Богиня исида. Богиня Исида в Древнем Египте: мифы и интересные факты

Исида (Изида) - одна из величайших богинь древности, ставшая образцом для понимания египетского идеала женственности и материнства. Она почиталась как сестра и супруга Осириса , мать Хора , а, соответственно, и египетских царей, которые исконно считались земными воплощениями сокологолового бога.

Символом Исиды был царский трон, знак которого часто помещается на голове богини. С эпохи Нового царства культ богини стал тесно переплетаться с культом Хатхор , в результате чего Исида иногда имеет убор в виде солнечного диска, обрамленного рогами коровы. Священным животным Исиды как богини-матери считалась «великая белая корова Гелиополя » - мать мемфисского быка Аписа . Будучи очень древним, культ Исиды, вероятно, происходит из Дельты Нила . Здесь находился один из древнейших культовых центров богини, Хебет, названный греками Исейоном (совр. Бехбейт эль-Хагар), лежащий в настоящее время в руинах. В Гелиопольской теологической системе Исида почиталась как дочь бога Геба и богини Нут .

Исида. Расписанный рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. XIX династия.

В мифах, часть которых дошла до нашего времени только в известном пересказе Плутарха , богиня хорошо известна как верная супруга Осириса, тело которого она нашла в долгих странствиях после того, как бога убил его родной брат Сет . Собрав воедино разрубленные на части останки Осириса, Исида с помощью бога Анубиса сделала из них первую мумию. Вдохнув своими крыльями в забальзамированный труп Осириса на несколько мгновений дыхание жизни, богиня волшебным образом зачала от него своего сына Хора. В храме Хатхор в Дендере и храме Осириса в Абидосе сохранились рельефные композиции, на которых показан сокровенный акт зачатия сына богиней в образе соколицы, распростёртой над мумией супруга. В память об этом Исида часто изображалась в облике прекрасной женщины с птичьими крыльями, которыми она защищает Осириса, царя или просто умершего. Исида часто предстает и коленопреклоненной, в белой повязке афнет, оплакивающая каждого усопшего так, как когда-то оплакивала самого Осириса.

Согласно легенде, Осирис стал владыкой загробного мира, в то время как Исида родила Хора в тростниковом гнезде в болотах Хеммиса (Дельта). Многочисленные статуи и рельефы изображают богиню кормящей грудью сына, принявшего облик фараона. Вместе с богинями Нут, Тефнут и Нефтидой, Исида, носящая эпитет «Прекрасная», присутствует при родах каждого фараона, помогая царице-матери разрешиться от бремени.

Исида - «великая чарами, первая среди богов», повелительница заклинаний и тайных молитв; её призывают в беде, произносят её имя для защиты детей и семьи. По преданию, для того, чтобы завладеть тайным знанием и обрести магическую силу, богиня вылепила из слюны стареющего бога Ра и земли зме́я, ужалившего солнечное божество. В обмен на исцеление Исида потребовала у Ра поведать ей свое тайное имя, ключ ко всем загадочным силам вселенной, и стала «госпожой богов, той, кто знает Ра в его собственном имени». Своим знанием Исида, одна из божеств-покровителей медицины, исцелила младенца Хора, ужаленного в болотах скорпионами . С тех пор, подобно богине Селкет , она иногда почиталась как великая владычица скорпионов. Свои тайные силы богиня передала Хору, тем самым, вооружив его великой магической силой. С помощью хитрости Исида помогла своему сыну Хору одержать верх над Сетом во время спора за престол и наследство Осириса и стать владыкой Египта.

Одним из широко распространенных символов богини является амулет тет - «узел Исиды», или «кровь Исиды», часто выполнявшийся из минералов красного цвета - сердолика и яшмы. Как и Хатхор, Исида повелевает золотом, считавшимся образцом нетленности; на знаке этого металла она часто изображается коленопреклоненной. Небесные проявления Исиды - это, прежде всего, звезда Сепедет, или Сириус , «госпожа звезд», с восходом которой от одной слезы богини разливается Нил ; а также грозная гиппопотам Исида Хесамут (Исида, мать грозная) в облике созвездия Большой медведицы хранящая в небесах ногу расчлененного Сетха с помощью своих спутников - крокодилов . Также Исида вместе с Нефтидой может представать в облике газелей, хранящих горизонт небес; эмблему в виде двух газелей-богинь носили на диадемах младшие супруги фараона в эпоху Нового царства. Ещё одно воплощение Исиды - богиня Шентаит, предстающая в облике коровы покровительница погребальных пелен и ткачества, повелительница священного саркофага, в котором возрождается, согласно осирическому ритуалу мистерий, тело убитого братом Осириса. Сторона света, которой повелевает богиня - запад, ее ритуальные предметы - систр и священный сосуд для молока - ситула. Вместе с Нефтидой, Нейт и Селкет, Исида была великой покровительницей умершего, своими божественными крыльями защищала западную часть саркофагов, повелевала антропоморфным духом Имсети, одним из четырёх «сыновей Хора», покровителей каноп.

Знаменитое святилище Исиды, существовавшее вплоть до исчезновения древнеегипетской цивилизации, находится на острове Филе , неподалеку от Асуана . Здесь богине, почитавшейся во многих других храмах Нубии , поклонялись вплоть до VI века н. э. , в то время, когда весь остальной Египет уже был христианизирован . Другие центры почитания богини располагались по всему Египту; наиболее известные из них - это Коптос, где Исида считалась супругой бога Мина, владыки восточной пустыни; Дендера , где богиня неба Нут родила Исиду, и, конечно же, Абидос, в священную триаду которого богиня входила вместе с Осирисом и Хором.

