевая, очевидно, сказанное в свое время пророком Иезекиилем (Иез. 33:1-6), Павел торжественно заявил, что он чист… от крови всех в Ефесе (толкование на Деян. 18:6). Ибо не упускал возвещать им всю волю Божию (здесь греческое слово "боулен", означающее "цель", "план"; сравните 4:28; 13:36; Еф. 1:11; Евр. 6:17).

Деян. 20:28 . В стихах 28-35 апостол обращается к будущей ответственности ефесских пресвитеров. В первую очередь им надо блюсти (в русском тексте - "внимать") себя и доверенное им стадо; примечательно, что ради эффективной заботы о верующих им прежде необходимо позаботиться о собственном духовном благополучии.

Павел напоминает пресвитерам, что блюстителями (епископоус - "надзирающий", "заботящийся") их поставил… Дух Святый, и что ценность порученной им Церкви определяется тем, что Бог… приобрел ее Себе Кровию Своею. В Библии нигде больше не говорится о крови Бога Отца. По-гречески эта фраза может быть прочитана как "кровь, Ему принадлежащая" (т. е. тут, вероятно, подразумевается "Кровь Сына").

Деян. 20:29-31 . Лютыми волками, не щадящими стада, Павел называет лжеучителей, о которых знает, что они войдут к ефесянам, как знает и то, что из их собственной среды восстанут те, которые станут учить превратно. Так оно и случилось, и об этом засвидетельствовано в книгах Нового Завета (1-Тим. 1:6-7,19-20; 4:1-7; 2-Тим. 1:15; 2:17-18; 3:1-9; Откр. 2:1-7). Посему бодрствуйте! (не давайте ошибочным учениям укореняться в Церкви) - снова предупреждает апостол, напоминая, что он три года (точнее - около трех лет) жизни посвятил тому, чтобы довести до их сознания истину, которой учил их день и ночь… со слезами.

Деян. 20:32 . Павел сделал для ефесян все, что мог, и теперь, расставаясь с ними, поручал их Богу и затем - слову благодати Его. Ибо вера в Бога - необходима, но необходимо и послушание Его слову, так как слово назидает (в значении "формирует") тех, кто уверовал, делает их сонаследниками Царства Божиего, наряду со всеми освященными (26:18; Еф. 1:18; Кол. 1:12; 1-Пет. 1:4).

Деян. 20:33-34 . Апостол напоминает ефесским пресвитерам, что всегда трудился своими руками для пропитания себя и своих спутников (18:3; Еф. 4:28).

Деян. 20:35 . Благодаря трудам своих рук Павел имел возможность поддерживать и верующих из числа нуждавшихся в материальной помощи (по-русски названы "слабыми"). Слова Господа Иисуса: …блаженнее давать, нежели принимать - ни в одном из четырех Евангелий не записаны. По-видимому, они стали достоянием ранней Церкви благодаря какому-то устному преданию.

Деян. 20:36-38 . В этих стихах передана искренняя и глубокая любовь пресвитеров к Павлу. Дальнейшие стихи (21:1-25), где описывается путешествие апостола и его спутников в Иерусалим, содержит такие же трогательные подробности. Почему Лука задерживает на них внимание читателей? Очевидно, с целью противопоставить отношение к этому апостолу со стороны христиан в языческих землях тому, которое ожидало его в Иерусалиме.

Вы можете больше узнать о Боге и о Библии на сайте Библия о Боге

2010-2019 сайт При копировании материалов сайта ссылка на источник обязательна.