Как вселенская богиня-мать, Исида пользовалась широкой популярностью в эпоху эллинизма не только в Египте, где её культ и таинства процветали в Александрии , но и во всем Средиземноморье. Хорошо известны ее храмы в Библе , Афинах , Помпеях , Риме . Позже, святилища и мистерии Исиды были широко распространены и в других городах Римской империи, среди которых выделялся храм в Лютеции (совр. Париж). В знаменитом произведении античного автора Апулея «Метаморфозы » описываются церемонии инициации в служители богини, хотя их полное символическое содержание так и остаётся загадкой. В римское время Исида намного превзошла своей популярностью культ Осириса и стала серьёзной соперницей становления раннего христианства.

Гимн Изиде

Ибо я - первая и я же - последняя
Я - почитаемая
Я - блудница и святая
Я - жена и дева
Я - мать и дочь
Я - руки матери моей
Я - бесплодна, но бесчисленны дети мои
Я счастлива в браке и не замужем
Я - та, кто производит на свет, и та, кто вовек не даст потомства
Я облегчаю родовые муки
Я - супруг и супруга
И это я родила моего мужа
Я - мать моего отца
Я - сестра моего мужа
Поклоняйтесь мне вечно,
Ибо я - злонравна и великодушна
(Гимн Изиде, 3-4 век до н. э.)

Исида в античной традиции

Богиня была хорошо известна грекам и римлянам. Жена Осириса . Её отождествляли с Деметрой . Изобрела паруса, когда искала своего сына Гарпократа (Хора).

Некоторые считают, что она стала созвездием Девы . Поместила Сириус на голову Пса . Рыба, которая ей помогла, стала созвездием Южной Рыбы , а её сыновья - Рыбами .

Библиография

  • Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. - М., 1983.
  • Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. - М., 2001.
  • Солкин В. В. Исида.// Древний Египет. Энциклопедия. М., 2005.
  • Iside. Il Mito, il Mistero, la Magia. - Milano, 1997.
  • Witt R. Isis in the Graeco-Roman world. - London, 1971.

Культ Исиды
С течением столетий египетская магия изжила себя и ушла в прошлое, но один из элементов древнеегипетской космогонии оказался более живучим. Это – культ Исиды. Великая богиня Исида олицетворяла кротость и нежность, материнскую любовь, супружескую верность, плодовитость и женскую красоту. Она пестовала и берегла все живое. Она роняла животворную слезу в нильские воды, и Нил разливался, покрывая поля плодородным илом. Душа Исиды обитала на звезде Сириус. И первый утренний восход Сириуса, приблизительно совпадавший с летним солнцестоянием, долгое время служил египтянам сигналом о начале разлива реки, от которой зависела жизнь всей страны. Воскрешенный скорбящей Исидой ее супруг, Осирис, вновь восставал из мертвых. Из года в год повторялся вечный акт воссоздания мира: Осирис, священный Нил, оплодотворял землю Египта.

Исида носила множество имен и объединяла в себе качества многих местных божеств. Благочестивый египтянин обращался к ней за покровительством, а чужак узнавал в ней черты богинь-матерей своей родной страны – Минервы, Афродиты, Цереры, Гекаты... Исида превосходила их всех. Ее материнская любовь и супружеская верность противостояли распутству и жестокости Астарты, Анахиты, Кибелы и всех прочих чудовищных богинь Востока, калечивших судьбы бесчисленных девушек и женщин. Тем богиням были угодны человеческие жертвоприношения, война и бесплодие; Исида же любила и защищала жизнь.

Великая богиня Исида и Анубис.

Культ Исиды распространился по всей Европе и Западной Азии и, в конце концов, некоторые элементы его слились с новорожденным христианским вероучением. Многие эпитеты Исиды непосредственно были заимствованы в качестве атрибутов Девы Марии – например, "непорочная" или "mater domina"((в стяженном виде "Мадонна" это словосочетание сохранилось во многих языках до наших дней). "Величественный ритуал Исиды, – замечает Дж. Фрэзер, – эти жрецы с тонзурами, заутренние и вечерние службы, колокольный звон, крещение, окропление святой водой, торжественные шествия и ювелирные изображения божьей матери – и действительно во многих отношениях напоминает пышную обрядовость католицизма".

Облик и одеяние богини были преисполнены глубокой символической значимости. На постаменте ее статуи в городе Саис были высечены таинственные слова: "Я – все, что было, что есть и что будет... Ни одному смертному не дано узнать, что сокрыто под моим покрывалом". Апулей (II век нашей эры) дает живое и яркое описание этой богини, на основе которого иезуит Атанасиус Кирхер (1601 – 1608) создал гравюру с изображением Исиды. Прическа богини на этой гравюре увенчана завитком волос, символизирующим влияние луны на рост растений. Волосы Исиды украшены колосьями пшеницы в напоминание о том, что именно эта богиня даровала человечеству первые зерна и научила возделывать поля. Кроме того, голову богини венчает шар – символ вселенной – покоящийся на венке из цветов, что еще раз подчеркивает власть Исиды над растительным миром. Этот богатый головной убор довершают изображения двух змей, олицетворяющих плодотворную силу луны и ее извилистый путь на небосклоне.

Исида, богиня плодородия, воды, ветра, мореплавания, дочь Геба и Нут, сестра и супруга Осириса, древнеегипетский барельеф.

Локоны Исиды, свободно ниспадающие на плечи, подразумевают, что перед нами – питательница всего мироздания. В левой руке богиня держит ведро – символ разлива Нила; в правой – систр, посвященный ей у египтян ударный музыкальный инструмент. Эти атрибуты, согласно Кирхеру, характеризуют Исиду как владычицу Нила и защитницу от зла. Платье богини переливается лунными оттенками. Будучи также царицей тверди небесной, Исида облачена в расшитую звездами мантию, подол которой окаймлен цветами – символом почвы, напоминающим о том, что Исида была первооткрывательницей целебных трав. Лоно богини украшено полумесяцем, магические лучи которого даруют плодородие земле. Правая стопа Исиды покоится на земле, левая – погружена в воду: богиня властвует над обеими этими стихиями. Она – stella Maris, Звезда Моря, защитница всех плавающих и путешествующих. На заднем плане гравюры изображен корабль – символ женского начала, посвященный Исиде.

Все эти атрибуты культа Исиды должны были удивлять верующего и волновать его воображение. Облик Исиды одинаково чаровал и простодушного невежду, и мудрого философа. Искатель высшей истины не довольствовался объяснениями философов-стоиков: он не видел особого смысла в том, что миф об Исиде символизировал разлив Нила, затмение Луны или иные астрономические явления. Из мира материального искатель устремлялся в сферу идей в надежде обнаружить там трансцендентную разгадку легенды о Матери Мира.

Плутарх, которому были близки философские воззрения платоников и восточных мудрецов, говорит в туманных выражениях о мистической троице, ипостасями которой являются Осирис, Исида и их сын, Гор. В них, по мнению Плутарха, олицетворены разум, материя и космос. Они представляют собой идеальный треугольник, пропорции которого воплощают в себе божественную тайну: катет, равный четырем частям, соответствует Исиде, женскому принципу зачатия; высота, равная трем частям, – Осирису, мужскому порождающему принципу; а гипотенуза, равная пяти частям, – Гору, плоду союза.

Любой треугольник, построенный по этим пропорциям, – священный символ, наделенный магической силой; и сами эти три числа – тройка, четверка и пятерка – являются носителями сверхъестественных энергий. Египтяне и философы пифагорейской школы придавали мудрости чисел огромное значение, как мы увидим в следующей главе. История любых чисел и геометрических фигур, появляющихся на чертежах магических кругов и на талисманах в более поздние времена, восходит к этой древней нумерологии. "И сам я придерживаюсь того мнения, – говорит Плутарх, - что когда пифагорейцы присвоили имена некоторых богов отдельным числам, то этим они подразумевали что-то увиденное основателем их школы в египетских храмах, или какие-то церемонии, проводившиеся в них, или какие-то символы, увиденные там". В чем именно состоит тайна этих чисел, Плутарх нам не сообщает – либо из нежелания обнародовать сокровенное знание, либо по собственному неведению. Тем не менее, он настойчиво повторяет, что все элементы египетской религии следует понимать аллегорически.

Исида продолжала жить на христианском Западе – не только в культе Мадонны, но и в оккультном учении магов. Развивая идеи Плутарха, маги усмотрели в образе этой древней богини-матери оккультную аллегорию Мировой Души, по воле Бога питающей и хранящей весь сотворенный мир. Изгнанная с христианских небес, она обитает в мире звезд и над землей, вечно изливая в мир животворную силу. "Она представляет собой женскую часть природы, или же [воплощает в себе] качество, позволяющее ей быть причиной зарождения всех прочих живых существ". Изображение Мировой Души на гравюре XVII века все еще сохраняет некоторые символы древней Исиды: волосы ее свободно ниспадают на плечи, лоно украшено полумесяцем, одна нога покоится на суше, другая – погружена в воду. Мировая Душа прикована цепью к Богу, в согласии с высказыванием Плутарха: "Исида всегда причастна к высшему". В свою очередь, к Мировой Душе прикован человек (образ и подобие Бога!), ибо самое существование его зависит от животворных семян, которые изливаются из груди великой Матери Мира.

Миновали столетия, но древний образ Исиды не утратил своей власти над умами людей. В конце XVIII века ее вспомнили люди, казалось бы, абсолютно чуждые всяких мыслей о магии, – вожди Французской революции. На торжественной церемонии, устроенной в честь великой богини, Робеспьер, памятуя о таинственной саисской надписи, поднес зажженный факел к покрывалу, окутывавшему гигантскую статую Исиды, чья животворная сила теперь была истолкована как мощь разума, питающего прогресс.

Девственница и Мать, целительница тела и Души

Глиф для Девы - буква «mem» из древнееврейского алфавита, символизирующая Девственницу с хвостом Рыбы (мистическая полярность знака Рыб), поднятым вверх. Этот магический глиф подходит Гермесу с исцеляющим кадуцеем. Исида также соответствует герольду — Гермесу, посланнику, посреднику между человеком и Богом. Подобно своему христианскому эквиваленту, Деве Марии, Примирительнице, Исида получает свою силу от мужского божества (Тот) и играет роль посланника — основная роль Девы. История Исиды — это история смирения, эффективности, трудолюбия и технического совершенствования. Она донесла до человечества тайны богов , чтобы оно исцелилось и было уверено в бессмертии.
Исида слыла очень образованной. Ее учил египетский Гермес, бог-наставник по имени Тот, писец бога Солнца, Ра. Тот учил ее наукам и искусству исцеления посредством лекарственных трав, заговоров, использования жуков, жаб, и камней и даже способностям поднимать мертвых силой Ра. Она была очень способным целителем и на ментальном, и на физическом уровнях. Надписи в ее святилищах и храмах гласят, что те, кто спал там, получали утешение от Исиды во снах и излечивались от эмоциональнмх проблем. Девственницы посвящали себя Исиде, давая обет безбрачия, когда они служили и учились в ее храмах. Ей давали символические имена: Мудрая, Чародейка, Богиня Исида, Та, чьи слова обладают силой. В церемонии, которая вполне могла бы быть астрологической, инициатов проводили по 12-ти залам Храма (Дома Исиды) и в каждом зале на него набрасывали новую накидку с капюшоном с изображением животного. Инициат молился, постился и выходил из последнего зала к Нилу, чтобы увидеть, как мимо проплывает Лодка Исиды и для того, чтобы ощутить покой Осириса. Затем инициата называли Завоевателем Семи Планет, что, вероятно, означало покоритель натальной карты, хозяин собственной индивидуальности.
Прежде чем мы изучим историю Исиды, давайте на минуту остановимся и посмотрим, в чем состоит потенциал знака Девы. Статуи культа считались наиболее мощными, когда Исида стояла не одна, а держала на руках своего ребенка, Гора. В искусстве образ матери с ребенком — один из наиболее значимых символов во всем мире. Такая статуя представляет реализацию (ребенок) потенциала (матка). Самодостаточная Дева, стоящая одна, независимо от того, насколько она мудра, не является полной. Полнота — это новая форма. Будь это ребенок, или книга, или основание Центра целостной медицины — каким бы ни было творческое создание — должна появиться любая реальная новая форма. Эта форма обычно требует длинной и болезненной беременности и родов, типа печальных родов Исиды, в результате которых появился Гор. Для Девы ученичество может подразумевать наличие наставника, который слишком долго держит ее на минимальной заработной плате в своем офисе, лаборатории или школе. Это может включать борьбу с финансовым положением и уверенностью в себе, сомнения относительно наставника, даже колебания в рассуждениях относительно ценности службы вообще. Но в конце, обычно после длинного периода беременности, эзотерический управитель Девы, Мать Формы, Луна , порождает свое новое создание.
Другой образец, который можно увидеть в истории Исиды и в жизни Дев — это сумеречный обман Гермеса, хитрость, которая окружает их вне зависимости от того, участвуют ли они в этом активно и сознательно или нет. Вещи — часто не те, какими кажутся. Страдания Исиды начались, когда ее сводный брат, Сет, обманул и убил ее мужа. Исида не знала наверняка, что муж был мертв, но с ранних стадий своей беременности она начала длинное, болезненное одинокое путешествие, скрывшись под личиной непритязательной няньки. Подумайте об Исиде, когда видите своих знакомых Дев, спрятавшихся за образами преподавателей и администраторов. Кем мог бы быть этот человек в прошлом? Затаившийся алхимик в одиноком путешествии по чужой земле? Преобразующая сила речи , которая также принадлежала богине Исиде, потенциально существует и у этих Дев, ведущих свой скромньїй образ жизни. Возможно, уважение к власти слова предостерегает их от письма и выступлений на людях, пока они не получат сообщения об этом. Эта длинная беременность или ученичество часто, кажется, наложено на себя самой Девой — перфекционистом.

Миф об Исиде
Исида и ее муж, Осирис, правили в дельте Нила в Египте как царица и царь. Они были счастливы, подданные любили их, но жизнь супругов была омрачена тем, что у них не было сына, который унаследовал бы царство.
Осирис известен тем, что принес в Египет искусство и ремесла. Он часто путешествовал за границей, чтобы учить менее счастливые народы. Когда он был в отьезде, Исида правила «мудро и хорошо». Она также следила за своим сводным братом, завистливым рыжебородым Сетом, который выжидал момент для захвата трона.
Однажды, во время путешествия Осириса, Сет и его друзья смастерили гроб, в точности подходящий Осирису. Он был сделан из прекрасного кедра и украшен золотом. Когда царь вернулся в дельту Нила, они устроили пир в его честь. (Исида в это время была далеко, в городе Коптос). После того как все было выпито, друзья Сета предложили каждому примерить на себя красивый гроб, подходящий царю. Все гости были либо низкорослыми, либо слишком высокими, кроме, конечно, Осириса. Как только он лег в гроб, Сет плотно захлопнул крышку, и его друзья запечатали гроб расплавленным свинцом. Они отнесли его к Нилу и столкнули в реку. Сет был счастлив, объявив себя новым правителем Египта. Осирис погиб в 28 лет, в день убывающей .
Находясь в Коптосе, Исида услышала о смерти Осириса, но она не смогла поверить этому. Она надела черную одежду и обрезала волосы. Исида пошла по берегу Нила, ища гроб среди тростников, куда его могло бы выбросить. Она плакала, поскольку только теперь поняла, как глубоко любила своего мужа. Какие-то посторонние люди сказали ей, что гроб вынесло на берег в Сирии и его прибило к стволу дерева тамариска. Царь Сирии Мелкарт, гуляя однажды днем вдоль реки, поразился, увидев дерево, и приказал срубить и сделать из него столб для дворца. Исида пришла во дворец, села на веранде и прижалась щекой к столбу. К ней подошли придворные женщины. Она научила их, как убирать волосы в прическу в египетском стиле. Царица Иштар, конечно, спросила служанок, кто сделал им прически и надушил благовониями. Они ответили, что их причесала простая египтянка в белой льняной одежде. Иштар послала за Исидой и сделала ее няней своего сына.
Исида, проведя долгое время во дворце, полюбила малыша. По ночам она держала его над огнем, чтобы выжечь из него смертные шлаки, и он смог стать бессмертным. Каждый раз, проделав эту процедуру, она превращалась в черную ласточку и летала вокруг гроба своего мужа в столбе света, страстно желая обнять Осириса и мечтая иметь собственного ребенка.
Однаждь ночью царица Иштар вошла в комнату, когда Исида держала младенца над огнем. Иштар в панике закричала и разрушила заклинание Исиды, таким образом лишив ее принца бессмертия. Исида была вынуждена сказать Иштар, кто она есть на самом деле — богиня Изобилия , царица Юга (загробного мира). Иштар встала на колени перед Исидой, а затем помогла ей извлечь тело Осириса из дерева тамариска. Две женщины обернули ствол белым полотном и поставили с почтением в храме для поклонения. Затем Исида положила тело Осириса в лодку и поплыла вниз по Нилу, прячась, она выполняла тайные обряды. С помощью Тота — Гермеса она смогла возродить Осириса на некоторое время, чтоби зачать столь долгожданного ею Божественного Ребенка, Гора. Ей поклонялись как Дому Гора или Храму Гора в память об удивительном волшебном зачатии.
Роды Исиды, однако, прошли не так, как было достойно богини и царицы. Она пряталась от Сета, бушевавшего и искавшего ее выше и ниже по течению Нила. До Сета дошел слух о том, что Исида утверждала, будто она беременна ребенком от умершего Осириса, но он отказывался верить в это чудесное зачатие. Он полагал, что ребенок Исиды будет незаконнорожденным, но не хотел рисковать. Исида знала, что он убьет ее и ребенка, если найдет их. Она села на корточки в тростниках и родила, как простая крестьянка. Несколько часов она была в агонии, находясь между жизнью и смертью, пока, наконец, не пришла подмога с амулетами из лягушек и камней, чтобы помочь ей: Ребенок родился на свет — Тот, Кого Долго Ждали, Гор, Мститель за Своего Отца, Гор, Ястреб Бога Солнца. Его рождение произошло в день весеннего равноденствия, когда Земля наиболее плодотворна.
Его отец, скрытый в своем гробу, иногда приходил к Гору и учил его. Они как мужчина с мужчиной обсуждали оружие и искусство войны, потому что знали, что когда-нибудь Гор будет вынужден бороться за трон с могущественним Сетом.
Однажды Осирис спросил ребенка: «Какое самое правое дело, которое может осуществить человек?»
«Отомстить за своего отца».
«Какое животное самое полезное?» — продолжал Осирис.
«Лошадь», — быстро ответил мальчик.
Осирис бил озадачен, потому что обычно самим значимым животным считался лев, который в виде созвездия находится над головой в пору, когда Нил начинает наполняться водой.
«Почему ты предпочитаешь лошадь?» — спросил отец сына.
«Потому что лошадь стремительнее и нужнее при перехвате и отсечении вражеских сил. Лев сильнее, но лошадь быстрее».
Однажды, когда Исида отправилась в город, чтоби пополнить запасы, оставив своего ребенка спать одного на циновке, приполз скорпион и ужалил Гора. Когда Исида вернулась, она увидела, что ее сын неподвижен и похолодел, его конечности отекли, а на губах выступила белая пена. Она испытала непередаваемый ужас, взяв своего ребенка на руки. Она и ее сестра воззвали к солнечному богу Ра с такой силой, что Диск остановился вверху на своей орбите. Путешествие Ра , длившееся миллионы лет, впервые было прервано. Тот, бог науки и писец Ра, наставник Исиды, прилетел к ней на помощь вниз с лодки Диска Солнца.
Тот имел энциклопедическую память и написал множество обьемных трактатов по магии, математике, астрономии и астрологии. Даже важнее, чем знание того, какие заклинания были подходящими для исцеления Гора, их необходимо было правильно произнести. Пока Исида рыдала над телом Гора, Тот — Гермес учил ее должным образом произносить слова. Рана открылась, и из нее вытек яд. Гор снова начал дишать!
«Гор жив! Гор жив!» — закричала толпа.
Тот вернулся на лодку солнечного диска, а богиня Исида получила новий титул — Владычица волшебства .
Исида передала волшебные заклинания, которым научил ее Тот, жрицам своего храма, чтобы ни один ребенок в Египте не умер от укуса скорпиона.
Тем временем до Сета дошла молва, что мальчик, сын Исиды, продолжает расти. Он слышал, что ребенок мастерски управлялся с оружием, и что магнетизм Гора привлекал даже собственных воинов Сета из его дворца.
Каждую ночь Сет выходил из дворца якобы поохотиться, но на самом деле, чтобы найти Гора и убить его. Он обыскивал все пещеры при свете Луны. Однажды в полнолуние он обнаружил гроб Осириса, вскрыл его и разрезал тело на 14 частей, а затем бросил их в Нил. На следующее утро Исида увидела, что саркофаг разорен. Она смастерила легкую лодку из папируса и отправилась вниз по реке искать части тела Осириса. Гор, тем временем, изучал черную и белую магию. Он сказал матери, что встретит ее в храме в Абидосе, где хранился деревянньїй гроб из тамариска. Исида должна была принести туда части тела, чтобы они при помощи ритуалов его снова восстановили.
Исида во время своего путешествия вниз по Нилу встречала множество жестоких крокодилов, но они имели такое уважение к ней, что не сьели ни одной части тела Осириса. С того времени крокодилы стали считаться в Египте священными животными. Исида нашла 13 частей, но рыбы сьели фаллос, и потому она принесла Гору тело, которое не было целым — не хватало одной очень важной части.
В храме Абидоса они собрали части тела и добавили к ним модель фаллоса, которую сделала сама Исида. Им пришлось совершить множество обрядов над телом в течение 14 дней цикла убывающей Луны . Только после того как ритуал был закончен, Гор смог отправиться на поиски своего дяди, чтобы вернуть себе свой трон.
Бог Тот спустился с Диска, чтобы выступить в роли посланника и арбитра, чтобы судить сражение между Сетом и Гором, между дядей и племянником. Некоторые источники говорят, что, возможно, он пришел, предвидя, что Исида будет нуждаться в нем.
Действительно ли Тот все знал заранее, но он, безусловно, был нужен Исиде. Сначала Сет и Гор боролись в течение трех дней подобно «большим медведям». Затем Гор смог победить и заковал дядю в цепи. Он привел Сета к матери, толкнул на пол, а затем поставил свою ногу на его большую рыжую голову. После, оставив царицу охранять своего пленника, Гор отправился распорядиться армией Сета.
Как только Гор ушел, Сет начал умолять Исиду, чтобы она его отпустила. «В тюрьме холодно и темно; это недостойное место для великого царя». «Конечно, земля восстановит свое изобилие быстрее, если ты освободишь меня». «Я, в конце концов, твой брат». Когда все эти доводы потерпели неудачу, Сет показал ей раны, которые нанес ему Гор. Его состояние, наконец, разжалобило Исиду, и она освободила его.
Гор, порывистый Овен, рожденный в день весеннего равноденствия, вернувшись, обнаружил, что мать простила и освободила человека, который дважды убивал его отца и его самого лишил законного трона. Измученный сражением и обезумев от этой новости,
Гор выхватил меч и в припадке ярости отсек голову своей матери. Тот, однако, стоял рядом и смог немедленно произнести правильные слова, чтобь спасти Исиду. Он заменил ее отрубленную голову головой Хатор, древней египетской богини-коровы. Тогда Исиду стали называть Хатор, старшей земной богиней, Покровительницей родов.
Мать и сын после этого вместе преследовали Сета. Они гнали его до берегов Красного моря. Он никогда больше не вернулся в Египет, а долина Нила вновь стала процветающей при царствии Гора и четырех его сыновей, которые правили последовательно справедливо и гармонично.
Исида и Осирис стали судьями мертвых в загробном мире. Там они встречают вновь прибывшие души и судят их согласно 42-м заповедям.
На первый взгляд эта история могла бы показаться скорее солнечным, чем лунным мифом. Солнечный Гор боролся, чтобы вернуть себе царство, захваченное злобным дядей. Но если мы посмотрим еще раз, то увидим, что на самом деле этот рассказ об Исиде и тонкой, магической силе Женского, то есть это Лунный миф. И все же, Исида — это не Великая Мать, которая собственной силой и властью осуществляет контроль над жизнью, смертью и возрождением, а Помогающая Дева — скромная Дева, дитя и ученица Гермеса — Тота.

Дева — более нежная осенняя богиня, она не обладает Шакти Великой Матери. Исида сообщает Иштар, что она — царица Юга, закатного Солнца — Шестой Дом, или область сумерек природного Зодиака . Мы понимаем роль Исиды как посредника, когда Плутарх говорит нам, что она является дочерью Гермеса. Она Девственница и Мать, проситель и посредница при передаче дара божественной милости и мудрости. Но она остается полностью зависимой от Тота, ее Божественного Наставника, когда приносит сознание человечеству. В этом мифе Исида ничего не делает сама, собственной властью. Она — скромное средство, Храм Гора, благодаря которому передаются методы исцеления.
Дева-Богиня учится, ждет, просит, верит (полярность знака Рыб) и эффективно и правильно действует в кризисной ситуации. Исида проявляет милосердие к Сету, которое появляется, как нам говорят, из «жалости ко всем его человеческим слабостям». Все же, в награду за все ее тихое смирение, Исида побеждает в итоге; солнечные фигуры не столь сильны, как она. Даже Сет изгнан из Египта благодаря ее терпеливим, постоянным усилиям.
Сын Исиды Гор, Божественний Ребенок Ра, бога Солнца, всем обязан своей матери — своим чудесным рождением от семени умершего отца, тем, что он выжил во время родов, тем, что был спрятан от воинов Сета в пещерах по берегам Нила, своим чудесным исцелением от укуса скорпиона, возможностью научиться магии у Исиды и искусству войны у Осириса и, таким образом, косвенно, даже своей победой над Сетом в борьбе за трон. Всем этим он обязан Женскому, своей скромной матери. Фактически, он слишком много задолжал собственному эго, и в конце он отсек матери голову, чтоби достичь собственной свободы и пространства для личного роста. Таким образом, Гор стал способен занять трон и править своей собственной властью.
В мифе об Исиде есть много характерных черт Девы: смирение, перфекционизм (магические слова должны быть произнесены абсолютно правильно), эффективные действия во время кризиса, применение приобретенных навыков и методов для решения проблемы, заступничество за других перед богами (многие Девы занимаются работой посредников при подборе персонала, детской психотерапией, менеджментом среднего звена в государственних структурах и т.д.), целительство (не повреждая тело). Целительство — другая черта, характерная для Девы, а также для поисков Исиды. Сначала она хранила тело Осириса неповрежденным, затем она спасла и возродила холодное тело Гора, и, наконец, в случае врага, Сета, Исида приняла решение освободить его. Она сделала это не для того, чтоби восстановить царство, и не потому, что он был ее родственником, а потому, что ему нанесли раны в сражении, и он не должен был оказаться в холодной, темной, сырой тюрьме. Ему необходим был солнечный свет и исцеление. Исида не могла допустить, чтобы даже враг испытывал физические страдания.
В «эзотерической астрологии» Алиса Бейли обращает внимание на то, что двойственность Гермеса выражает себя в знаке Девы как дихотомия души и тела. Полярность Рыб подчеркивает эту дилемму, потому что выделяет отказ от имущества, иногда даже включая необходимые для здоровья вещи типа витаминов, всякий раз, когда транзиты выступают в гороскопе против энергии Девы.
Таким образом, эзотерическая Дева может колебаться от акцента на тело к акценту на душу в зависимости от времени года — транзиты через середины Шестого — Двенадцатого Домов или оппозиция Солнца в Деве, восходящей Деве. Исцеление тела, сознания или души (психическое исцеление ) — естественный вид поисков людей этого архетипа , но у Девы бывают периоды сомнения. Должна ли она забыть о собственном теле и своем здоровье или отречься от всего этого и работать над развитием интуиции, воображения и способности Рыб к отречению? Больше медитировать? А может, поискать монашеского уединения?
Ожидание, скрытая жизнь, служение — это также характеристики Девы. Исида и Осирис долгое время ждали ребенка. Казалось, они думали, что впереди у них очень много времени, и, таким образом, Гор стал посмертным Божественним Ребенком Осириса. Многие Девы занимают выжидательную позицию подобно Исиде или Персефоне до середины жизни, прежде чем принять главное решение. Исида не понимала до смерти Осириса, насколько сильно она его любила. Многие Девы не отвечают на свои внутренние потребности и чувства вплоть до середины жизни или даже позже, до того момента, когда эзотерический управитель поворачивается к индивидуальности.
Тихая, скрытая жизнь Девы может быть проведена в обучении, больнице или на государственной службе в качестве низкооплачиваемого служащего, который на самом деле знает, что он обладает интеллектом и достаточно талантлив, чтоби двигаться вперед. Дева проводит долгий период ученичества, как Исида с Тотом, прежде чем она сама стала Богиней.
Часто Дева, восходящая Дева спрашивает: «Почему кажется, что я — поздний цветок?» Если задуматься о сущности Гермеса, у которого есть два мнения насчет возможности рискнуть и оставить свое безопасное, надежное ученичество, и о замечании Исиды о том, что до того, как Осирис умер, она не понимала, как сильно его любила и как хотела от него ребенка. До трагедии с Осирисом жизнь для нее была просто возможностью учиться. В конечном счете, она родила собственного Божественного Ребенка, но только после того, как сначала помогла Иштар воспитывать ее младенца.
Таким образом, Дева часто дает жизнь собственным творческим проектам после того, как сыграет поддерживающую (лунную) роль в создании творческого предприятия другого.

Исида, подобно ему, была дочерью богини неба Нут и бога земли Геба . Известнейший миф об Исиде рассказывает, как после предательского убийства Осириса завистливым братом Сетом , она после долгих странствий разыскала разбросанные убийцей куски тела мужа и соединила их, создав первую мумию . В Египте считалось, что разлив Нила – это слёзы, которые Исида проливает о погибшем супруге. При помощи волшебного заклинания, превратившись в самку коршуна и распластав по мумии мужа крылья, она смогла забеременеть от тела мёртвого Осириса. Исида родила от него сына Гора , которого пришлось скрывать от Сета в болотных тростниках Дельты Нила. Став взрослым, бог Гор отомстил погубителю своего отца.

Этот миф выделяет в Исиде начала женской любви и верности. Другие легенды выставляют на первый план её мудрость и магическую силу. По преданию, Исида смогла заполучить для себя первооснову волшебного знания: узнать истинное имя отца богов – Солнца-Ра . Из слюны самого Ра Исида создала змея, который укусил его. Страдая от яда, Ра в обмен на исцеление открыл Исиде своё тайное имя, с чьей помощью можно творить любые заклинания и подчинить все загадочные силы мира. Благодаря этому Исида прославилась как матерь разнообразных знаний, изобретательница лекарств и т. п. Свои магические навыки она передала и сыну, Гору.

Гор, отнявший у Сета похищенное им владычество над Египтом, позже почитался как божественный покровитель царской власти. Вследствие этого и родительнице Гора Исиде стали поклоняться как «Матери фараонов ». Она часто изображалась кормящей царей грудью. Её традиционным головным убором стал царский трон.

Культ Исиды был распространён в Египте не меньше, чем культ Осириса. На неё стали переносить черты, качества и деяния некоторых других богинь, прежде всего Хатхор . Царский трон на голове изображений Исиды нередко стал заменяться убором Хатхор – солнечным диском в обрамлении рогов коровы.

Крупнейший храм Исиды находился на острове Филе (близ Асуана), на самом юге Египта. Этот остров считался местом захоронения Осириса. Другие крупные храмы располагались в Коптосе, Абидосе и Дендере (где, согласно мифам, Исида была рождена богиней Нут). С Исидой связан особый символ-амулет – тет (тиет), несколько напоминающий анх . Небесными воплощениями этой богини египтяне считали звезду Соптед (Сириус, с восходом которого начинался разлив Нила) и созвездие Большой Медведицы.

Развалины храма Исиды на острове Филе

Благодаря своей необычайной важности, поклонение Исиде распространилось из Египта по всему древнему средиземноморскому миру. В эпоху эллинизма с ней сопоставляли финикийскую Астарту и греческую Деметру . Затем она стала почитаться в других странах и под своим собственным именем. Исида имела немало храмов в Элладе и Италии. Культ Исиды приобрёл здесь таинственные, чувственные, иногда безнравственные формы. К нему проявляли уважение императоры

Славян - Жива, египтян, римлян и греков - Исида или Изида. О ней и пойдет речь в статье.

Архетип Исиды

Богиня Исида изображается как женщина в головном уборе в виде трона. Она имеет египетское происхождение, но со временем ее культ распространился по всему греко-римскому миру.

Богиня жизни Исида принадлежит к категории великих богинь-матерей и почитается как идеальная супруга. Она отождествляется с плодородием и является защитницей женщин, ремесленников, грешников и угнетенных.

Богиня вечной жизни Исида представляет собой высшее выражение при сознательном использовании женской силы, любви и мистики.

Мифология

Исида - великая богиня материнства и плодородия в египетской мифологии. Ее культ происходит из дельты Нила. Богиня обладает многочисленными талантами, но главным из них является проявление женского могущества посредством воли и сострадания.

Исида была рождена в болотах Нила в один из первых дней создания мира. Она первая дочь Геба - бога земли, и Нут - богини Неба. Исида обучала женщин молоть зерно, плести лен, ткать его и приручать мужчин в семейной жизни. Исида жила со своим братом Осирисом - богом вод Нила и его флоры. По достижении совершеннолетия они поженились. Их союз был счастливым и гармоничным. Молодые посвящали все свои дни восприятию и управлению миром. Объединяя усилия, боги посылали благодать на родную египетскую землю и на плодородные воды Нила. Ночью божественная пара предавалась любовным утехам, и ничто на этом свете не могло помешать их союзу.

Люди поклонялись и любили Осириса и Исиду. Все, кроме их завистливого родного брата Сета. Он решил свергнуть их господство. Для этого Сет убил Осириса, спрятав его тело в каменный гроб. Впоследствии из него вырастет большое прекрасное дерево. Богиня Исида после известия о гибели мужа была убита горем. Она постригла свои длинные прекрасные волосы, порвала на себе одежды, оплакивая потерю супруга. Ища тело своего возлюбленного, Исида отправилась в Финикию, где королева Астарта взяла ее к себе из жалости. Таким образом, богиня Исида стала кормилицей будущего принца при королевском дворе.

Исида ухаживала за ребенком. Но в один из дней она положила мальчика в топку, где его нашла разъяренная королева. Исида открыла ей свои магические способности, а будущий принц в тот день обрел бессмертие. Королева-мать, в свою очередь, показала богине место, где находилось дерево тамаринд, растущее из тела бога Осириса. Тогда Исида решила похоронить возлюбленного. Об этом узнал ее родной брат Сет. Он порубил тело Осириса на двенадцать кусков и разбросал их по всей территории Египта.

Воскрешение Осириса

Исида, превратившись в птицу, летала над родной землей в поисках останков мужа. Соединив найденные фрагменты воском с помощью Анубиса, она обнаружила отсутствие у тела Осириса детородного органа. Исида изготовила новый инструмент любви из золота и воска и завершила сбор останков погибшего мужа.

Впоследствии, благодаря своим магическим силам, богиня жизни и здоровья воскресила Осириса на короткий промежуток времени. Это позволило ей зачать от него сына. Богиня дала мальчику имя Гор. Рожденный ребенок носил голову сокола. Он родился сильным и могучим богом, который впоследствии отомстил Сету за смерть отца.

Играл важную роль в египетской культуре. Считалось, что разлив реки Нил - это слёзы, которые Исида проливает о погибшем Осирисе.

Поклонение богине

Исида считается одной из самых известных и почитаемых богинь в бассейне Средиземного моря. От эпохи птоломеев поклонение богине - символу невесты, матери, плодородия и покровительницы мореплавателей, распространилось на эллинистический мир, а оттуда и в Рим. Именно там культ богини приобрел мистическую окраску. Тому виной связи Исиды с потусторонним миром.

При рождении в получила имя Ау Сет, что на египетском языке означает "душа". Но греки-колонизаторы, исказив произношение, распространили Исиды от дельты Нила до берегов Рейна. Так имя богини Исиды (Изиды) стало известным всему миру.

Во времена развития Римской империи культ богини вечной жизни и здоровья выражался в пышных празднованиях и шествиях по улицам городов. Жрицы богини надевали белые одежды и украшали волосы многочисленными цветами. Отсюда берет начало культ поклонения целомудрию, потому что белый цвет отождествляется с чистотой и невинностью.

В более древней версии Осирис отождествлен с Луной, а Исида - с природой. Поэтому ее цвета имеют зеленый оттенок. Но после свадьбы Исида стала женой оттого ее цвета изменились на белые.

Богиня, победившая смерть в надежде вернуть своего возлюбленного, способна с равной легкостью упразднить ее для последователей своей веры.

Атрибуты богини Исиды

Богиня жизни у греков являлась матерью-природой. Она боролась за гармонию мира и пыталась противостоять природным катаклизмам. С Исидой отождествляли два аспекта: луну и природу. Ее имя часто интерпретируется как знание и мудрость. Врожденная способность следовать природе вещей характеризуется как неизбежное взаимное развитие отношений. Это мудрость инстинкта, которым обладала богиня.

Исиду часто изображают с ребенком на руках. Младенец является результатом любви богини и реинкарнации его любимого мужа. В период траура богиня вечной жизни была одета в черные одежды, как черная дева из святыни Европы, богиня исцеления. Статуи черной Исиды имеют и другое значение. Как тень луны, в поисках пропавшего мужа богиня безнадежно жаждет воссоединиться с ним.

Знаменитая вуаль Исиды

Красочная вуаль Исиды имеет сходство со знаменитой вуалью Майи из древней индийской философии. Она представляет собой несколько форм природы, отождествляемых со святым духом.

Вуаль, или покрывало, Исиды - это форма вечно изменяющейся стихии, чья красота и трагедия постоянно проплывают перед человеческим взором. Оно включает в себя изображения деревьев, холмов, моря, людей и их эмоций. Человек может лишь созерцать эту картину, но он не в силах изменить ее. Таков закон жизни.

Смертный, которого коснулось покрывало богини жизни и здоровья Исиды, награждается божьей милостью и удачей.

Иконография

Богиня жизни и здоровья в древнегреческой мифологии часто отождествляется с коровой, между рогов которой заключено солнце, а также представляется как ястреб или женщина с крыльями, символизирующими ветер. В крылатом виде ее можно увидеть на крышках саркофагов.

Изображение представляет акт принятия душой новой жизни. На других иконах она предстает в виде одетой женщины, держащей в руках цветок лотоса - символ плодородия и власти, а также женщиной, кормящей грудью новорожденного сына. Иногда символом богини вечной жизни Исиды является египетский узел ору. Точное значение этой детали одежды неизвестно, но есть предположение, что оно отождествляет бессмертие.

Символика

В ритуалах празднования Дня плодородия во время шествия перед изображением бога Осириса устанавливали горшок или кубок, до краев наполненный водой. Этот символ обозначал вечную и неизменную смену поколений. Также в примитивных обрядах можно было увидеть факел, обозначающий мужчину, и чашу, символизирующую женщину, как ритуал зачатия наследника Осириса и Исиды.

  • Животными, представляющими греческую богиню жизни, являлись ястреб, скорпион, крокодил, змей.
  • Растения: тамаринд, лен, пшеница, ячмень, виноград, лотос.
  • Металлы и камни: серебро, золото, черное дерево, слоновая кость, лазурит, обсидиан.
  • Цвета Исиды: серебро, золото, черный, красный, синий и зеленый.

Ритуалы Исиды

Главным ритуалом богини жизни Исиды являлось возрождение возлюбленного из мира мертвых. В нем заключалась надежда на воскрешение. В Древнем Египте каждый год проводили священный ритуал, посвященный этому событию. Он являлся одним из важнейших религиозных обрядов страны.

Принять участие в нем могли лишь люди, потерявшие родных и близких. Гости обряда наблюдали процесс возрождения Осириса в образе сына Гора. Боль потери была представлена черными одеяниями присутствующих.